Доклад на тему : Этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка.
Наша школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви ко всем людям и мы обязаны научить младших школьников умению различать зло, коренящийся в сердце человека.
Русский этнограф, собиратель старины М.Забылин в последней четверти XIX века обращает внимание на тот факт, что: «... в наших учебных заведениях преподаватели... мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями». Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре. К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,с.300). Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа.
Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации школа должна служить своему народу и государству, поэтому должна быть национальной, патриотической и строиться на принципах православной нравственности, народности и научности.
Основной идеей нашей школы этнокультурного образования детей в начальной школе с родным ( нерусским) и русским ( неродным) языком обучения является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного совершенствования личности, милосердия и трудового воспитания.
Реализация содержания этнокультурного образования осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально-действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых, информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.
Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов Мордовии, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.
Ведущими формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные путешествия, посещение музеев и выставок, участие в городских и сельских народных праздниках. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по изучению этнокультурного наследия характерным является создание эмоционально-положительной атмосферы, доверительного диалогического общения педагога с учениками, между самими учениками.
Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение консультаций на темы этнокультурного образования в семье, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса, домашние задания школьникам для совместной работы со старшими членами семьи. Наша школа по контингенту учащихся многонациональная. В школе обучаются эрзя, русские, татары.
В моем классе обучаются такие дети, у которых один из родителей русский и сам ребенок говорит на русском языке. С этими учениками я работаю дополнительно
Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я строю с учетом следующих принципов:
Принцип патриотизма
Обучение и воспитание должны: соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России.
Принцип историзма
Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук.
Принцип воспитывающего обучения
Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.
Одной из задач, поставленной передо мной является воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Осуществление реализации данной задачи происходит через:
Совершенствование педагогического процесса, которое предполагает:
а) интеграцию обучения и воспитания;
б) раннее изучение мордовского языка (с 1 класса);
д) активизация мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность;
е) создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики.
2. Повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами.
3. Создание условий для самовыражения и самоопределения учащихся строятся на:
- основе диагностики склонностей и способностей, интересов учеников;
- развитии самоуправления учащихся;
- расширении сети кружков по интересам.
С учащимися в плане развития класса с этнокультурным компонентом работают не только я, но и все педагоги нашей школы. Совместно мы проводим календарно – обрядовые праздники, а именно:
- Фольклорный праздник «На завалинке».
- Покров « Бейга якамо» – октябрь.
- Рождественские посиделки – январь.
- Молодецкие забавы – декабрь.
- Масленица – март.
- Эрзянь келень чи– апрель.
- Праздник «Русские березки».
- Троица.
- Ярмарки.
- Экскурсии в музеи.
- Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».
Что я ожидаю от данной работы.
Ведение этнокультурного компонента позволит:
- полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
- углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;
- последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;
- воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;
- интегрировать традиционные учебные предметы;
- развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.