На тему: Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике
20955-3810Л.А. Кислякова учитель математики
Рыбницкого теоретического лицея
г. Рыбница, Приднестровье
Система подготовки учащихся к государственной
(итоговой) аттестации по математике
Обобщён опыт работы по математике для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Ключевые слова: ЕГЭ, аттестация, итог, КИМы.
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С.П. Капица
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ – независимая экспертиза качества знаний.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а так же материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМов, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
Хорошие результаты отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученика.
Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:
Начинаю подготовку к ЕГЭ с 5 класса;
Создаю учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использую готовые печатные и электронные пособия;
Учу школьников «технике сдачи теста»;
Психологически настраиваю на сдачу ЕГЭ;
Через систему дополнительных занятий, элективных курсов, индивидуальных консультаций повышаю интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
С первых дней учёбы убеждаю, что если очень постараться, то можно выполнить, то или иное задание.
Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ЕГЭ.
В-третьих, когда удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
- обучаю строгому самоконтролю времени;
- учу определять трудность заданий;
- знакомлю с приёмом «прикидки», результата подстановкой;
- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».
Я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ – это вычислительные навыки. Хорошо, если работаешь с детьми, начиная с 5-го класса. В учебнике «Математики 5 класс и 6 класс» под редакцией Виленкина в каждой теме есть задания для повторения. Я никогда не пропускаю эти задания, а ещё сама добавляю любые хитрости. И дети с удовольствием вычисляют. Хорошие вычислительные навыки позволяют не нагружать ум и память, экономить время на более сложные задания.
Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ – это обязательное знание правил: например, тригонометрических формул, значений тригонометрических функций основных углов, свойств и тождеств логарифмов и т.д., к ним добавляют и те формулы, которых нет в учебнике.
Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. Из урока в урок отрабатываем тесты на скорость. При этом даю тесты ЕГЭ разных лет с заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отличаю тех учащихся, которые уложились во времени, сразу анализирую ситуацию и даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.
Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начал до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т.е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отработать первую часть, только затем можно приступить ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту.
С введением новой формы аттестации у меня появились ещё несколько методических приёмов и хитростей. Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала.
Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Уроки – практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом.
Наши учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой части и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет.
Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференциальную работу.
Работая с КИМами с 5 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории.
У них постоянно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 11 классе посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом.
Я научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10-11 классах систематически провожу углублённую факультативную работу по предмету. В этом учебном году веду элективные курсы:
в 10 классе «Решение алгебраических уравнений в рамках ЕГЭ».
в 11 классе «Подготовка к государственной (итоговой) аттестации по математике в форме ЕГЭ».
Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену.
В заключении хочу сказать, что, такая система подготовки детей к итоговой аттестации даёт результат.