Учебная рабочая программа по русскому языку для 10 класса для школ с русским (неродным) языком обучения по учебнику Сабаткоева
Раздел 1. Пояснительная записка
Статус документа
Учебная рабочая программа по русскому языку для 10 класса для школ с русским (неродным) языком обучения создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
2.Федерального перечня учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
3.Программы средней школы по русскому языку и литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским(неродным) языком обучения.- Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2007
4. Базисного учебного плана
5. Учебного плана МОБУ СОШ с.Суккулово муниципального района Ермекеевский район на 2014-15 учебный год
Структура документа
Настоящая программа состоит из 5 разделов:
пояснительной записки;
содержания тем учебного курса;
календарно-тематического планирования;
требования к уровню подготовки учащихся;
переченя учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного процесса
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В данной программе отбор и подача языкового материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельности. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании исходя из их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка.
При этом указываются средства выражения синтаксически-семантических отношений между членами предложения, причем представление учебного материала производится поэтапно с учетом уровней языка и их системности; устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи для каждого класса: типы речи, ситуативно-тематический минимум лексического материала с учетом воспитательных целей, на основе которых происходит актуализация языковых средств и лексики. В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учет особенностей родного языка, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении.
В соответствии с указанными принципами в программе излагается система работы над языковым материалом и устанавливается содержание образования по классам.
В соответствии с задачами курса в программе 10 класса выделены разделы:
Общие сведения о языке. Текст.
Лексика и фразеология.
Орфоэпия. Интонация.
Орфография. Пунктуация.
Состав слова и словообразование.
Морфология и практическая стилистика.
Культура речи.
Учащиеся, обучающиеся в средней национальной школе, должны уметь самостоятельно пользоваться учебниками по различным учебным предметам на русском языке, а также различными лингвистическими словарями.
Курс русского языка в каждом классе завершается обобщенным повторением изученного за год. С учетом задач развития национально-русского двуязычия, особенностей русского и родного языков в программе определяется методика отбора и подачи языкового материала. Обучение проводится в зависимости от наличия и отсутствия тех или иных грамматических категорий в изучаемом и родном языках, особенностей фонемного и морфемного состава, словообразовательных и акцентных моделей, способов подчинительной связи, интонационных конструкций, специфики актуального членения предложения, порядка и способов межфразовой связи. Одним из важных условий успешного обучения русскому языку нерусских является знание и учет лексических, фонетических и грамматических особенностей русского языка в сравнении с родным. В зависимости от этого выбираются методические приемы обучения нормам русского языка.
Умения и навыки речевой деятельности формируются последовательно из класса в класс. Обучение речевой деятельности опирается на теоретические сведения по структуре текста, осознание которых необходимо для правильного построения высказывания. Усвоение этих сведений осуществляется практически в связи с анализом готового текста и его конструированием. Практическое применение этих знаний осуществляется при выполнении творческих работ, указанных в программе. Тексты письменных работ, тематика сочинений выбираются с учетом их воспитательно-образовательной значимости. Все обучение русскому языку должно проводиться на содержательном, доступном и интересном для учащихся материале.
Знания по русскому языку призваны активизировать развитие внимания, памяти, логического мышления. По мере изучения программного курса учащиеся приобретают умения анализировать материал, сравнивать, обобщать и устанавливать общие законы и правила.
Таким образом, программа предусматривает не только знание теоретических вопросов русского языка, но и практическое владение правилами и нормами русской речи.
Цели и задачи
Цель обучения – научить школьников практически владеть государственным языком РФ, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в ряде национальных школ на русском языке.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
-дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и ССЦ), сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использование их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки;
- привить навыки выразительного чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление владеть им;
- приобщить к культурным ценностям русского народа.
На изучение русского языка в 10 классе на основании учебного плана МОБУ СОШ с. Суккулово отводится 102 часа. В течение учебного года учащиеся пишут 6 контрольных работ, самостоятельные работы. На развитие речи отводится 20 часов.
Виды работы по развитию речи. Анализ текстов. Развернутые ответы на вопросы проблемного характера. Сочинения публицистического характера. Сочинения о профессиях. Перевод небольших художественных текстов с родного языка на русский. Рецензии. Устные и письменные пересказы различного типа: подробные, сжатые, выборочные, с творческими заданиями, с элементами сочинения. Перевод отдельных слов, словосочетаний, фразеологических оборотов, предложений, текстов с родного языка на русский. Сочинение-рассуждение проблемного характера. Рассказ на темы школьной жизни. Доклад и реферат на предложенную тему. Рецензии. Анализ текста.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Русский язык в современном мире. Стили и типы речи. Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
Лексика.
