Система подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации по географии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................................
2
1.
Особенности государственной итоговой аттестации по географии........................
4
2.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов Ульяновской области по географии....................................
7
3.
Опыт работы по подготовке выпускников 9 классов
МБОУ города Ульяновска «Средняя школа № 66»
к государственной итоговой аттестации по географии.............................................
10
4.
Разработка системы подготовки выпускников 9 классов
к государственной итоговой аттестации по географии.............................................
15
4.1. Этапы подготовки выпускников 9 классов
к государственной итоговой аттестации по географии......................................
15
4.2. План подготовки выпускников 9 классов
к государственной итоговой аттестации по географии
(на примере МБОУ «СШ № 66»)............................................................................
21
Заключение и выводы......................................................................................................
25
Литература.........................................................................................................................
27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения. Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которой является дифференциация выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся.
Апробация ГИА в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.
С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.
Цель работы – разработка и апробация основ системы подготовки учащихся к успешной сдачи ГИА в процессе обучения географии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
рассмотреть теоретические основы проведения ГИА по географии;
выявить особенности ГИА выпускников 9-х классов по географии;
охарактеризовать структуру экзаменационной работы;
описать опыт работы по подготовке учащихся 9-х классов МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 66» к ГИА;
дать рекомендации по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по географии;
определить психолого-педагогические технологии, которые обеспечивали бы формирование положительной мотивации выпускников 9-х классов на успешную сдачу ГИА
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ проблемы подготовки к ГИА по географии выпускников 9-х классов на основе педагогической и методической литературы; анализ нормативных документов; комплекс диагностических методов; сравнение; анализ; синтез; моделирование; прогнозирование; изучение опыта работы учителей, тестирование учащихся средних и старших классов; наблюдение и др.
Гипотеза. Успешная сдача ГИА возможна под влиянием системы психолого-педагогических технологий в преподавании географии. Данная гипотеза будет подтверждена, если:
целенаправленно работать по формированию интереса к предмету и мотивации его изучения на самых ранних этапах преподавания географии;
углублённо изучать предмет;
на первый план выдвигать цель развития личности, а предметные знания и умения рассматривать как средства их достижения.
1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ГЕОГРАФИИ
География в основной школе – единственная учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления [4].
Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях [7].
С 2008 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования производится государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она полагает в качестве итога получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников 9-х классов [18].
Основная задача ГИА по географии оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы, учреждения начального и среднего профессионального образования [4].
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Увеличения числа таких форм – положительная тенденция современной системы общественного образования [4].
Задача новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы [8].
Задания для государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 класса используются, и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ научные исследования в области педагогических измерений [3].
ГИА по географии – необязательный выпускной экзамен по выбору в конце 9-го класса. Выпускники выбирают его, если им требуется география для зачисления в профильный 10 и 11-й классы. Также этот экзамен может быть выбран, если ученик хорошо разбирается в предмете и это один из наиболее легких для него экзаменов, ведь в 9-м классе придется выбирать два экзамена по необязательным для сдачи предметам [20].
Выпускники при подготовке к аттестации могут использовать демоверсии экзаменационных работ по предметам. Содержание экзаменационных работ определяется обязательным минимумом содержания основного общего образования по предметам и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [15].
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий разных типов. Продолжительность работы – 120 минут. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также – способность применить знания и умения в различных ситуациях [15].
Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации – статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию текста, статистических таблиц, карт [8].
При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения [14].
Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране [13].
В связи с требованиями стандарта в экзаменационной работе проверяется сформированность представлений о странах мира, регионах России [18].
При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов [18].
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся [18].
Введение ГИА помогает обеспечить равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку применяются однотипные задания и единая шкала оценки результатов. Экзамен проводится в условиях, обеспечивающих достоверность результатов (проверка результатов на компьютере и группой независимых экспертов), объективную оценку и контроль качества образования, более высокую мотивацию на его успешное прохождение [18].
К ГИА допускаются: выпускники, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных, обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету с обязательной сдачей экзамена по этому предмету, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении [18].
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
Анализ результатов ГИА по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Ульяновской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровнях [5].
При анализе результатов в 2013 и 2014 годах были сделаны подсчёты, которые вывели средние показатели выполнения работы.
Анализ выполнения работы показал, что учащиеся достаточно хорошо усвоили темы «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и экология», большие сложности вызвали ответы на вопросы «Природа Земли и человек».
Успешнее всего учащиеся справились с заданиями, где необходимы были конкретные знания или хорошо отработанные умения, учащиеся определяют хорошо знакомые географические явления и объекты, умеют пользоваться знакомыми картами. Менее успешными были ответы на вопросы, где нужно было использовать географические знания и умения в новой творческой ситуации, т.е. решать практические задачи посредством географии [17].
Следует отметить недостаточную сформированность практических умений работать с различными источниками географической информации (карты, планы местности, таблицы, диаграммы и др.).
Так, результаты выполнения заданий на определение по карте и плану местности расстояний при помощи масштаба не позволяют отметить удовлетворительный уровень сформированности у выпускников данного умения. С заданиями справились только 36,3 – 49,6% учащихся. Определить географические координаты на карте смогли 45,3 – 72,2% учащихся [9,11].
