Учебная рабочая программа по русскому языку для 11 класса для школ с русским (неродным) языком обучения по учебнику Сабаткоева


Раздел 1. Пояснительная записка
Статус документа   
Учебная рабочая программа по русскому языку для 11 класса для школ с русским (неродным) языком обучения создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
2.Федерального перечня учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
3.Программы основной школы по русскому языку и литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским(неродным) языком обучения.- Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2007
4. Базисного учебного плана
5. Учебного плана МОБУ СОШ с.Суккулово муниципального района Ермекеевский район на 2015-16 учебный год
Структура документа
Настоящая программа состоит из следующих разделов:
пояснительной записки,
содержания тем учебного курса,
требования к уровню подготовки учащихся,
перечня учебно-методического обеспечения,
календарно-тематического планирования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Настоящая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, календарно – тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы,приложение.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с Суккулово на изучение русского языка в 11 классе отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов ( с учетом компонента ОУ).
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;
углубление знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку и культуре речи, необходимые при подготовке к сдаче ЕГЭ. В целях подготовки к успешной сдаче ЕГЭ в конце года предусмотрены часы на повторение по темам «Трудные случаи пунктуации», «Культура речи. Языковые нормы» и «Функциональные стили речи»
Изучаемый материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания Егэ, комплексный анализ текста, написание сочинений-рассуждений по предложенному тексту. Анализ результатов ЕГЭ требует выделения дополнительных часов для этой работы, больший , чем предлагает программа. Уроков развития речи запланировано 20, уроков на работу с тестами-12.
Преподавание русского языка в 11 классах ведётся на базовом уровне, включая часы компонента ОУ– 3 ч в неделю,99 часов с целью подготовки к Единому государственному экзамену.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Введение. Русский язык- государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России.
Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Знать:
основные единицы языка и их особенности;
лексическое и грамматическое значение слова;
части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;
основные правила правописания
Уметь:
правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
владеть приемом разбора слов по составу;
пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
правильно писать слова с орфограммами
Раздел II. Синтаксис и пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Основные термины и понятия:
Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.
Знать:
определение пунктуации;
основные функции знаков препинания;
разделительные знаки препинания;
выделительные знаки препинания;
многофункциональные знаки препинания;
порядок пунктуационного разбора;
Уметь:
производить пунктуационный анализ предложения;
объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;
ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;
Раздел III. Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Основные термины и понятия:
Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Знать:
типы словосочетаний;
виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
окончания частей речи;
порядок разбора словосочетания;
Уметь:
определять тип словосочетаний;
определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;
строить словосочетания различных типов;
делать разбор словосочетаний;
Раздел IV. Предложение
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Основные термины и понятия:
Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Знать:
определение предложения;
характеристику предложений;
пунктуационный разбор предложения;
Уметь:
ставить знаки препинания в предложении;
производить пунктуационный разбор предложения;
Раздел V. Простое неосложненное предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Основные термины и понятия:
Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.Знать:
виды предложений по цели высказывания;
виды предложений по эмоциональной окраске;
распространенные и нераспространенные предложения;
предложения утвердительные и отрицательные;
определение главных членов предложения и способы их выражения;
определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;
основные типы односоставных предложений;
условия постановки тире в разных типах простых предложений;
Уметь:
разбирать предложения по членам предложения;
характеризовать односоставные предложения;
ставить тире в разных видах простого предложений;
осуществлять синтаксический разбор предложения;
осуществлять пунктуационный разбор предложения;
Раздел VI. Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях.
Основные термины и понятия:
Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.Знать:
что такое однородные члены предложения;
какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;
какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;
что такое обособление;
правила обособления различных членов предложения;
правила обособления обобщающих слов;
определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;
условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
присоединение сравнительного оборота;
специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;
понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;
понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;
как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;
Уметь:
разбирать предложения по членам предложения;
характеризовать односоставные предложения;
ставить тире в разных видах простых предложений;
отличать однородные члены предложения от неоднородных;
ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;
ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;
ставить нужные знаки препинания при обращении;
находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;
грамотно оформлять их пунктуационными знаками;
находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;
ставить верно знаки препинания при них;
Раздел VII. Сложное предложениеПонятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Основные термины и понятия:
Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.Знать:
какие предложения называются сложными;
особенности построения сложного предложения;
основные типы сложных предложений;
основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
как связаны части сложного предложения;
что называется сложной синтаксической конструкцией;
что называется периодом;
Уметь:
находить сложные предложения;
узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
делать синтаксический разбор сложного предложения;
ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;
составлять схему сложного предложения;
Раздел VIII. Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Основные термины и понятия:
Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.
Знать:
что называют чужой речью, цитатой;
какие существуют способы оформления чужой речи;
какие знаки препинания ставятся при прямой речи;
какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;
какие существуют способы включения цитат в контекст;
какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;
Уметь:
правильно оформлять чужую речь;
ставить знаки препинания при прямой речи;
ставить знаки препинания при диалоге;
включать цитаты в контекст разными способами;
верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;
Раздел IX. Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Основные термины и понятия:
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.