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины). Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.Лексикография. Виды лингвистических словарей.
Орфоэпия
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Основные принципы русской орфографии. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ЦПравописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных И иЫ после приставок.
Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса.
Состав слова. Основа слова. Морфемный разбор.Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Морфология
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных.Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.Правописание окончаний.Правописание суффиксов имён прилагательных.Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи.Морфологический разбор.Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Деепричастие
Значение и употребление деепричастий.
Наречие
Правописание наречий. Правописание Н и НН в словах разных частей речи
Служебные части речи
Предлог
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз
Основные группы союзов, их правописание.
Частицы
Частицы, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Количество часов на учебный год составляет 102 часа, в неделю 3 часа.
Контрольные работы – 6 часов.
Урокам развития речи отводится 20 часов.
№ Тема у рока Колич-во часов Предполагаемая дата Фактическая дата Примечание
Общие сведения о языке
1 Русский язык – национальный язык русского народ, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. 1 2 Язык и речь. Литературный язык. Речь устная и письменная 1 Культура речи3 Общие сведения о культуре речи. Языковые нормы1 4 Стили речи. Разговорный стиль 1 5 Научный стиль 1 6 Литературно-художественный стиль 1 7 Публицистический стиль1 8 Официально-деловой стиль1 9 Текст. Повествование, описание, рассуждение1 10 Сложное синтаксическое целое и абзац 1 11Понятие о нормах литературного языка. Устная и письменная речь. 1 12 РР Анализ текста. 1 Лексика и фразеологии
13 Понятие о слове. Многозначные слова 1 14 Антонимы и паронимы, их употребление в речи В1 15 Омонимы и синонимы в русском языке, их виды и особенности употребления 1 16 Активный и пассивный запас лексики русского языка, сферы употребления слов 1 17 Лексика с точки зрения стилистической окраски (нейтральная, книжная, разговорная) 1 18 Лексика с точки зрения происхождения 1 19 Контрольный диктант 1 20 Работа над ошибками1 21 Основные понятия лексикологии (обобщение) 1 22Фразеологизмы, их особенности и употребления 1 23 РР Рецензирование текста
1 Орфоэпия, интонация
24 Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение в русском языке. 1 25 Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения 1 Состав слова и словообразование
26 Морфемный состав слова 1 27 Корень. Окончание. Основа 1 28 Суффикс. Приставка. 1 29 Производные и производящие слова 1 30 Сложные слова 1 31 Нулевые аффиксы 1 32 Морфемный анализ слова 1 33 Способы образования слов 1 34 Морфемика и словообразование (обобщение) 1 35 РР Сочинение - размышление1 Морфология и практическая стилистика
Имя существительное36 Основные признаки существительных 1 37 Род существительных. Род несклоняемых существительных. 1 38 Формы числа существительных 1 39 Формы падежа имен существительных 1 40 Формы именительного и родительного падежей множественного числа существительных 1 41 Правописание имен существительных 1 42 Правописание имен существительных1 43 Контрольная работа №1 1 44 Контрольный диктант №1 1 45 Работа над ошибками1 Имя прилагательное
46 Основные признаки прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. 1 47 Степени сравнения качественных прилагательных. Простые и сложные формы степеней сравнения качественных прилагательных как синонимы 1 48 Притяжательные прилагательные. Особенности склонения 1 49 Самостоятельная работа1 50 РР Сочинение-размышление по тексту 1 51 Правописание имен прилагательных1 52 Правописание имен прилагательных1 53 Контрольная работа№2 1 54 Работа над ошибками1 Имя числительное
55 Основные признаки числительных В1 56 Склонение количественных числительных 1 57 Склонение порядковых числительных 1 58 Собирательные числительные 1 59 Сочетание количественных числительных с существительными 1 60 РР Сочинение- размышление по тексту 1 61 Правописание числительных 1 62 Особенности употребления в речи составных количественных числительных, собирательных, дробных числительных 1 63 Контрольная работа №3 1 Местоимение
64 Основные признаки местоимений. 1 65 Разряды местоимений 1 66 Правописание местоимений1 67 Правописание местоимений1 68 Самостоятельная работа1 69 РР Анализ текста. 1 Глагол70 Значение, образование, изменение и употребление глаголов 1 71 Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы 1 72 Виды глагола. Видовые пары глаголов 1 73 Неопределенная форма глагола 1 74 Наклонения глагола 1 75 Формы времени. Прошедшее время 1 76 Настоящее время. Спряжение глагола 1 77 Будущее время 1 78 Правописание глаголов1 79 Правописание глаголов1 80 Контрольный диктант№2 1 81 Работа над ошибками1 82 Безличные глаголы 1 Причастие и деепричастие83 Основные признаки причастий 1 84 Действительные и страдательные причастия 1 85 Образование причастий. ДПНВ, ДППВ 1 86 Образование причастий. СПНВ, СППВ 1 87 Правописание страдательных причастий 1 88 Деепричастие. Употребление деепричастий в речи 1 89 Правописание причастий и деепричастий 1 90 Правописание причастий и деепричастий1 91 Р.Р.Сочинение 1 Наречие