Примерно 46,3 – 62,6% учащихся умеют узнавать географические объекты и явления по их признакам, однако лишь 23,1% – 27,8% умеют объяснять их существенные признаки [9,11].
На экзамене проверялись такие картографические умения, как представлять результаты измерения в разной форме (узнать профиль рельефа местности, построенный по определенному отрезку на топографической карте), определять поясное время; прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях. Эти умения сформированы у 50 – 60% выпускников 9-х классов [9,10].
Умение выбрать источник информации (карту) для решения конкретной задачи (для определения температуры и среднегодового количества атмосферных осадков, для определения приграничных государств) продемонстрировали в целом около 65% выпускников. Более 50% могут прочитать карту погоды с помощью представленной легенды и определить зону действия циклона или антициклона. Также можно констатировать, что все экзаменуемые могут найти конкретные статистические данные в таблице. В среднем у всех экзаменуемых (40 – 60% выпускников), сформировано умение определять некоторые географические показатели на основе имеющихся данных (плотность населения, естественный прирост, смертность по статистическим данным). Это говорит об усвоенности данных понятий, о понимании их сущности [16].
Умение определять географические объекты (регионы России, страны, природные зоны) по их признакам проверялось заданиями повышенного уровня сложности с географическими текстовыми описаниями. Определение регионов России дополнительно проверялось заданиями, в которых краткие описания были взяты из жизненных ситуаций (использовались рекламные слоганы туристических компаний). В целом с определением географических объектов по признакам справились более 50% аттестуемых [1, 16].
Более 40% могут устанавливать эмпирические зависимости на основе представленных данных [16]. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у участников экзамена этого важного метапредметного умения, предусмотренного требованиями образовательного стандарта [1]. С заданиями высокого уровня сложности с развернутым ответом, требующие понимание связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран, справились 17,6 – 22,6% учащихся. При этом данное умение является значимым для понимания зависимости между компонентами природы и хозяйственной деятельностью отдельных стран и регионов [16].
В целом необходимые знания и умения у выпускников можно считать сформированными, т.к. средний процент по Ульяновской области составляет 69,95, что соответствует отметке «3,92» или оценке «хорошо». Наиболее высокий средний балл наблюдается в Инзенском, Павловском и Тереньгульском районах. Наиболее низкий – Сенгилеевском и Кузоватовском районах и городе Ульяновске. Наибольшее количество сдающих экзамен характерно для городов Димитровграда и Ульяновска, наименьшее – для Инзенского, Павловского и Тереньгульского районов.
Всего по области в ГИА-9 приняли участие 64 учащихся (100,0%), из них 13 учащихся (20,3%) получили отметку «5», 36 учащихся (56,3%) – отметку «4», 12 учащихся (18,8%) – «3» и 3 учащихся (4,7) – отметку «2».
3. ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ
МБОУ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 66»
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ
Залогом успешной сдачи экзамена является качественное освоение школьной программы, повторение и систематизация изученных в 5-9 классах тем по предметам, развитие различных умений (читать и анализировать содержание текста, решать задачи и т.п.) [4].
Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний [4].
Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания [7].
Учитывая ограниченность времени, при повторении важно остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а также уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.
Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии;
помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;
привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;
дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.
В начале учебного процесса было проведено вводное занятие. Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера: назначение государственного экзамена в 9 классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению [17].
Каждый учитель географии заинтересован в успешной сдаче экзамена своими учениками. Заинтересованы в выпускниках с высоким уровнем базовой географической подготовки и высшие учебные заведения соответствующего профиля, в которых проводятся вступительные испытания по географии [17].
К ГИА, как и к любому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая, продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ГИА», хотя и не исключает использования подобного рода вопросов [11].
По сей день остаётся нерешённой проблема, связанная с организацией подготовки выпускников к ГИА по географии. Возможна организация факультативных занятий, но не в каждой школе в выпускных классах найдется достаточное количество выпускников для организации таких занятий. В условиях города можно организовать подготовку учащихся разных, недалеко расположенных от друга школ, на базе одной из школ с привлечением наиболее опытных и квалифицированных учителей [20].
При подготовке учащихся к ГИА необходимо учесть две стороны: содержательную и процессуальную. Первая включает в себя наличие специальной программы, учебный материал занятий по подготовке школьников к сдаче ГИА. Процессуальная сторона подразумевает использование особых форм, методов, приемов, средств обучения. Новая форма итоговой аттестации требует развития умения не только простого воспроизведения знаний, но и применения их в измененной и новой ситуациях. Кроме того, традиционная форма аттестации, ушедшая в прошлое, проверяла усвоение материала не за весь курс школьной географии [11,20].
Педагогам в своей работе следует сделать упор на формирование у учащихся умений работать с картой (формировать знания карт разного содержания и умений работы с картами), способности формулировать мысли с использованием географических терминов и записывать ход рассуждений при решении различных задач. Работу по подготовке учащихся к сдаче ГИА можно выстроить следующим образом.
Занятия по подготовке учащихся к экзамену следует начать с начала учебного года, проводя их 1 раз в неделю (34 часа за год). Хотя возможны и другие варианты: 2 часа в неделю (68 часов), 1 раз в неделю с января по март и 2 часа в неделю в апреле и мае (28 часов), занятия во втором полугодии по 2 часа в неделю (36 часов). Продолжительность занятий составляет 45 минут [11,20].
