Статья «Система подготовки студентов к государственной (итоговой) аттестации в математике».


Кирсанов Анатолий Анатольевич, математика, 1 категория, МБОУ Новомихайловская СОШ, тема статьи «Система подготовки студентов к государственной (итоговой) аттестации в математике».
Изменения в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях в образовательной деятельности важным направлением по развитию познавательной самостоятельности выпускников. Введение единого государственного экзамена, который год вызывает повышенное беспокойство выпускников, их родителей и учителей. Новизна технологии: тест вне школы, наличие бланков, компьютерная обработка ответов, проверка заданий второй части специальной комиссии - все это является заботой всех заинтересованных сторон. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Подготовка к выпускным экзаменам и, в особенности к ЕГЭ - это всегда ответственный процесс. И как хорошо сложен будет этот процесс, зависит и наш результат.
Все это побудило меня разработать свою единую систему подготовки к ЕГЭ по математике для старшеклассников, направленную на повышение качества знаний обучающихся, развития их способностей посредством новых информационных технологий. Но для начала необходимо выявить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к экзамену по математике, хотя решения некоторых их них просты:
1) Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются;
2) непредсказуемость содержания заданий;
3) насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, так что готовимся к экзамену в большом объеме приходится во внеурочное время, что приводит к перегрузке обучающихся;
4) демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством образования и науки для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ЕГЭ.
Но решение только тесты - это самая большая ошибка. Учитель математики должен обращать внимание на тесты, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету. Натаскивание на тесты, это тренировки вашей интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, которые имеют хорошие базовые знания, обязательно удачно сдадут экзамен, что подтверждает мой опыт подготовки к экзаменам.
Экзамен по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый желающий. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и грамотный преподаватель.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ:
Первый принцип - тематический. Разумно строить подготовку, соблюдая правило - от простых заданий до заданий раздела С. развитие логического мышления учащихся с помощью различных типов задач с нарастающей сложностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.
Второй принцип - это логично. В шутливой манере он говорит: "нормальные герои всегда идут в обход". Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные "хитрости" и "правдоподобные рассуждения" для ответа наиболее простым и понятным способом.
Третий принцип - обучение. Переход к комплексным тестам разумен, начиная со 2-го полугодия, когда у обучающегося накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении к задачам любой сложности. Четвертый принцип-это индивидуальный. Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности самодиагностики дает положительный результат.
Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует жесткое ограничение по времени. Занятия по подготовке к сдаче теста необходимо попробовать запустить в ускоренном режиме с сильным упором на управление временем. Этот режим очень труден на первых парах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и более собранными.
Шестой принцип - контроль. Непрерывный мониторинг, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи экзамена.
Большое внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ЕГЭ. Начиная с самого начала, веду мониторинг ЗУНов обучающихся по всем темам, начиная с 5 по 11 классы. Работа с детьми над пробелами знаний, повышает успешность обучения математике.
Система моей работы предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных и муниципальных органов образования, Федерального Института педагогических измерений, работу с обучающимися и их родителями.
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. В последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах от 5 до 11. Приобретены учебно-методические пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти преимущества позволяют эффективно организовать работу перед классом, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Производить их тестовые задания. В работе использую Банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.
Начиная с 10 класса завожу на 10-11 классы специальный журнал подготовки к ЕГЭ, в котором отражаются консультации, результаты решения вариантов ЕГЭ и пробных экзаменов. (таблица 1, 2).
Таблица 1
ФИ
уч-ся дата Тема консультации Результат Время консультации Отметка Роспись учащегося Роспись родителей
Таблица 2
Ф.И. Вариант Вариант
Вып. верно Ошибки Коррекция Вып. верно Ошибки Коррекция
Обучающиеся решают различные варианты, проверяют их, а результаты вносят как в мой журнал, так и в индивидуальные карты отслеживания результативности подготовки обучающегося, что позволяет в течение года видеть динамику каждого обучающегося, как саму обучающемуся, так и их родителям. (таблица 3).
Таблица 3
Индивидуальная карта отслеживания результативности подготовки обучающегося 10-11 классов к ЕГЭ по математике
Ф.И.О. выпускника: _________________________________
Вид
(база/профиль) Вариант Количество баллов Всего баллов Отметка
В С При подготовке обучающихся к сдаче экзамена особое внимание уделяю следующим мероприятиям:
1) Методическая подготовка учителя к ЕГЭ. Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ЕГЭ через ИМЦ и администрацию школы, посещаю спецкурсы по подготовке к ЕГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий части С) через самообразование.
2) Создание банка тестовых заданий. В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.
3) Организация вводного, текущего и итогового повторения. Провожу вводное повторение, текущее (по горизонтали); итоговое(по вертикали) и повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки обучающихся.
4) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ:
- входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса,
- тематическое тестирование по основным разделам курса,
- контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 класса,
- пробные ЕГЭ, полностью соответствующие правилам проведения ЕГЭ.
5) Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ. Даю рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др. Активно использую в подготовке и отслеживании результативности подготовки на сайте ege.yandex.ru, где активированы мои выпускники. Таким образом, обучающийся решает на нем варианты ЕГЭ, а ко мне приходят дата прохождение теста и его результаты.
6) Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. Совместно с психологом провожу занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой». На занятиях обсуждаю вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и создание реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях даются рекомендации по организации повседневной работы учащихся, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, раздаю советы и рекомендации в виде листовки. (Таблица 4).
Таблица 4
Работа с родителями
Дата ФИО
родителя Информация Рекомендации Роспись родителя Роспись кл. рук.
Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах средней школы укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя и свои способности; поддерживает его провал.
В заключении хочется отметить, что экзамен не должен быть "головной болью" только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет. В противном случае, проблемы ЕГЭ остаются проблемами отдельных учителей, что делает невозможным решение перспективных задач школы. Например, существенную помощь в подготовке к ЕГЭ по математике может обеспечить учителя химии, отработав методы и способы решения задач на смеси, сплавы. Учителя физики не могут помочь в решении проблем В12, но в объяснении физического смысла задачи.
Сложно подготовить обучающихся к сдаче экзамена. Это большой труд. Но не надо бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ЕГЭ по математике. Однако каждый выпускник должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их".
Подытожить выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдачи ЕГЭ происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы обучающихся, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения. Хорошие результаты ЕГЭ по математике позволяют выпускникам школы успешно решить свои жизненные планы.