Тематическое планирование по русской литературе для 5 класса с русским (неродным) языком обучения


Тема урока
Цели и задачи. ЗУН
Теория
Термины
ТСО и наглядность
НРК
Виды деят-ти

Домашнее задание

1
Слово о Книге. Знакомство с содержанием книги
познакомить пятиклассников с учебником; дать начальное представление о художественном образе и литературе как искусстве слова.
художественный образ, метафора, эпитет, сравнение, инверсия


чтение вступительной главы; ответы на вопросы учебника; сопоставление научного и художественного описания.
конспект

2
Устное народное творчество. Загадки
знать малые жанры УНТ, их отличительные особенности, причины возникновения и цель их создания
уметь создавать письменное оригинальное произведение.
фольклор, фольклористика, малые фольклорные жанры, пословица, поговорка, загадка, сравнение
Интернет ресурсы
чувашский фольклор
чтение вступительной главы; чтение русских пословиц; ответы на вопросы учебника; выполнение самостоятельной письменной работы.
Придумать загадки

3
Русские пословицы и поговорки

познакомить с русскими пословицами из собрания В. И. Даля; закрепить навык различения пословиц и поговорок.

Интернет ресурсы


Найти и записать 5 пословиц об учёбе

4
Русские народные сказки

знать жанровые особенности, уметь охарактеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды;

уметь отличать виды сказок, знать схему построения волшебной сказки.
Развивать речь, творческие способности обучающихся. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества

Развивать речь, творческие способности обучающихся. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества. Схожесть сказок других народов с русскими.

Сказки о животных, волшебные сказки,
бытовые сказки
Тексты народных сказок.

Чувашские волшебные сказки
чтение вступительной главы; конспкт
Стр.21-25

5
Волшебная сказка «Сказка об Иване-царевиче,
Жар-птице и о Сером волке»






Написать волшебные события

6
Образ Ивана-царевича в «Сказеа об Иване-царевиче,
Жар-птице и о Сером волке»




беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
Рисунки к сказке

7
Сказка о животных «Зимовье зверей»



Чувашские сказки о животных


Краткий пересказ сказки

8
Бытовая сказка «Каша из топора»



Чувашские бытовые сказки

выразительное чтение

9
Сказки народов России. Башкирская сказка
«Лиса и перепелка»


Тексты сказок народов России


Рисунки к сказке

10
Удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»
Развивать речь, творческие способности обучающихся.

Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.


Схожесть сказок других народов с русскими.

уметь охарактеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды;

Сказки о животных, волшебные сказки,
бытовые сказки
Текст сказки


Пословицы о жадности

11
Чеченская сказка «Спящий джигит»


Рисунки

Работа с текстом; выразительное чтение; устные рассказы о сказочном персонаже.
Зад.3. Объяснить значение выражния

12
Кумыкская сказка «Неблагодарный богач»


Текст сказки


Пословицы о добре

13
Кабардинская сказка «Трудовые деньги»





Пословицы о труде

14
Татарская сказка «Портной, медведь и бесенок»


Текст сказки

беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
Объяснить смысл пословиц

15
Адыгейская сказка «Клятва ежихи»





Составить небольшой сценарий

16
Якутская сказка «Юлесит-Кыыс – работящая девочка»


Текст сказки


Прочитать сказки народов мира

17
Внекл. чтение. «Сказки народов мира»
Путешествие в страну неписаной литературы
Б: знать малые жанры УНТ, их отличительные особенности, причины возникновения и цель их создания
П: уметь создавать письменное оригинальное произведение

Тексты сказок народов мира, Интернет ресурсы

Работа с текстом; выразительное чтение; беседа по вопросам; пересказы
Подготовиться к конкурсу

18
Развитие речи. Конкурс на лучший пересказ
Уметь пересказывать содержание сказки близко к тесту.