Цель данной работы – систематизировать, обобщить усвоенное учащимися географическое содержание с позиций мышления и навыков старшеклассников.
На первом этапе работы по подготовке учащихся к сдаче экзамена целесообразно:
ознакомить учащихся с процедурой экзамена, со структурой экзаменационной работы, с типологией заданий, с критериями оценивания;
выявить уровень имеющихся у учащихся знаний и умений с целью определения пробелов в изученном материале, сделать это можно с помощью самостоятельного решения учащимися пробного варианта основного государственного экзамена (ОГЭ);
оказать помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ОГЭ, указав на использование учебников и пособий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ.
Второй этап работы предполагает реализацию содержания программы через проведение различного рода занятий, направленных на повторение основных разделов курса географии. Большая часть занятий проходит в лекционной форме, имеют место семинарские занятия, практические занятия.
Поскольку количество времени ограничено, наиболее оптимальной формой занятий является сочетание теоретического материала с выполнением тестовых и практических заданий. При планировании занятий учителю рекомендуется:
делать упор в повторении на тех темах, в которых выпускники прошлых лет допустили наибольшее количество ошибок,
обратить особое внимание на повторение тем, изученных давно (6-8 классы),
предусмотреть использование различных источников знаний (карт, статистических материалов, рисунков, диаграмм),
целенаправленно формировать у учащихся умение четко, географически правильно излагать свои мысли (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их в классе),
учитывать один из главных недостатков подготовки выпускников прошлых лет – непонимание и недостаточная сформированность некоторых понятий (солнечная радиация, циклон и антициклон, международная экономическая интеграция и т.д.)
акцентировать внимание на работе с картографическим материалом, т.к. многие недостатки в подготовке учащихся связаны с доминированием словесных методов; включать задания, выполняемые по фрагментам контурных карт,
обеспечить учащихся домашним заданием в максимальном объеме,
использовать наглядный материал: атласы, рисунки, иллюстрации, схемы.
При проведении занятия учитель может использовать самые разнообразные формы и методы:
проведение консультаций;
проведение факультативов;
репетиторство;
организация элективных курсов;
самостоятельная работа;
работа с картой;
использование тестов типа ОГЭ;
использование творческих заданий,
использование тематических (в т.ч. метод проектов);
подборок тестов;
анализ схем, диаграмм, рисунков.
При выборе лекционного материала, кроме традиционных источников, учителя могут использовать многочисленные публикации в периодических методических журналах «География в школе», «География и экология в школе 21 века». Структура занятия курса по подготовке учащихся к ГИА может иметь такую форму:
Организационный момент
Объявление темы, задач, ознакомление учеников с теми знаниями и умениями, которые они должны продемонстрировать на экзамене
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Закрепление пройденного с помощью выполнения тестовых заданий всех трех уровней
Домашнее задание и подведение итогов занятия
Содержание домашнего задания может быть разнообразным. Это могут быть работы с контурными картами, выполнение тестовых заданий, работа с дополнительными источниками информации, заучивание номенклатуры, подготовка устных сообщений, рефератов, составление учащимися своих тестовых заданий и т.д.
В своей работе по подготовке учащихся к ГИА учителя могут использовать: образцы материалов ГИА прошлых лет в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения отдельным темам, активные формы обучения, создание проблемных ситуаций, обучение логическим приемам.
Метод проектов – одна из новых образовательных технологий, реализующая задачу развития творческих способностей ученика; суть его заключается в создании учащимися тренировочных вариантов тестов по географии в качестве подготовки к ГИА; работа может выполняться в парах, группах. Проект, разработанный учениками, должен включать вопросы уровней А, В, С, а также критерии оценивания для уровня С, количество заданий – 50. Использование метода проектов позволяет осуществить личностно-ориентированное обучение, активизировать интерес учащихся и вовлеченность в работу.
На заключительном этапе работы учитель проводит пробные работы в формате ГИА в резервные часы, предусмотренные в планировании.
Подготовка к ГИА по географии должна учитывать:
специфику экзаменационного материала;
выполнение работы при отсутствии картографических материалов [8].
Роль географии как учебного предмета в современном образовании очень велика, т.к. она формирует нравственно-оценочное отношение к окружающему миру. Но при этом внимание к данной дисциплине в современной школе отводится совсем незначительная часть.
Этапы подготовки учащихся к ГИА по географии:
Оценить знания ученика по предмету посредствам решения демонстрационных вариантов.
Составление сводной таблицы, выявление вопросов на которые следует обратить внимание.
Составление индивидуальной программы для ученика.
Подбор тематических тестов из различных источников ГИА.
Отработка теоретического вопроса.
Закрепление в виде тематического теста.
На сегодняшний день очень много изданий публикуют различные сборники тестовых заданий составленные по спецификации, которые стоит использовать при подготовке к уроку.
Учителю стоит сделать выборку тех «проблемных» заданий, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, и при этом обеспечить качественную теоретическую подготовку. При этом учении должен сам искать причинно-следственные связи, например в заданиях по теме «Факторы размещения производств».
На данном уроке прежде всего главной задачей учителя является связать теоретический материал с тестовыми заданиями. Все начинается с постановки цели и образовательных задач.
На таких уроках можно развивать два направления, прежде всего закреплять ранее изученный материал, и приступать к изучению нового материала ссылаясь постоянно на тестовые задания, либо изучать новый материал и закреплять основы. На уроке лучше рассматривать яркие примеры доступные для восприятия каждому ученику.