92 Значение, образование и употребление наречий 1 93 Правописание наречий 1 Служебные части речи
94 Служебные части речи. Предлоги непроизводные и производные, простые, сложные, составные 1 95 Слитное и раздельное написание предлогов 1 95 Союзы. Подчинительные и сочинительные союзы 1 96 Союзы простые и составные, одиночные, повторяющиеся и двойные 1 97 РР Анализ текста. Сочинение1 98 Частицы формообразующие, отрицательные и модальные 1 99 Разграничение частиц НЕ и НИ 1 100 Междометие 1 101 Повторение. Выполнение упражнений 1 102 Повторение. Выполнение упражнений 1 Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
Культура речи. Типы и стили речи. Синтаксис и практическая стилистика. Предложения и словосочетания. Простое предложение. Сложное предложение. Предложения с прямой и косвенной речью.
Умения:
- умение строить тексты с использованием в них различных усвоенных средств языка
– лексических, фразеологических, грамматических;
- умение употреблять в речи различные типы словосочетаний, образованных по способу согласования, управления и примыкания;
- умение использовать в речи обращения с учетом сферы их употребления и стилистических функций;
- умение пользоваться вводными словами-синонимами;
- употреблять в речи простые и сложные предложения как синтаксические синонимы, пользоваться союзами-синонимами;
- умение пользоваться в речи синонимичными сложносочиненными, сложноподчиненными и бессоюзными сложными предложениями;
- умение составлять разнообразные конструкции и употреблять их в высказывании, ставить необходимые знаки препинания;
- умение пользоваться прямой и косвенной речью, диалогом и цитатой с учетом их стилистической роли.
Основные умения и навыки связной речи
Учащиеся должны уметь:
в аудировании:
- свободно понимать устную русскую речь, звучащую по телевизору, радио, с трибуны и т.д.;
- определять основные положения, факты, помогающие обосновывать тезисы;
в чтении:
- читать бегло, просматривать текст с целью общего ознакомления с текстом, книгой;
- анализировать структуру текста: вычленять сложные синтаксические целые, абзацы;
- определять стили, типы, жанры речи;
в говорении:
- участвовать в беседе, свободно высказываться по темам, связанным с общественно-политической, социально-культурной, учебно-производственной сферами жизни;
в письменной речи:
- отбирать языковые средства (термины, фразеологические обороты, лирические и грамматические синонимы) с учетом целей, содержания, адресата высказывания, условий общения;
- строить описания, повествования, рассуждения в различных стилях речи;
- самостоятельно составлять высказывания на общественно-политические, морально-этические, историко-литературные темы;
- вести запись лекций, рассказа учителя в форме плана, тезисов, конспекта.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение курса
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. (Официальные документы в образовании, 2004, №5);
2. Программа « Русский язык и литература 10-11 классы национальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Санкт – Петербург, «Просвещение», 2007;
3. Учебник «Русский язык 10-11 класс». Р.Б.Сабаткоев. - Санкт-Петербург, «Просвещение», 2008;
4. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008;
5. Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. – Ростов на – Дону: Легион – М, 2014.
Приложение
Контрольный диктант №1
Опасная профессия
1)В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
2) Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. 3) Опасно снимать львов, очень опасно - тигров. 4) Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь - этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. 5) На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. 6) Расчёт был на то, что, мол, отец и мать уже не так ревниво оберегает потомство. 7) Но я ошибся... 8) При щелчке фотокамеры, запечатлевшей двух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. 9) Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать - зверь бросится вслед.10) На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.11)Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. (123 слова)
Грамматические задания:
Вариант 1.
1.Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочным способом.
2.Выпишите из 1-2 предложений наречия.
3.Выпишите из 1 предложения словосочетание со связью примыкание.
4.Синтаксический разбор 11 предложения.
Вариант 2.
1.Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 4 предложения производный предлог.