Выразительный пересказ сказок
Подготовиться к тесту

19
Урок- тестирование по сказкам
Уметь работать с тестами
тест
Интернет ресурсы

Работа с компьютером
Сочинить сказку

20
Развитие речи. «Сочиняем сказку сами»
Уметь использовать присказку, зачин, концовку народных сказок
Пейзаж,
цветовая гамма, настроение
репродукция картины, текст сказки

Письменное оформление работы
Подготовить сообщение о Пушкине

21
Теория. Литературные сказки.
знать отличительные черты литературной сказки
Литературная
сказка
Тестовые задания

чтение вступительной главы; конспкт
Вопросы и задания

22
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
познакомить детей с фактами биографии писателя; содействовать развитию у учащихся умений рассуждать, анализировать и обобщать прочитанное

Портрет поэта, мультимедийная презентация

Словарная работа, работа с деформированным текстом
Пересказ

23
Обличение жадности в «Сказке о попе и работнике его Балде»
создать условия для развития речи учащихся, обогащения словарного запаса фразеологизмами, пословицами, учить правильно употреблять их в речи;

карточки с заданиям, рисунки попа и Балды, мультфильм

Чтение по ролям, работа с текстом. Характеристика Попа и балды
Выразит. чтение, написать строки, характериз. действующих лиц

24
«У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»
знать поэтические средства речевой выразительности
Знать содержание и идею поэмы
О прямом и переносном значении слова
Об эпитете
Иллюстрации, дополнительный материал о роли Жуковского

Чтение отрывка, беседа по вопросам
наизусть

25
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть.
Уметь выразительно читать текст наизусть






26
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

закрепить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; формировать навыки работы с художественным текстом.


литературная сказка, фольклорная сказка, эпитет, постоянный эпитет
тестовые задания

чтение фрагментов сказки; беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
Зад.2, стр.94, план, пересказ

27
Сравнительная характеристика царевны и царицы в «Сказке о мертвой царевне
и о 7 богатырях»
учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Презентация

Работа с текстом, развёрнутые ответы на вопросы, словарная работа
Ответы на вопросы, заполнить таблицу

28
Любовь и ненависть в   «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях»
Развитие навыков исследовательской деятельности.

Картины по сказке из Интернет ресурсов

Исследовательская работа: чтение информации о цифре семь.
Выразит. чтение

29
Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях»
учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам;



Комментированное чтение, словарная работа
Зад. 1-4, стр. 105

30
Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне
и о 7 богатырях»
обобщить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; дать представление о стихотворной сказке; формировать навыки создания связного устного рассказа о литературном персонаже.
литературная сказка, стихотворная сказка,


чтение фрагментов сказки; выразительное чтение наизусть; устные рассказы о сказочном персонаже.
Наизусть отрывок

31
Обобщение по «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях»

зачин, концовка.
Мультфильм

Рассуждения по вопросам
Рисунки, подготовиться к сочинению

32
Развитие речи. Сочинение-исследование. ( Добрые и злые силы в сказках Пушкина. В чем превосходство царевны над царицей?
Что помогло Елисею в поисках?)
обобщить знания по разделу, владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос;
владеть начальными навыками литературоведческого анализа
Как строится рассуждение
текст

Письменное оформление работы
Закончить

33
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть
Уметь выразительно читать текст наизусть



Выразительное чтение наизусть
Подгот. к внекл. чтению

34
Внекл. чтение А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»
формировать и развивать универсальные способы деятельности учеников
( самостоятельные и групповые формы обучения);
Жанр поэмы
Компьютер, фильм-сказка

аналитическая беседа и комплексный анализ текста
Прочитать песнь 1-3

35
Внекл. чтение «Рыцарь должен быть честным и смелым» по поэме « Руслан и Людмила»

совершенствование самоанализа деятельности, отработка коммуникативных навыков общения.

Рисунки учеников,
презентация Фрагмент фильма-сказки. кроссворд

Работа по тексту, ответы на вопросы
Прочитать песнь 4-5, эпилог

36
Внекл. чтение Урок-обобщение «Поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в разных видах искусства»
обучающие: выяснить глубину знания обучающимися сюжета, художественных особенностей поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; познакомить обучающихся с тем, как представлена поэма в разных видах искусства;



комментированное чтение и аналитическая беседа 
рисунки

37
М. Ю.Лермонтов. Сказка
«Ашик-Кериб»
ознакомление со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»
совершенствование осознанного чтения;
закрепить особенности волшебных сказок;
обогащать словарный запас детей;
воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Восточные мотивы
портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы.