Эффективность урока зависит от взаимодействия и учителя и ученика.
Как и на традиционном уроке учитель должен чувствовать отдачу от ученика. Учитель должен точно убедится в том, что ученик усвоил материал. По средствам проведения тематического теста, либо простого собеседования по теме. Данное взаимодействие может иметь ступенчатую структуру. Для того что бы подняться на другой этаж (в нашем случае раздел учебного материала) он должен предъявить пропуск (в нашем случае знания по предыдущей теме).
4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ
4.1. Этапы подготовки выпускников 9 классов
к государственной итоговой аттестации по географии
На подготовительном этапе осуществляется поиск методов формирования системы подготовки учащихся к ГИА в процессе обучения географии.
Основной этап включает в себя следующие этапы реализации:
Изучение нормативных документов ГИА, корректировка рабочих программ и календарно-тематического планирования в соответствии с кодификатором. Включение заданий с элементами ГИА в изучении курса географии 6-х – 9-х классов.
Вовлечение во внеурочную деятельность, работа с родителями, формирование группы (класса) учащихся, которым необходима подготовка к ГИА по географии.
Углублённая подготовка учащихся по географии: дифференцированный подход на уроках; профильное преподавание предмета; элективные курсы; индивидуальные консультации.
Непосредственная подготовка к ГИА сильных и слабых учеников.
Тренировка в условиях, максимально приближенных к условиям реального экзамена, выработка определенного плана, стратегии работы на экзамене, психологическая подготовка.
На заключительном этапе проводится анализ полученных результатов на ГИА и дальнейшее самоопределение.
Внедрение образовательных технологий в процесс обучения
Большая часть задач первого этапа не выходит за рамки целей и задач обучения, независимо от предполагаемого вида итоговой аттестации. Однако учитель основной школы должен строить свою работу с учётом того, что какой-то части его учащихся потребуется сдавать ГИА по географии. Поэтому учитель должен иметь представление о том, какие темы школьного курса географии вызывают затруднения выпускников, их типичные ошибки. Ему должны быть известны основные нормативные документы ГИА, кодификатор и спецификация контрольно-измерительных материалов (КИМ), виды заданий различной сложности.
Определяя цели развития учащихся, учитель должен учитывать и те интеллектуальные умения, которые будут необходимы его ученикам при прохождении государственной итоговой аттестации. Сколько-нибудь глубокое изучение предмета невозможно без интереса к данной области знаний, без внутренней мотивации к такому изучению. Отсюда еще одна важная задача учителя основной школы: возможно более раннее выявление учащихся одаренных в данной области, зарождение интереса к своему предмету у тех, кто еще ищет себя. Методы формирования такого интереса могут быть различны: творческая структура уроков географии, кружковая работа, внеклассные мероприятия, олимпиады, проектная деятельность учащихся. Наличие группы учащихся увлеченных географией дает учителю необходимую поддержку на уроках, обеспечивает активное участие в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах учащихся.
Первый этап общей системы подготовки к ГИА плавно перетекает во второй этап, основной задачей которого является вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету и формирование группы учащихся, которым необходима подготовка к ГИА по географии.
Третий этап. Исходя из вышесказанного, основной учебной целью этого этапа является формирование прочных знаний курса географии. Одновременно продолжается развитие умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов. Желательно, чтобы к началу этого этапа учитель подошел со сформированной в целом группой учащихся, предполагающих сдачу экзамена по географии, хотя состав этой группы может в дальнейшем заметно меняться. Естественно, будет продолжена информационная работа с учащимися и их родителями.
Характер деятельности на этом этапе во многом зависит от размера группы учащихся, от того работает учитель в профильном классе, ведет ли элективные курсы для подготовки к государственной итоговой аттестации, или в его распоряжении только 2-х часовой базовый курс.
В последнем случае, особую важность имеет информационная беседа с учениками и их родителями в начале учебного года. Следует рекомендовать конкретные дополнительные пособия для самостоятельной работы (учебники, книги профильного уровня или специальные пособия для абитуриентов). Надо обратить внимание родителей на роль их помощи в подготовке своих детей. Конечно, характер этой помощи может значительно отличаться. Отдельные родители смогут обеспечить и подготовительные курсы при вузах, и платных репетиторов.
Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовки к ГИА небольшой группы учащихся. Для этих учеников предлагаются задания более высокого уровня. Эти задания могут предлагаться по желанию всем учащимся класса (свобода выбора), но особенно рекомендоваться тем, кто готовится к ГИА. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, обращая внимание на их значимость для подготовки к ГИА. Ученикам, готовящимся к ГИА, можно предложить подготовку докладов с помощью этих пособий по сложным разделам изучаемого курса. Поможет более глубокому изучению химии и привлечение этих учащихся в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
Самостоятельная работа учащихся на III этапе заключается в более глубоком изучении курса географии, большем объеме тренировке по применению и закреплению получаемых знаний. Успешность такой работы проверяется подборками тестов и задач, более близких по формату к заданиям на ГИА и короткими собеседованиями с учителем.
Часть тестов для самостоятельной работы даётся ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время. Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.
Элективные курсы для подготовки к государственной итоговой аттестации посвящены более глубокому изучению курса географии и решению наиболее сложных задач.
