Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
Пояснительная записка
(72 часа)
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной, на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс», с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Каждый год состав учащихся нашей школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным. У этих учащихся выражено общее недоразвитие речи, наблюдается несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание исходного текста, в затруднении анализа и синтеза слов.
Общей целью занятий является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Практическую направленность обучения определяет компетентностный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 1 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
В основе программы лежат принципы:
- принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения;
- принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как неродным;
Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является:
объединение детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
воспитание познавательного интереса к русскому языку;
решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
содействие развитию речи детей.
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Возраст детей:
Данный курс предназначен для детей 6 -7 лет, посещающих занятия по подготовке к школе и учащихся 1-х классов, которые уже приступили к изучению русского языка.
Срок реализации программы - 3 месяца (март-май 2012-2013 учебный год), 72 часа (по 6 часов в неделю)
Формы, методы и приёмы работы: групповая, индивидуальная; урок, урок-экскурсия; игровые методы, которые дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся; диалоги, элементы дискуссий, проблемные ситуации, беседы.К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления русского языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать плану в своём учебном труде.
СОДЕРЖАНИЕ
программы (с учётом проблемных зон) занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения (72 часа)
Восполнение пробелов в фонематических процессах и языковом анализе и синтезе:
Звуковой состав слова. Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки первого ряда. Их выделение и дифференциация в различных речевых единицах. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Способы обозначения мягкости согласных на письме (мягкий знак). Гласные звуки второго ряда. Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи:
Имя существительное (слова-предметы). Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Глагол (слова-действия). Дифференциация существительных и глаголов. Имя прилагательное (слова-признаки). Дифференциация частей речи.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Распространение простого двусоставного предложения. Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов.
Развитие устной и письменной речи:
Понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Построение предложения, его грамматическое и интонационное оформление. Графические схемы слова и предложения.
В процессе изучения курса
учащиеся должны знать:
Что такое речь.
Что такое слово.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Что такое предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
учащиеся должны уметь:
-различать устную и письменную речь;
-выделять слова-предметы, слова-действия, слова, обозначающие
признаки предметов среди других слов;
- определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту;
-редактировать простое предложение;
-интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаками);
- правильно согласовывать различные части речи;
-понимать значение предлогов и правильно их употреблять в своей речи ;- слышать и выделять звуки из слов;
-делить слова на слоги;
-выделять в слове ударные слоги и находить ударную гласную;
- слышать звучание слов и правильно обозначать мягкость согласных звуков.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
(72 часа)
№п/п Тема занятия Кол-во часов Элементы содержания Формирование УУД Дата проведения
план
факт
1-2 Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков. 2 Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.
Слово как часть предложения.
Слушание русских народных сказок.
Усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Слушание русских народных сказок.
Игра в слова.
Слушание русских народных сказок.
Игра «Да-нет», отгадывание загадок. участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи - к;
выделять предложения из речевого потока - п;
выделять в предложении слова - п;
различать слово и предложение - п;
наблюдать над значением слова - п;
обозначать слова графически - п;
включаться в групповую работу - к;
различать слова-предметы от других слов -п;
3-4 Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков. 2 Отгадывание загадок. 5-6 Число имён существительных. Гласные первого ряда. 2
Игры со словами, отгадывание загадок 7-8 Род имён существительных. Гласные первого ряда. 2
Игра «Наоборот». Работа по серии сюжетных картинок.
Игры со словами.
обозначать слова графически - п;
включаться в групповую работу - к;
различать слова-предметы от других слов -п;
9-10 Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных. 2 Игра «Найди слово» различать слова-действия от других слов -п;
11-12 Слова-действия. Слогообразующая роль гласных. 2 Игры «Кто больше?» 13-14 Дифференциация слов - предметов, слов-действий. Ударение. 2
Графический диктант. 15-16 Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение. 2
Составление и графическое изображение предложений. 17-18 Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. 2 Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. различать слова- признаки от других слов -п;
19-20 Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова. 2 Игра »Кто так говорит?» 21-22 Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова. 2 Графический диктант.
23-24 Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях. 2 25-26 Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях. 2 27-28 Родственные слова. Образование гласных второго ряда. 2 29-30 Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда. 2
Деление слов на слоги. 31-32 Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и. 2
Деление слов на слоги. 33-34 Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е. 2 35-36 Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я. 2 37-38 Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я. 2 39-40 Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё. 2
Исправление ошибок. 41-42 Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё. 2 43-44 Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. 2 составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений - п;
корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р; 45-46 Главные члены предложения.
Согласование имён существительных и глаголов. 2
Работа по сюжетным картинкам.
Игра «Найди друзей», разминка с мячом выделять предложения из речевого потока и обозначать их графически - п;
выделять в предложении слова - п;
составлять предложения с заданным словом – п;
определять количество слов в предложении - п; 47-48 Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. 2 49-50 Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё. 2 51-52 Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда. 2 53-54 Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда. 2 контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания – р;
находить и исправлять ошибки – р;
корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р;
осознавать смысл прочитанного - р; 55-56 Предлоги. 2 57-58 Предлоги «на», «в» 2 Игра «На чём можно ездить» 59-60 Предлоги « с (со)», «из» 2 61-62 Предлоги «по», «к» 2 63-64 Предлоги « над», «под». 2 65-66 Закрепление предлогов. 2 67-68 Как рассказать о своих игрушках 2 69-70 Как рассказать о своей семье 2 71-72 Как рассказать о своей Родине 2 Примечание: п – познавательные УУД, р – регул.
Используемая литература:
Л.Д. Митюшина «Азбука» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2008.Л.Д. Митюшина «Русский язык. Устный курс» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2009.