Работа с текстом, тестирование
План

38
Что помогло преодолеть испытания героям сказки «Ашик-Кериб»




чтение фрагментов сказки; выразительное чтение; устные рассказы о сказочном персонаже. Приход к выводу:
Что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует. И ещё:истинная любовь побеждает все препятствия.
Пересказ сказки

39
Чему учит сказка «Ашик-Кериб»
Навыки исследовательской работы

презентация


Зад. 3-4, стр.123

40
«Удивительный мир сказки. П. Ершова «Конёк-горбунок»»
познакомить учащихся со сказкой П. П. Ершова «Конёк-горбунок»;
- формировать речевую культуру учащихся;
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать высокие нравственные качества.

Разговорный стиль
Иллюстрации, тестовые задания

Путешествие по станциям
Составить кроссворды

41
«Конек-Горбунок». Часть вторая


кроссворды, составленные детьми, выставка рисунков к сказке, выставка книг П. П. Ершов “Конек-горбунок”.
Работа с текстом, развёрнутые ответы на вопросы
Пересказ близко к тексту

42
«Конек-Горбунок» Часть третья
Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте

презентация

комментированное чтение
Выразительное чтение отрывков

43
Размышляем над прочитанным по сказке «Конек-Горбунок»


Фрагмент фильма-сказки

выразительное чтение наизусть; устные рассказы о сказочном персонаже
рисунки

44
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»



знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать образы,
уметь приводить примеры антитезы

Портрет писателя. Интернет ресурсы

Сообщения учеников
Вопросы и задания на стр.151

45
О верности и долге в литературной сказке «Аленький цветочек»
формировать речевую культуру учащихся;
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать высокие нравственные качества.


Картины из Интернет ресурсов

беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
План и пересказ близко к тексту

46
Добро и зло в литературной сказке «Аленький цветочек»
Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте

Картины из Интернет ресурсов

Работа с текстом; выразительное чтение; беседа по вопросам; пересказы
Рассказ «Младшая дочь во дворце»

47
Урок-обобщение по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»


фрагменты сказки

комментированное чтение и аналитическая беседа 
Описание дворца, рисунки

48
Габдулла Тукай «Шурале»
Знать литературных сказочников других народов; владеть начальными навыками литературоведческого анализа


Чувашский фольклор о нечистой силе
Работа с текстом, анализ отрывков
Любовь к родному краю

49
Сказка и реальность в повести Ювана Шесталова «Когда качало меня солнце»
Знать литературных сказочников других народов; владеть начальными навыками литературоведческого анализа
Реальность, сюжетная канва
презентация

краткое сообщение о писателе
пересказ

50
Урок внеклассного чтения по литературным сказкам
обогатить знания пятиклассников о художественных образах в литературных сказках; развивать читательские интересы учащихся; формировать навык устного представления любимой книги, устного отзыва о литературном произведении и рекомендации его для самостоятельного чтения одноклассникам.

литературная (авторская) сказка, художественный образ, автор

Чувашские народные и литературные сказки
о писателях-сказочниках; устные отзывы о литературных сказках; взаимные рекомендации книг для самостоятельного чтения; конкурс литературных кроссвордов.


51
Русская литература 19 века. И.А.Крылов «Квартет». Басенные образы.

знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, определять мораль
навыки объяснения смысла морали



Басня, жанровые особенности
Портрет, презентация
чувашские баснописцы
чтение вступительной статьи; устные сообщения учащихся по индивидуальному домашнему заданию; ответы на вопросы учебника; работа с текстом.
выразительное чтение

52
«Демьянова уха»
закрепить начальные представления о художественном образе при анализе басен; познакомить учащихся с характеристикой басенных образов; рассмотреть идейно-эмоциональное содержание анализируемых басен
 вольный стих, рифма, афоризм, крылатые слова.
текст

ответы на вопросы учебника; выразительное чтение басен; беседа; анализ басенных образов
Задания 1-4

53
«Ларчик»

художественный образ, обобщенный образ, вечные образы, заглавный образ
текст


Задание 4

54
Внекл. чтение. Урок-концерт. В гостях у дедушки Крылова
активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для повышения учебной мотивации и развития навыков выразительного чтения; подведение итогов работы по теме.
выразительное чтение
презентация, Интернет ресурсы

выполнение групповых заданий; выразительное чтение басен; выполнение творческих заданий.