3.Выпишите из 2 предложения словосочетание со связью примыкание.
4. Синтаксический разбор 10 предложения.
Контрольный диктант №2
1)Бывалого человека неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. 2)Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. 3)В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
4)Люди, порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. 5)Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! 6)И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.
7)Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира…
(136 слов).
Грамматические задания
Вариант-1
1.Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 1 предложения словосочетание с подчинительной связью согласование.
3.Выпишите из 3 предложения причастия. Дайте им грамматическую характеристику.
4.Произведите синтаксический разбор 3 предложения текста.
Вариант-1
1.Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 4 предложения словосочетание с подчинительной связью примыкание. 3.Выпишите из 7 предложения все служебные части речи. Дайте им грамматическую характеристику.
4.Произведите синтаксический разбор 7 предложения текста.
Контрольная работа №1
1.Как изменяются имена существительные?А) по временам, числам, родам;Б) по родам, падежам и числам;В) по лицам и числам;Г) по родам, падежам, числам и лицам;Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.А) относительные, притяжательные, качественные;Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;В) неопределенные, отрицательные, возвратные;Г) повелительные, условные, изъявительные;Д) переходные, действительные, страдательные.3. Назовите существительные мужского рода:А) проныра, задира, ябеда, соня;Б) шоссе, метро, такси, радио;В) шампунь, тюль, какаду, кофе;Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;Д) семя, стремя, время, знамя.4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.А) шахматы, чернила, ножницы, поле;Б) масло, нефть, студенчество, крупа;В) листва, деньги, молодежь;Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.5. Укажите разносклоняемые имена существительные:А) темя, знамя, время, путь;Б) бюро, пальто, кофе, жюри;В) армия, санаторий, волнение;Г) такси, кафе, радио, маэстро;Д) леди, кашне, кино, шоссе.6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о озвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн… А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е; Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?А) обида, разведать, камень;Б) поднос, автомат, заказ;В) буфет, переводить, резать;Г) переписать, возить, подряд;Д) угон, барабан, кровля.9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?А) пон..чик;Б) стекол..щик; В) камен..щик;Г) барабан..щик;Д) табун..щик.
10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.Контрольная работа №2
1 вариант1. Как изменяются имена прилагательные?А) по родам, падежам, числам;Б) по родам, падежам, числам и лицам;В) по лицам, временам, числам;Г) по лицам и числам;Д) по лицам, числам и родам.2. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.3. Какое прилагательное не имеет краткой формы?А) плохой;Б) хороший;В) снежный; Г) маленький;Д) дорогой.
4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?А) снежный;Б) хороший;В) плохой;Г) маленький;Д) дорогой.
5. Выберите вариант без ь на конце:А) спряч.., картеч.., проч..;Б) печ.., мыш.., рож..;В) знаеш.., поеш..те, сходиш..;Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..;Д) хорош.., могуч.., свеж…
6. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.
7. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:А) самый интересный;Б) острее;В) наивысший;Г) жарче;Д) наиболее верный.
8. Определите, в каком варианте не пишется раздельно:А) купили машину совсем (не)дорогую;Б) (не)ожиданное известие;В) (не)умолчны звуки весенней капели;Г) далеко (не)удачный ответ; Д) дороги сделались (не)проезжими.
9. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск-:А) низ..ий домик.Б) близ..ое знакомство;В) немец..ий город;Г) дерз..ая эпиграмма;Д) француз..ий язык;
10. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:А) (пепельно)русый оттенок;Б) (притворно)скромный взгляд;В) (прекрасно)душное настроение; Г) (юго)восточный регион;Д) (культурно)историческое наследие.
2 вариант1.На какие разряды делятся имена прилагательные?А) вопросительные, относительные, повествовательные;Б) возвратные, отрицательные, личные;В) одушевлённые, неодушевлённые;Г) определительные, собирательные, количественные;Д) качественные, относительные, притяжательные;2.Качественными называются прилагательные:А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени;Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;Г) обозначающие действие предмета;Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.