Лекционные, объяснительно-иллюстративные методы проведения занятий элективного курса обычно мало эффективны. Знания лучше усваиваются человеком, когда он осознал их необходимость. Поэтому занятия можно начинать с прорешивания кратких тестов в индивидуальной, парной или групповой работе. Ошибки, допущенные при выполнении этих тестов, служат основой для кратких разъяснений с опорой на теоретический материал, сделанных учителем или наиболее сильными учениками. Полученные знания закрепляются новой серией упражнений, задач, тестов. Наличие элективного курса не исключает необходимости самостоятельной работы учащихся, делая ее более регулярной и организованной. Тесты и задания, выполненные в ходе самостоятельной работы, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на занятиях элективного курса, в том числе и при работе в парах сменного состава. Учитель при этом выступает консультантам по самым сложным вопросам.
Методика использования тестов на уроках. Для успешной работы на ГИА учащиеся должны знать основные виды тестовых заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать свой ответ. Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках географии. Однако при этом надо помнить, что тесты – только одна из возможных форм контроля знаний, умений, навыков, имеющая при всех своих достоинствах и существенные недостатки. В тесте, особенно коротком, всегда есть возможность получения незаслуженной оценки за счёт угадывания, при их использовании не развивается устная и письменная речь ученика. Чтобы уменьшить влияние этих недостатков, можно использовать такой приём работы с тестами, как «Ответ с комментариями». Учащийся, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, даёт мотивировку своего выбора. Когда тест включает несколько заданий, комментирование каждого из них может потребовать слишком много времени. Поэтому учащийся может получить указание дать комментарий только к одному, определённому заданию. При устной фронтальной работе, каждый учащийся комментирует своё задание, и в классе последовательно прозвучат комментарии ко всему тесту, что поможет слабым ученикам лучше ориентироваться в изучаемой теме. Этот метод может быть использован и в парной работе, при этом учащиеся поочерёдно аргументируют ответы на вопросы теста своему партнёру. При групповой работе учащиеся получают тест, самостоятельно распределяют вопросы теста между членами группы, каждый ученик самостоятельно готовит ответы на свои вопросы теста. Сильные ученики, справившись со своими вопросами, помогают более слабым товарищам найти нужный ответ и его аргументировать. Затем все вопросы теста обсуждается в группе с тем, чтобы каждый ученик мог аргументировать ответ на любой вопрос. Выбор ученика, отвечающего на очередной вопрос, проводится случайным образом или по желанию команды соперников (урок-соревнование).
Разумеется, подготовка к ГИА не должна сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение теоретического материала желательно проводить при помощи опорных схем, выполненных в бумажном варианте и/или в виде интерактивного плаката-презентации. Во фронтальной работе с классом используются компьютерные тренажёры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.
Завершая III этап, проводится ещё одна информационная встреча с учениками и их родителями. На ней кратко подводятся итоги учебного года, отмечаются успехи и трудности в подготовке отдельных учащихся.
IV этап. Как и предыдущий, этот этап начинается с информационной беседы с учащимися и их родителями, где определяются условия подготовки к ГИА, цели и задачи такой подготовки на предстоящий учебный год. Характеризуются возможности учителя, подчеркивается важность самостоятельной работы учащихся и помощи родителей в этой работе.
Основной учебной целью этого этапа является повторение всего школьного курса географии, ликвидация возможных пробелов, углубление знаний и выработка навыков по отдельным разделам и видам деятельности. Одновременно учащиеся должны более конкретно познакомиться со структурой КИМов текущего года, выработать стратегию своей работы на экзамене, получить необходимую психологическую подготовку к нему. При организации этой работы большое значение имеет выбор реальных целей.
Выбор реальных целей определяется уровнем подготовки и личными целями конкретного выпускника. В группе учащихся, готовящихся к ГИА, могут быть разные ребята. Там может быть участник различных олимпиад, а может быть и учащийся, проучившийся все предыдущие годы на тройки, для которого ГИА по географии лишь необходимое условие для получения аттестата об среднем основном образовании. Могут быть такие учащиеся, за которых предмет по выбору на ГИА выбрали родители, а могут быть и такие учащиеся, кто выбрали этот предмет «за компанию», вместе с товарищем или подругой. В двух последних случаях требуется дополнительная работа с такими учащимися.
Особенности подготовки сильных учащихся. Основной целью подготовки к ГИА для сильных учащихся является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий части С. Для таких учеников разрабатываются или используются уже готовые электронные пособия и их бумажные варианты.
Надо учитывать, что многие учащиеся, занимающие высокие призовые места на олимпиадах, не обладают достаточной системностью и полнотой знаний. Ориентируясь в одних разделах курса географии на уровне вузовской программы, они «плавают» в других. Способствовать такому положению дела могут и элементы «звездной болезни» у некоторых учащихся. Поэтому, наряду с решением наиболее сложных задач, сильные ученики должны регулярно тренировать себя на выполнении заданий части А и В. При этом перед ними ставятся задачи: а) свести к минимуму ошибки, допускаемые по невнимательности; б) выявить те темы курса географии, где ошибки допускаются по незнанию, изучить эти разделы, отработать полученные знания на тематических тестах.