55
А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
Б: знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею, чувства автора, свое видение

эпитет
Портрет, презентация

Сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам учебника.
Наизусть

56
Теория. О прямом и переносном значении. Об эпитете
Дать понятие
Изобразительно-выразительные средства
Работа со стихотворениями

Нахождение ИВС в стихотворениях
Стр.202-206

57
Тема свободы в стихотворении «Туча»
познакомить учащихся с родными местами А. С. Пушкина, историей создания стихотворений
олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола
Работа с текстом

чтение фрагментов вступительной статьи; заочная экскурсия в Михайловское; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Найти эпитеты и записать

58
Природа и человек в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
расширить представления о средствах создания художественного образа в лирических произведениях.
строфа
Работа с текстом

выразительное чтение стихотворений наизусть; устное словесное рисование; представление иллюстраций к стихотворениям; беседа по вопросам учебника.
Устный рассказ, зад.4

59
Природа и человек в стихотворении «Зимний вечер»
сформировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое.
олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.
Работа с текстом

выразительное чтение стихотворений наизусть; устное словесное рисование; беседа по вопросам учебника.
наизусть

60
Человек труда в стихотворении А.В.Кольцова «Песня пахаря»
знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею, чувства автора, свое видение
уметь выделять фольклорные элементы из произведения
Жанр песни
другие стихотворения поэта, портрет


чтение вступительной статьи; краткие сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений;
выразительное чтение

61
Образ родины в стихотворении И.С.Никитина «Утро»
Б: знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею, чувства автора, свое видение
П: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (тему, идею, значение заголовка, средства художественной выразительности, их роль в стихотворении, особенности звукового оформления,настроение)
Лирика русских поэтов, тексты стихотворений


переводы на чувашский язык
чтение вступительной статьи; краткие сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
«Встреча рассвета» рассказ

62
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
подготовить учащихся к восприятию художественного мира повести Н. В. Гоголя, заинтересовать творчеством писателя. Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести, уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя
уметь доказывать, что эта повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры
Фантастическое, комическое , бытовое в произведении
Иллюстрации, тренажер, тестовые задания

беседа по содержанию вступительной статьи; чтение первых глав повести; словарная работа; беседа по вопросам учебника.
Подробный пересказ

63
Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством»

фольклор, сказка, юмор, образ рассказчика
фрагменты повести


Описание Оксаны и Вакулы

64
Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством»
дать начальное представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении; формировать навык составления цитатного плана.
жизнеподобие, фантастика, цитата
фрагменты повести

чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление цитатного плана повести
Пересказ, план

65
Мир Диканьки в повести «Ночь перед Рождеством»
обобщить представления учащихся о художественном мире повести; формировать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
художественный образ, образ персонажа, образ времени, образ пространства, образ рассказчика.
иллюстрации к повести из Интернет ресурсов

чтение фрагментов повести; устные рассказы по картине; устные ответы на вопросы с использованием цитирования.
Рассказ «Украинская деревня»

66
Урок-обобщение по повести «Ночь перед Рождеством»
обобщить представления учащихся о художественном мире повести

тесты

развёрнутые ответы на вопросы, комментированное чтение и аналитическая беседа 
Подготовить короткое сообщение, зад.2

67
Развитие речи. Сжатое изложение по тексту повести
умение сжатого пересказа текста



Письменное оформление изложения


68
Образ осени в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»
знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею, чувства автора, свое видение
знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (тему, идею, значение заголовка, средства художественной выразительности, их роль в стихотворении, особенности звукового оформления,настроение)
О стихотворении «Есть в осени первоначальной»

Картина И.Левитана «Золотая осень»
переводы на чувашский язык
устные пересказы статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений; анализ стихотворений; работа с иллюстрациями.
Вопросы и задания

69
Красота русской зимы в стихотворении «Чародейкою Зимою»-

художественный образ, образ времени года, сравнение, метафора, олицетворение.
Лирика русских поэтов,


выразительное чтение стихотворений тексты стихотворений
анализ стихотворений; работа с иллюстрациями.
Выучить наизусть