3.Укажите относительные прилагательные:А) грубый, высокий;Б) городской, детский;В) удобный, белый;Г) красный, глупый;Д) заячий, медвежий.4.Укажите притяжательные прилагательные:А) грустный, очереднойБ) медный, стеклянныйВ) последний, полныйГ) дедов, кошачийД) изумрудный, новый
5. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?А) вовсе (не) строгийБ) (не) вежлив, а грубВ) далеко (не) удачный ответГ) ничуть (не) интересныйД) совсем (не) интересная книга6.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе:А) камыш…выйБ) песц…выйВ) плюш…выйГ) свинц…выйД) еж…вый
7.Укажите прилагательные с –НН-:А) кожа…ый, глиня…ыйБ) це…ый, оловя…ыйВ) нефтя…ой, сви…ойГ) песча…ый, льня…ой Д) пчели…ый, льви…ый8. Укажите прилагательное с суффиксом –к-:А) январ…ийБ) француз…ийВ) немец…ийГ) сибир…ийД) гигант…ий9. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:А) северо(западный)Б) выпукло(вогнутые)В) легко(растворимый)Г) немецко(русский)Д) светло(синий)
10. В каком варианте употреблена простая форма превосходной степени прилагательного?А) Коробочка была очень бережливая хозяйка.Б) Партизаны продвигались в непроглядной тьме.В) Гостиную Собакевича украшали представительнейшие люди.Г) Женщина осторожно переступила порог.Д) История стала ещё интереснее.
Контрольная работа №3
1. Какие морфологические признаки имеет глагол?А) падеж, наклонение, род;Б) склонение, лицо, время;В) вид, наклонение, время, лицо, число;Г) род, число, падеж;Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.2. Выберите вариант с переходным глаголом:А) любить музыку;Б) зайти за другом;В) уйти домой;Г) улыбаться девушке;Д) одеться к ужину.
3. Какие глаголы обладают категорией рода?А) глаголы настоящего времени;Б) возвратные глаголы;В) глаголы неопределенной формы;Г) глаголы прошедшего времени;Д) глаголы будущего времени.
4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?А) выбросить, взять, просмотреть;Б) приехать, сочинить, построить;В) поздравить, сказать, взять;Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;Д) написать, дыхнуть, выбросить.5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.А) условное, повелительное, изъявительное;Б) изъявительное, условное, повелительное;В) повелительное, условное, изъявительное;Г) изъявительное, повелительное, условное;Д) условное, изъявительное, повелительное.6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?А) гнать, дышать, держать, слышать;Б) брить, стелить;В) бежать, хотеть;Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;Д) все глаголы на –уть.
7. Какие глаголы являются безличными?А) горевать, ночевать, бушевать;Б) улыбается, умывается, одевается;В) бродить, предупредить, дерзить;Г) шелестеть, говорить, устремить;Д). нездоровится, взгрустнулось, дышится
8. Назовите постоянные признаки глагола:А) время, лицо, род;Б) вид, число, время;В) вид, спряжение, переходность;Г) спряжение, лицо, число;Д) наклонение, спряжение, время.9. В каких глаголах пишется ь?А) в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;Г) во всех безличных глаголах;Д) в глаголах прошедшего времени.
10. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?А) с помощью перестановки ударения;Б) с помощью приставок;В) с помощью суффиксов;Г) путем чередования гласных в корне;Д) с помощью приставок и суффиксов.
11. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:А) доказ..вать, испыт..вать;Б) доклад..вать, запис..вать;В) врач..вать, гор..вать;Г) след..вать, завид..вать;Д) воспит..вать, использ..вать.
12. Выберите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:А) рад..вать, проб..вать;Б) во..вать, гор..вать;В) побесед..вать, расслед..вать;Г) чувств..вать, мотивир..вать;Д) оборуд..вать, завид..вать.
13. Выберите вариант с глаголами I спряжения:А) встречаться, решать;Б) обидеть, лечить;В) решить, встретить;Г) исправить, торопиться;Д) накормить, заблудиться.14. Выберите вариант с глаголами II спряжения:А) добыть, желать;Б) вязать, добывать;В) играть, искать;Г) спорить, утешить;Д) обещать, ругать.15. Какие причастия имеют краткую форму?А) цветущее поле;Б) плескавшиеся о берег волны;В) покрытые снегом горы;Г) бившиеся о гранитные берега;Д) ползущий по земле.16. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?А) побелеть;Б) краснеть;В) раскрыть;Г) разбрасывать;Д) колоть.
17. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:А) кача..мый волной;Б) извива..щийся змеей;В) ла..щий пес;Г) бре..щийся утром;Д) дыш..щий еле-еле.
18. Укажите вариант с одной –н- в причастии:А) снегом окропле..ые;Б) заряже..а отрицательно;В) озаре..ый солнцем;Г) занесе..ые метелью;Д) окрыле..ые мечтой.
19. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:А) Отшумев, замолчала листва.Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.В) Старик отошел, понурив голову.Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.
20. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричаст-ным оборотом, не обособляется?А) Широко разинув пасть медведь зарычал.Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.