Ещё одной проблемой сильных учеников при выполнении ими тестов является то, что они порой видят правильные ответы там, где их не предусмотрел автор задания, ориентированный на школьный уровень знаний. Надо объяснить таким ученикам, что их задача на ГИА не в том, чтобы найти истинные или кажущиеся ошибки теста. Их задача понять, какие именно знания проверяются этим заданием, и показать, что эти знания у них есть. Если даже обнаружились 2 правильных ответа на вопрос в части А, из них надо всегда выбрать тот, который наиболее прост.
Подготовка слабых и средних учащихся ориентирована на успешную сдачу ГИА как минимум на удовлетворительную отметку. Для этого достаточно уверенного выполнения части А КИМ (12 баллов). Конечно, это не означает, что они должны тренироваться только по этим тестам. И в части В, и в части С даже среднеподготовленному ученику могут встретиться достаточно простые элементы заданий, которые позволят сделать результат экзамена более весомым. Попытки разбирать с такими учащимися задачи повышенной сложности, задавать эти задания для самостоятельной работы могут привести к тому, что у них сформируется установка на неудачу, представление о чрезмерной сложности экзамена, порой и отказ от него тогда, когда выбирать что-то другое будет уже поздно.
Одной из распространенных проблем учащихся со средним уровнем подготовки является плохое знание географической номенклатуры. Проводить отдельные занятия по изучению номенклатуры может и не стоит, но надо посоветовать различные способы уложить эту информацию в память: таблички с названиями или картосхемами над рабочим столом или над постелью, игры-соревнования на лучшее знание номенклатуры и т.п.
Существенным для успешной сдачи ГИА является также знание способов получения и свойств различных классов веществ, а также взаимосвязей между ними. Помогут в усвоении и закреплении этих знаний опорные схемы. Если учащийся не справляется с каким-либо заданием теста, это задание анализируется с помощью одной из схем, выясняются условия, необходимые для правильного ответа. Постепенно учащийся учится и самостоятельно использовать схемы при затруднениях, а это приводит к закреплению программного материала.
Хотя целью данного этапа является повторение всего школьного курса географии, но ограниченность времени требует выбора 3 – 4 тем, наиболее важных для сдачи экзамена, или наиболее сложных для конкретного ученика. На отработку материала этих тем и делается основной упор.
V этап, заключительный. Выделяется достаточно условно, это последний месяц – полтора перед сдачей экзамена. Основная цель – тренировка в условиях, максимально приближенных к условиям реального экзамена, выработка определенного плана, стратегии работы на экзамене, психологическая подготовка.
Психологическая подготовка для сильных и слабых учеников имеет свои особенности. Самые сильные ученики от завышенной самооценки или чувства ответственности порой нацелены на самый высокий результат. Когда такого результата достичь не удается, это может оказаться тяжелым психологическим ударом, который может привести к нервному срыву и другим тяжелым последствиям. Такому ученику надо объяснить, что 100%-ый результат – во многом результат везения. Никакой роли он не будет играть в его дальнейшей судьбе, и нужен только для самолюбования и красивой галочки в отчетах. Любой нормальный человек, выполняя работу такого объема и сложности, допустит 1 – 2 – 3 ошибки. И учитель ждёт от учащегося результата с тремя ошибками. Будет меньше – учитель и учащийся порадуются, но это не повод для особого зазнайства. Будет больше – это печально, значит либо особенно не повезло, либо учащийся отнесся к этой работе слегка поверхностно. В любом случае, сколько бы важным не казался учащемуся экзамен сейчас, это далеко не самое сложное испытание, какие ему еще встретятся в жизни.
Для слабых и средних учеников главное в психологической подготовке знать, что экзамен им по силам. Тем не менее, это серьезное испытание и, чтобы показать в нем максимально весомый результат, надо работать на нем со всей ответственностью.
Стратегия работы на экзамене должна обеспечить правильное распределение времени, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Конечно, она может иметь индивидуальные особенности, обусловленные стилем работы конкретного учащегося. Примерный вариант может включать 3 этапа – 3 круга работы.
Первый круг. Ученик работает только с КИМ. Часть А – прочитывается вопрос, варианты ответа. Если сразу виден правильный ответ – проверяются другие варианты. Если ответ действительно верный – он отмечается в КИМ. Если правильных вариантов найдено несколько или ни одного – вопрос внимательно перечитывается еще раз. Если ответ по прежнему не ясен – вопрос помечается и пропускается, следует переход к следующему вопросу. При такой работе на каждый вопрос тратится 0,5 минуты, итого на часть А – 15 минут.
Аналогично идет работа над заданиями части B – прочитывается вопрос, отмечаются ответы, правильность которых достаточно легко определить, неясные вопросы пропускаются. Поскольку вопросы более сложные, на каждый отводится около 2-х минут. Итого на часть В – 25 минут.
Задания части С только прочитываются, при этом учащийся отмечает мысленно, доступные для него элементы заданий. – 5 минут.
Итого на первый круг работы ушло 45 минут. Будем условно считать, что ученик среднего уровня подготовки ответил при этом на 2/3 вопросов части А, выполнил 1/3 заданий части В, познакомился с содержанием части С. При этом в его голове «прокрутилось» содержание всего курса географии, многое вспомнилось.
Правила первого круга: Отмечай верное и пропускай сложное.