70
О весне в стихотворениях «Весенние воды»,
«Весенняя гроза»


Тексты стихотворений


Зад.3, стр.247

71
Образ времени года  А.А.Фет«Ласточки пропали», «Весенний дождь», « Вечер»

знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею, чувства автора, свое видение
знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения
О стихотворении А. А. Фета «Ласточки пропали»
Лирика русских поэтов, тексты стихотворений


устные пересказы статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений; анализ стихотворений; работа с иллюстрациями.
выразительное чтение, наизусть по желанию

72

Развитие речи. Описание любимого времени года с использованием цитат
закрепить навык использования в устной и письменной речи цитат из литературного произведения; обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания.
художественный образ, образ времени года, цитата.
Тексты стихотворений
Чувашские стихотворения о временах года
выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
Подготовить сообщение

73
Тема природы в художественной литературе
закрепить представления учащихся об особенностях тематики и идейно-эмоционального содержания литературного произведения.
тема, идея, тематика, идейно-эмоциональное содержание


чтение фрагментов произведений; письменный рассказ о тематике произведения.
сочинение

74
Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Красота русской природы»
закрепить навыки анализа стихотворения
миниатюра
иллюстрации из Интернет ресурсов
Сообщение о природе родного края
Письменное оформление работы


75
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»
Уметь находить материал из текста для подтверждения своей мысли
Стихотворение в прозе


комментированное чтение и аналитическая беседа 
Пересказ близко к тексту

76
Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Н. А. Некрасова; прочитать и прокомментировать стихотворение «Крестьянские дети»; дать начальные представления о собирательном образе и речевой характеристике героев.
собирательный образ, ритм, речевая характеристика, диалог, описание, повествование, рассуждение.
Иллюстрации, тренажер

чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ стихотворения; устное словесное рисование; наблюдения над ритмом стихотворения.
Отрывок наизусть

77
Теория. О сравнении
Дать понятие
О сравнении
тестовые задания
Тексты чувашских авторов
Нахождение в текстах сравнение
Задание 4.

78
Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»
обогатить знания учащихся о заглавном образе литературного произведения; развить начальное представление о юморе и средствах создания комического эффекта.
юмор, сравнение, гипербола, эпитет, «говорящая фамилия».


чтение рассказа; беседа по вопросам; терминологический тест.
Выписать просторечные выражения

79
Тема добра и милосердия в рассказе А.Я.Куприна  «Чудесный доктор» 
знать содержание, уметь описывать и характеризовать образы и действия
находить элементы сюжета
О теме и идее художественного произведения
Иллюстрации к произведению;

Работа по группам, вопросы по тексту
Зад.3, приёмы противопоставления

80
Урок - размышление «Главное - не падайте никогда духом» по рассказу «Чудесный доктор»
развивать читательскую наблюдательность и умение оценивать художественное произведение; показать свои творческие способности и знание текста.


презентация

Словарная работа
Небольшое сочинение «Встреча с добрым человеком»

81
Теория. О теме и идее худ произведения
обобщить представления учащихся о теме и идее литературного произведения; сформировать первоначальные навыки характеристики тематики и идейного содержания произведения.
 тема, идея, тематика, идейно-эмоциональное содержание
Тексты произведений

 чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение лирических стихотворений.
Зад.3

82
Внекл. чтение. А.Куприн «Белый пудель»
находить общие темы, идеи, знать содержание, детали

Тестовые задания, викторина

Чтение отрывков, пересказы, ответы на вопросы
План

83
Внекл. чтение. Тема дружбы в рассказе А.Куприна «Белый пудель»
сопоставительная характеристика двух мальчиков

презентация

рассждения
Мой четвероногий друг

84
Тема природы в стихотворенииях С.А.Есенина «Береза», « Пороша», «Сыплет черёмуха снегом»
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах; формировать навык выявления в художественном тексте фольклорных образов.
 метафора, олицетворение, сравнение.
Презентация, картины

слово о поэте; заочная экскурсия; выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника.
Выразит. чтение наизусть

85
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина
развивать навык выразительного чтения стихотворений как способа его интерпретации; подготовить учащихся к рассмотрению особенностей ритмической организации стихотворного текста и определению стихотворного размера.
выразительное чтение, ритм, рифма

