Выступление Подготовка к государственной итоговой аттестации по физике в форме ОГЭ


Управление образования администрации
Чернянского района Белгородской области
Организационно-методический
информационный центр
Особенности преподавания физики с учетом современных требований к проведению ГИА по физике.
Технология подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к выполнению ГИА.
Подготовила: Воловикова Татьяна Егоровна
Учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»
п. Чернянка Белгородской области
2011 год
Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют нового подхода в оценке профессиональной компетентности педагогических работников. Подготовка и переподготовка, обновление знаний и умений становятся одной из самых актуальных проблем конкурентоспособности в сфере общественного производства  вообще и образования в частности, что обозначено как приоритетное направление в программах развития образования любого уровня.
Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого числа явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок в последние годы количество часов, отводимых на физику, сокращено, а программа практически не сократилась. Единый государственный экзамен и Государственная итоговая аттестация в 9-х классах по физике добавляет к этим сложностям новые, вытекающие из специфики проведения и из содержания контрольных измерительных материалов (КИМ).
К негативным моментам можно отнести и позднюю ориентированность самих учащихся в выборе предмета. Решение проблем на данном этапе видится в разработке каждым учителем индивидуальных планов, их реализации, в которых предусмотрены и индивидуальные, и групповые тематические внеурочные занятия, и дифференцированный подход к данной категории учащихся непосредственно в урочной деятельности.
Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА по физике по своей специфике довольно сильно отличается от подготовки к традиционному вступительному экзамену. Необходимо более целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики: от умения воспринимать информацию, представленную им в разных видах, до умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека.
 Задания КИМов охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся потерей баллов. А второе, и самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
В процессе преподавания курса физики и проведении тематического контроля знаний рекомендуется шире использовать тестовые задания, направленные на проверку всех содержательных особенностей изучаемого элемента знаний. Обращаю внимание на задания, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей, условий протекания различных опытов и явлений, а также их проявления в природе и применения в технических устройствах. Понимание учителем особенностей применения тестовой технологии становится насущной необходимостью, а умение грамотно проанализировать тестовые материалы – одним из важных профессиональных навыков.
Начиная с Итоговой контрольной работы за курс 8 класса предлагаю учащимся для решения 10 задач. 5-6 заданий тестового характера, не требующие от учеников глубоких знаний. Остальные задания требуют приведения полного решения задач, понимания сути физических процессов и явлений. Задания могут быть представлены в разной наглядной форме: аналитически, графически, в виде рисунков.
При подготовке учащихся к сдаче экзамена необходимо помнить, что успех выполнения теста зависит не только от прочности и глубины знаний по физике, но и от психологических аспектов подготовки выпускников к этому итоговому испытанию.
Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты. В процессе подготовки к экзамену необходимо предоставить учащимся возможность неоднократно выполнять тесты с записью результатов в аналогичные бланки ответов. Школьники должны научиться, например, решать на черновике задачи, экономя время. В этом случае на экзамене выпускники, хорошо знакомые с формой теста, не будут тратить время на чтение инструкций или допускать ошибки при перенесении ответов в соответствующие бланки.
 Тест по физике имеет большой объем и рассчитан на выполнение в течение определенного количества времени. Очень важно научиться правильно распределять время на экзамене. Желательно, сначала выполнить все те задания, которые для данного тестируемого являются легкими или знакомыми, а для этого необходимо научиться пропускать трудные задания. Затем в оставшееся время можно вернуться к выполнению более трудных заданий, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в соответствующие бланки. При выполнении заданий с выбором ответа необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст самого задания, но и все ответы к нему. При невнимательном чтении можно попасться в «ловушку» знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать частично верный ответ вместо стоящего за ним полностью верного ответа.
При планировании учителем подготовки к экзаменам следует обратить внимание на обобщенный план экзаменационной работы, представленный в спецификации, определить соотношение вопросов по различным разделам школьного курса физики и в соответствии с этим распределять отведенное на повторение время.
Для каждой из тем целесообразно выделить следующие этапы:
- повторение теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых заданий;
- самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем;
- решение типовых задач;
- тренировочная контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учетом требований;
- обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;
- самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста.
Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в этом материале, привожу его знания по физике в определенную систему. Поэтому первый этап подготовки - систематизация  теоретического материала. Затем поэтапно тренироваться в решении задач разного уровня сложности. Завершить подготовку следует решением вариантов КИМов с целью выработки стратегии выполнения заданий на экзамене.
Теория рассказывается сжато в виде формул и законов физики, необходимых для решения задач, и интересных физических фактов, обязательно обсуждается на житейских примерах и иллюстрируется красочными мультимедийными презентациями. Учащиеся смогут «увидеть», как распадается атом или движутся молекулы в газе, и своими руками менять физические параметры, чтобы понять, как их изменение влияет на систему.
Однако основной упор в преподавании делаю на отработку навыков решения задач по физике, поскольку именно этот навык требуется для сдачи экзамена. И поскольку научиться решать задачи можно, только решая их самостоятельно, много времени на занятии уделяется практике: в течение одного выделенного занятия (консультации и т. д.), как правило, решается 10-15 задач, при этом 30-50% школьник решает сам с подсказками, комментариями и помощью преподавателя.
В заключении добавлю, что преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учащихся. К тому же внедрение ИКТ в образование является насущной и  объективной потребностью. Наше образование должно соответствовать требованиям современного информационного общества,  поэтому процесс внедрения ИКТ в образование должен нести системный характер.
Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов,   активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. На протяжении нескольких лет я нахожу различные пути применения ИКТ  в моей педагогической практике, как у урочное время, так и при индивидуальной работе с учащимися во время подготовки к эзаменам.