Второй круг. Учащийся работает с КИМ и бланком №1. Часть А – снова прочитываются вопросы, варианты ответов. Если ответ был найден ранее, он при этом проверяется, проверенный – заносится в бланк. Если ответа раньше не было, теперь, возможно, он найдется легче. Если нет, учащийся должен подумать, нет ли среди предложенных вариантов явно неверных? Отбрасывая явно неверные варианты, он сужает себе круг ответов для последующего анализа. В этом анализе он должен продумать, нельзя ли для нахождения верного ответа использовать имеющиеся у него географические атласы. Если ответ найден – он заносится в бланк, иначе – вопрос еще раз отмечается и пропускается. Учитывая меньшее число вопросов, но большее время для их анализа на второй круг по части А можно запланировать те же 15 минут.
Аналогично идет работа над заданиями части B – найденные варианты ответов еще раз просматриваются. Более сложные анализируются отбрасыванием явно неверных вариантов. Найденные ответы заносятся на бланк, вопросы без ответов отмечаются и пропускаются. Итого на часть В – 30 минут.
Часть С – работа на черновике. Оценить время, необходимое на эту часть работы сложно. Над ней может долго трудиться сильный ученик, и быстро «справиться» слабый. Условно отведем 10 минут. Итого на второй круг работы уходит 55 минут. У ученика среднего уровня к его окончанию есть в бланках ответы на 3/4 вопросов части А, 2/3 вопросов части В, выполнены какие-то элементы задания части С на черновике.
Правила второго круга: Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй географические атласы.
Третий круг. Окончательное заполнение бланков. При переписывании еще раз прослеживается ход решения, осмысливаются результаты, корректируются замеченные ошибки.
Еще раз делаются попытки найти правильные ответы на оставшиеся вопросы части А и В. Если уже использованные подходы не помогают, остается последняя возможность – выбрать нужный ответ наугад. Этот совет кажется бессмысленным с учебной точки зрения. Однако это и есть возможность проявить свою географическую интуицию. Географическая интуиция – важное подспорье в работе географа-исследователя, участника географической олимпиады, почему бы ее не использовать и на экзамене? При таком ответе «наугад», учащийся всегда использует какие-то свои географические или общенаучные знания, пусть ясно не осознаваемые в данный момент.
Если после того, как все ответы занесены на бланки, осталось немного времени, учащийся может еще раз просмотреть свои ответы.
Правило третьего круга: Проверяй сделанное и угадывай ненайденное.
Желательно, чтобы ученик успел 2 – 3 раза поработать, используя этот или иной вариант стратегии, внес в него свои коррективы с учетом своих способностей и уровнем знаний и потом мог использовать это на экзамене.
Этим этапом завершается подготовка учащегося к государственной итоговой аттестации по географии. Учителю остается только пожелать ему успеха и надеяться на лучшее. И, узнав результаты, делать выводы, какие коррективы ему следует внести в его личную «Общую систему подготовки к ГИА по географии».
4.2. План подготовки выпускников 9 классов
к государственной итоговой аттестации по географии
(на примере МБОУ «СШ № 66»)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Средней школы № 66
Н.А. Софронова
________ 31.08.2015 г.
№ п/п
Дата
занятия
Тема
03.09.15
Введение.
04.09.15
Географические модели: глобус и географическая карта, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
10.09.15
Географические модели: план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
11.09.15
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
17.09.15
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
18.09.15
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие.
24.09.15
Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.
25.09.15
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
01.10.15
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океана и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.
02.10.15
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
08.10.15
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влага на Земле.
09.10.15
Погода и климат. Изучение элементов погоды.
15.10.15
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами.
16.10.15
Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.
22.10.15
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
23.10.15
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.
29.10.15
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
30.10.15
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
05.11.15
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
06.11.15
Материки и страны.
12.11.15
Основные черты природы Африки. Население материка.
13.11.15
Природные ресурсы Африки и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
19.11.15
Основные черты природы Австралии и Океании. Население материка.
20.11.15
Природные ресурсы Австралии и Океании и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
26.11.15
Основные черты природы Южной Америки. Население материка.
27.11.15
Природные ресурсы Южной Америки и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
03.12.15
Антарктида.
04.12.15
Основные черты природы Северной Америки. Население материка.
10.12.15
Природные ресурсы Северной Америки и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
11.12.15
Основные черты природы Евразии. Население материка.
17.12.15
Природные ресурсы Евразии и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
18.12.15
Многообразие стран, их основные типы
25.12.15
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
26.12.15
Основные типы природопользования
08.01.16
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
14.01.16
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы
15.01.16
Часовые пояса
21.01.16
Административно-территориальное устройство России
22.01.16
Природа России
28.01.16
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
29.01.16
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
04.02.16
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
05.02.16
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
11.02.16
Природно-хозяйственные различия морей России
12.02.16
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
18.02.16
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
19.02.16
Население России. Численность, естественное движения населения
25.02.16
Половой и возрастной состав населения России.
26.02.16
Размещение населения. Основная полоса расселения
03.03.16
Направления и типы миграции
04.03.16
Народы и основные религии России
10.03.16
Городское и сельское население. Крупнейшие города
11.03.16
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России
17.03.16
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов
18.03.16
География отраслей промышленности
24.03.16
География сельского хозяйства
25.03.16
География важнейших видов транспорта
31.03.16
Природно-хозяйственное районирование России
01.04.16
Географические особенности Севера и Северо-запада России. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
07.04.16
Географические особенности Центральной России. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
08.04.16
Географические особенности Поволжья. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
14.04.16
Географические особенности юга европейской части России. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
15.04.16
Географические особенности Урала. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
21.04.16
Географические особенности Западной Сибири. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
22.04.16
Географические особенности Восточной Сибири. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
28.04.16
Географические особенности Дальнего Востока. Географическое положение региона, его природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
29.04.16
Россия в современном мире.