Чувашские стихотворения о природе
выразительное чтение стихотворений наизусть; наблюдение над особенностями ритма и рифмы.
Подготовить сообщение о Бунине

86
Стихотворения И.А.Бунина «Косцы»,
«На просёлке»
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детством) И. А. Бунина закрепить навык объяснения художественной функции слова в поэтическом тексте.
лирическое стихотворение, сюжет, символ.
презентация

слово о писателе; чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Зад.2, значения слов, составить предложения

87
Человек и мир в рассказе М.М.Пришвина «Старый гриб»
знать содержание, уметь находить выразительные средства речи обеспечить условия для воспитания бережного отношения к природе на примере рассказа М.Пришвина «Старый гриб»

презентация к уроку, диск «Звуки леса»

работа по выделению в тексте слов автора, работа по карточкам
Близкий к тексту пересказ

88
Литература о Вов. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»  

рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.


слайды с документальными фотографиями и песней "Тишина"
Чувашские стихи о войне
Сообщение о писателе, выразительное чтение, анализ стихотворения
Подготовить выразительное чтение стихотворения. Написать сочинение "След войны в моей семье".


89
Урок чтения по произведению А.Твардовского "Рассказ танкиста"






способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;
автобиография
картины с изображением боев ВОВ, портрет А. Твардовского, звукозапись, выставка книг о войне

Сообщение о писателе, выразительное чтение, рассказы о войне по картинам
Наизусть по желанию

90
Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
понимать, какими чувствами проникнуто произведение фронтовика; уметь выразительно читать, совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;  воспитывать интерес к чтению, к истории России;
Произведение военных лет
портрет Б.Н. Полевого;
выставка книг. Интернет ресурсы


Сообщение о писателе, чтение отрывков, просмотр докум. Фильма, беседы по вопросам, работа с текстом для характеристики Мересьева
Зад. 1-4

91
Люди войны в повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»





Рассказ «Кого можно азвать настоящим человеком?»

92
Гармония человека и природы. (по рассказам  К. Паустовского и повести «Мещерская сторона»)

Знакомство с Паустовским. Художественные слова.
Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к  родной природе и родной земле.

Анализ повести
Викторина по рассказу «Кот Ворюга»

Биографическая справка, чтение отрывков, анализ
Рассказ о природе родного края

93
Мысль автора об ответственности человека перед природой в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы»




 Анализ композиции рассказа, составление плана и работа по нему
Пересказ близко к тексту

94
Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур  гончий пес»
знать содержание, уметь определять тему, идею, проблему
образ рассказчика, образ автора
Тест, викторина
Чувашские рассказы о животных
рассказ о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника.
План, пересказ

95
Образ Арктура
перечитать наиболее запомнившиеся учащимся фрагменты рассказа; формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.
образ животного, образ автора.


чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника.
Зад.9

96
«Арктур – гончий пес». Собаки бывают разные.
Обобщить прочитанное, уметь анализировать текст



Работа по вопросам
Небольшой устный рассказ

97
Развитие речи. Сочинение Моя любимая книга о животных
умение на основе прочитанных книг составить рассуждение и описание



Письменное оформление работы


98
Удивительный мир природы по рассказу Ю.М.Нагибина «Зимний дуб»
Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.


текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, Совместное чтение рассказа. Аналитическая работа


готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

99
«Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». 





Описать свою дорогу из дома в школу

100
Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
знать содержание, уметь определять тему, идею, проблему
автобиографическое произведение

чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; составление развернутого (сложного) плана рассказа; пересказ; выразительное чтение фрагментов рассказа; составление характеристики героя.
План, ответить на вопросы

101
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
показать особенности изображения человека и природы в рассказе; дать начальное представление о пейзаже в литературном произведении.
идейное содержание, пейзаж


чтение и анализ фрагментов рассказа; проверка понимания содержания рассказа; ответы на вопросы; литературная игра по вариантам.
План, пересказы краткий и подробный

102
Образ Васютки в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Уметь характеризовать главного героя

Тест, викторина

чтение рассказа; ответы на вопросы; сопоставление произведений на сходную тему.
Васютка – мой любимый герой

103
Теория. О литературном герое
Дать понятие, уметь раскрывать литературного героя
О литературном герое