05.05.16
Подведение итогов.
06.05.16
Резерв.
12.05.16
Резерв.
13.05.16
Резерв.
19.06.16
Резерв.
20.06.16
Резерв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что введение ГИА по географии, как элемента модернизации системы российского образования, призвано обеспечить достоверную оценку качества образования, преемственность образования. Специфика ГИА по географии заключается в том, что отбор материала, подлежащего проверке на экзамене, производится в соответствии с обязательными минимумами школьного географического образования и охватывает все курсы школьной программы.
ГИА по географии в форме ОГЭ позволяет не только унифицировать саму аттестацию, но и даёт возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании географии и отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы.
Обобщение результатов ГИА по географии показывает, что с каждым годом число участников как по Ульяновской области, так и по Российской Федерации увеличивается. Учащиеся демонстрируют недостаточно высокий уровень знаний и умений, главными причинами которого являются отсутствие продуманной, систематической работы по подготовке учащихся к ГИА, мотивация учащихся, недостаточная работа в течение всех лет обучения и изучения географии, которая должна предусмотреть виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений, а не на простое воспроизведение знаний. Кроме того, следует отметить противоречие между объёмом содержания стандарта географического образования и количеством часов, отводимых на его изучение в учебном плане.
Анализ подготовки и работа с 9-ыми классами МБОУ города Ульяновска «Средняя школа № 66» позволил выявить основные проблемные вопросы возникшие в процессе самой подготовки, своевременно отработать их по средствам повторения материала, решения тестов, и в целом снизить количество ошибок допускаемых при написании первого «пробного теста».
Предположение гипотезы о том, что если работа по подготовке учащихся к ГИА имеет целенаправленный, систематический характер, то она будет эффективной, подтвердилось в ходе изучения педагогической литературы и опытно-практическим путём.
Основными рекомендации по совершенствованию учебного процесса, разработанные на основе анализа результатов выполнения экзаменационной работы учащимися, позволят учителям внести необходимые коррективы в свою работу: нацелят их на формирование умений применять знания, использовать их для объяснения сущности конкретных географических явлений, особенностей их распространения, покажут некоторые пути предупреждения типичных недостатков географической подготовки выпускников.
Направления работы по подготовке к ГИА по географии
изучение и анализ КИМ ГИА;
подбор материалов по подготовке учащихся к ГИА по географии;
проведение консультаций по предмету;
обучение учащихся 9-х классов заполнению бланков ответов ГИА;
подготовка и периодическое обновление стенда «Государственная итоговая аттестация» по географии;
обучение подготовке и проведению ГИА;
работа с Интернет-ресурсами по подготовке к ГИА;
формирование программы по подготовке к ГИА выпускников 9-х классов;
подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений;
формирование общеучебных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
Аксакалова Г.П., Барабанов В.В., Дюкова С.Е. Итоги Единого государственного экзамена по географии 2005 // География и экология в школе XXI века, 2006, №3. С. 40-44.
Аксакалова Г.П., Барабанов В.В., Петрова Н.Н. ЕГЭ по географии: содержание и основные итоги // География в школе, 2004, №2. С. 37-41.
Барабанов В.В. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену / В.В. Барабанов, Г.П. Аксакалова, Э.М. Абрацумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. М.: Экзамен, 2008. 222 с.
Барабанов В.В. Основные результаты единого государственного экзамена 2006г. // География в школе, 2007, №3. С. 41-45.
Болотов В.А., Шаулин В.Н., Шмелев А.Г. Единый государственный экзамен и его влияние на качество образования // Вестник образования России, 2002, №7. С.52-60.
Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации. Саратов: СарИПКиПРО, 2010.
География. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / В.В. Барабанов, Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова. М: Экзамен, 2007. 221 с.
Готовимся к Единому государственному экзамену по географии. М: Школьная Пресса, 2004. 96 с.
ЕГЭ 2008. География. Типовые тестовые задания / В.В. Барабанов, Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. М: Экзамен, 2008.
ЕГЭ-2008. География. Тренировочный персональный комплект экзаменационных материалов / Авт.-сост. В.В. Барабанов. М: АСТ-Астрель, 2008.
ЕГЭ-география: контрольно-измерительные материалы 2004-2005. М: Просвещение; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2005.
ЕГЭ-география: контрольно-измерительные материалы 2006-2007. М: Просвещение, 2007.
Ермошкина А.С. Результаты Единого государственного экзамена 2002 года по разделу «География России» // География в школе, 2003, №2. С. 49-54.
Колосова Н.Н., Чурилова Е.А. Разбираем картографические задания, входящие в блок вопросов на ЕГЭ // География в школе, 2008, №6. С. 48-55.
Коробанов А.А. Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ // Образование в современной школе, 2008, №3.
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе» // География в школе, 2007, №3. С.36-41.
Результаты государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ульяновской области в 2014 году. Ульяновск: Областное государственное автономное учреждение «Центр информационных технологий», 2014. 144 с.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715
15