Работа с текстами, обсуждение проблемы
Сочинение «Мой любимый герой»

104
Развитие речи. Сочинение Мой любимый герой
уметь на основе прочитанных книг построить рассуждение и привести аргументы



Письменное оформление работы


105
Сказка X. К. Андерсена «Снежная королева»

знать своеобразие сказочника, владеть навыком создания портретной характеристики героев
сравнивать сказки других писателей
обогатить представления пятиклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания.
закрепить представления пятиклассников о художественных образах в литературной сказке на примере анализа добрых и злых персонажей; развивать навыки устного пересказа, словесного рисования.
литературная сказка, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола
Иллюстрации, тренажер, тестовые задания, текст

беседа по материалам вступительной статьи; литературная викторина; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам.
План, пересказы

106
Силы добра и зла в сказке X. К. Андерсена

литературная сказка, комический эпизод


чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; устные пересказы; устное словесное рисование.
Заполнить таблицу о добре и зле

107
Урок-обобщение по сказке «Снежная королева».




ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам, устные пересказы;
подготовиться к изложению

108
Развитие речи. Подготовка к изложению «Герда и маленькая разбойница»
умение по памяти сопоставить литературных героев



Пересказ подробный
подготовиться к изложению

109
Развитие речи. Изложение «Герда и маленькая разбойница»
умение по памяти сопоставить литературных героев



Письменное оформление работы
Читать другие сказки Андерсена (по выбору)

110
Внекл. чтение. Урок-конкурс «Лучший знаток сказок Андерсена»
умение определять сказку по деталям и фразам

Тексты сказок Андеосена

Пересказ сказок Андерсена
Сочинение

111
Вильгельм Гауф. Сказка «Маленький Мук» - история несчастного карлика
уметь составлять словесный портрет героя
оценивать и анализировать поступки героя
Немецкий сказочник
презентация

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах,чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; устные пересказы; устное словесное рисование.
прочитать

112
Нравственные уроки в сказке «Маленький Мук»


Викторина, фрагменты мультфильма


персказ

113
«Приключения Тома Сойера» М. Твена
познакомить учащихся с биографией М. Твена; расширить представления об образе персонажа и средствах его создания; обогатить сведения о средствах создания комического эффекта.
образ персонажа, портрет, описание поступков, речевая характеристика.
Иллюстрации, тренажер, тестовые задания, текст

сообщения о биографии писателя; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.
План, пересказ

114
Мир детства в повестиМарка Твена «Приключения Тома Сойера»
развивать представления учащихся о средствах создания образа детства в повести; дать начальные представления об актуальности литературного произведения и отражении в нем основных жизненных конфликтов и проблем.

образ персонажа, портрет, образ детства
Портрет писателя, презентация

 пересказ главы повести; чтение фрагментов; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
Зад. 3, худож. средства для изображения страха.

115
Урок-обобщение по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
оценивать и анализировать поступки героев



ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам, устные пересказы;
Зад. 2

116
«Стучаться в природы замкнутую дверь» по рассказу Э.Сетон-
Томпсоан «Арно»
расширить кругозор учащихся о литературе англоязычных писателей;
развитие речи, начитанности учащихся; умение пользоваться дополнительной литературой;
воспитание активной жизненной позиции, наблюдательности, нравственных качеств: доброты, чуткости, отзывчивости; экологическое воспитание.


Картины о животных и птицах

Словарная работа, беседа по содержанию произведения
Ответить на вопросы

117
Подвиг Арно в рассказе Э.Сетон-Томпсона «Арно»


иллюстрации из Интернет ресурсов

Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам, устные пересказы
Пересказ текста по данному плану.

118
Внекл. чтение. Любимые книги зарубежных авторов
уметь по деталям определять произведение и его автора
доказывать свою точку зрения и авторские особенности

Иллюстрации, тренажер, тестовые задания, тексты

Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам, устные пересказы


119
Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения
подвести итоги работы за год; наметить перспективы изучения в 6 классе образа человека в художественной литературе; рекомендовать книги для классного и внеклассного чтения.


Список книг для внеклассного чтения

беседа по вопросам; записи в тетрадях; взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения



тђ Заголовок 115