Знать:
что называется авторской пунктуацией;
какова роль авторской пунктуации в произведении;
основные типы возможных сочетаний знаков препинания;
особенности и типы факультативных знаков препинания;
Уметь:
узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;
обосновывать поставленные знаки препинания;
видеть авторскую пунктуацию в тексте;
анализировать пунктуационный рисунок текста;
Раздел X. Культура речи
1.Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
2. Умение строить тексты с использованием в них различных усвоенных средств языка – лексических, фразеологических, грамматических.
Основные термины и понятия:
Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.Знать:
чем отличаются понятия «язык» и «речь»;
что называется культурой речи;
что такое норма, их признаки и типы;
какие качества присущи хорошей речи;
Уметь:
дифференцировать типы речи;
следовать правильности речи в собственной практике;
Раздел XI. Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Основные термины и понятия:
Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь, Знать:
основные признаки стилей речи;
основные признаки разговорного стиля;
основные особенности литературно-художественной речи;
Уметь:
определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;
создавать тексты разного стиля;
Раздел XII. Подготовка к ЕГЭ.
Знать:
русский литературный язык и его нормы
Уметь: работать с тестами в формате ЕГЭ
Виды работ по развитию связной речи.
Анализ текста.
Членение текста на сложные синтаксические целые, определение видов сложных синтаксических целых.
Развёрнутые ответы на воросы проблемного характера.
Рассказы на темы из школьной жизни.
Сочинение публицистического характера на общественно-политические, морально-этические и историко-литературные темы.
Сочинения о профессиях.
Перевод небольших художественных и научных текстов с родного языка на русский с использованием различных синтаксических конструкций.
Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу, спектакль, произведение живописи, скульптуры, музыки.
Запись лекций и рассказа преподавателя, передачи по радио в различных видах (в форме плана, тезисов, конспекта, в смешанном виде)
№ Тема Колич. часов В том числе:
Уроки по развитию речи Контрольные работы
Диктанты Тесты, в том числе в формате ЕГЭ
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе 12 4 1 1
Словосочетание 3 1 Предложение 1 Простое неосложненное предложение 16 2 2
Простое осложненное предложение 16 4 3
Сложное предложение 21 4 1 3
Предложения с чужой речью 3 2 Употребление знаков препинания
2 1 Культура речи. Язык и речь 5 Стилистика. Функциональные стили речи. 9 Подготовка к ЕГЭ 12 3 3
Итого: 102 20 3 12

Раздел3. Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения:
знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения;
знать сходства и различия фонетической, лексической и грамматической систем русского и родного языков, речевого этикета русского народа и других народов России;
осознавать национальное своеобразие русского языка;
вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
Используемый учебник: Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб.для 10-11 кл.нац.шк./ Р.Б.Сабаткоев, М.В.Панов,Л.З.Шакирова. – СПб.: «Просвещение».
Раздел 4. Перечень учебно-методической литературы
1. «Программы по русскому языку 10 - 11 класс общеобразовательных учреждений»,под редакцией Никольская Г.Н., Хасанов Н.М. Программа «Русский язык». 5-11 классы всех типов национальных школ .- М. : Просвещение, 2000
2. Учебник: Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб.для 10-11 кл.нац.шк./ Р.Б.Сабаткоев, М.В.Панов,Л.З.Шакирова. – СПб.: «Просвещение».
3. Сабаткоев Р.Б., Шакирова Л.З. Методическое руководство к учебнику «Русский язык для 10-11 классов национальных школ: Пособие для учителя».- СПб.: «Просвещение»,2001.
Дополнительная учебно-методическая литература
1.Греков В.Ф., Чижов В.В. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М, Оникс,2008
2.Н.Е.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс., - М.,2005
3.Н.А.Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно- методическое пособие. –Р-на-Д, 2009
4.Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык . Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- СПб,20010
Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
Библиотечка газеты « Первое сентября»
Интернет-сайты
Российское образование. Федеральный образовательный портал- http://www.school.edu.ruМордовский республиканский образовательный портал - http://www.edurm.ru/Сеть творческих учителей-http://www.it-n.ru/Всероссийский Интернет – педсовет -http://pedsovet.org/  
Бесплатные разработки уроков -http://www.uroki.net/-Журнал Вестник образования -http://www.vestnik.edu.ru/
Раздел5. Календарно-тематическое планирование
Дата проведения урока Дата проведения урока Тип урока Кол-во часов Элементы содержания Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Домашнее задание
план план 2.09 Вводный урок. Русский язык- государственный язык РФ.
Повторительно-обобщающий урок 1 Раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира. Русистика наука о русском языке Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.
Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. написать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык
4.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Повторительно-обобщающий урок 1 Нормы произношения, нормы ударения Знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Уметь: делать фонетический разбор, фонетическую транскрипцию Выучить орфоэпический словник (Егэ)
7.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по орфографии Повторительно-обобщающий урок 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии Составить
Таблицу «Правописание корней»
9.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по орфографии Повторительно-обобщающий урок 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии Составить таблицу «Правописание приставок»
11.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по лексике и фразеологии Повторительно-обобщающий урок 1 Лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы Уметь: извлекать информации из различных источников; свободное пользоваться лингвистическими словарями Составить таблицу «Правописание суффиксов»
14.09 Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения текста публицистического стиля Урок развития речи 1
Приёмы сжатия текста Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста Подготовиться к написанию изложения
16.09 Урок развития речи.
Изложение текста публицистического стиля Урок развития речи 1
Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста 18.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. . Морфемика. Способы словообразования Повторительно-обобщающий урок 1 Способы словообразования. Аффиксы словоизменительные и словообразовательные Знать: виды морфем, основные способы словообразования
Уметь строить словообразовательную цепочку Составить таблицу «Способы словообразования»
21.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний о самостоятельных частях речи Повторительно-обобщающий урок 1 Морфологический разбор слова, постоянные, непостоянные признаки. Знать: общее грамматическое значение , морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Подготовить сообщение о частях речи
23.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний о служебных частях речи и междометиях Повторительно-обобщающий урок 1 Морфологический разбор слова, постоянные, непостоянные признаки. Знать: общее грамматическое значение , морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различ-ные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Подготовить сообщение о служебных частях речи
25.09 Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ Урок развития речи 1
Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста Запомнить критерии проверки сочинений ЕГЭ
28.09 Урок развития речи. Сочинение в формате ЕГЭ, часть СУрок развития речи 1
Развёрнутое обоснование своей позиции. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста Дописать сочинение
30.09 Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Контрольное тестирование №1 Урок контроля 1 Определение уровня изученного материала Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: работать с тестами 2.10 Контрольный диктант №1 Урок контроля 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора 5.10 Словосочетание.
Понятие о словосочетании.. Урок систематизации ЗУН 1
Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. Выполнить упр.14
7.10 Виды синтаксических связей слов в словосочетании.
Урок систематизации ЗУН 1
Сочинительная связь, ее признаки. Подчинительная связь, ее особенности. Смысловая и грамматическая связи.
Порядок синтаксического разбора словосочетания. Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. Выполнить упр.17, прочитать стр.210
14.10 Урок развития речи.
Подготовка к сочинению на патриотическую тему «Патриотизм – знак вопроса…» Урок развития речи 1
Тема, идея, основная мысль. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста Дописать сочинение
16.10 Предложение. Понятие о простом предложении.
Урок усвоения нового материала 1 Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения. Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. Прочитать стр.215, выполнить упр.24
19.10 Урок развития речи.
Художественно- выразительные средства языка (анализ текста) Урок развития речи 1
Тема, идея. Композиция, способы связи предложений в тексте. Изобразительные средства языка Уметь работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. Повторить худ.-выраз. средства
21.10 Готовимся к Единому государственному экзамену. Урок подготовки к ЕГЭ 1 Решение теста в формате ЕГЭ Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Выполнять тесты по сборнику Сениной
23.10 Готовимся к Единому государственному экзамену. Урок контроля 1 Решение теста в формате ЕГЭ Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Выполнять тесты по сборнику Сениной
25.10 Двусоставные и односоставные предложения.
Урок систематизации ЗУН 1
Грамматическая основа предложения; виды предложений в зависимости от состава грамматической основы. Предложения двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. Выполнить упр.26.
28.10 Способы выражения подлежащего. Словарный диктант Урок закрепления ЗУН 1 Подлежащее, способы его выражения, группы подлежащего в предложении Знать: основные единицы языка
Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать его со сказуемым Выполнить упр.29
30.10 Типы сказуемого, способы его выражения. Урок закрепления ЗУН 1 Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых, группа сказуемого в предложении Знать: : основные единицы языка
Уметь: находить сказуемое в предложении, определять способ его выражения, вид, согласовывать его с подлежащим Выполнить упр.32
6.11 Тире между подлежащим и сказуемым.
.
Урок систематизации ЗУН 1
Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием. Выполнить упр. 34, прочитать правило на стр.222-223.
9.11 Распространенные и нераспространенные предложения.
Предложения распространенные. Предложения нераспространенные.
Урок систематизации ЗУН 1
Характеристика определений. Приложения. Способы выражения. Дополнения. Знать основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях. Выполнить упр.38.
11.11 Второстепенные члены предложения. Определения. Дополнение. Обстоятельство. Урок систематизации ЗУН 1
Характеристика определений. Способы выражения. Обстоятельства. Характеристика обстоятельств. Способы выражения. Знать основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления. Прочитать §9-10, выполнить упр.46
13.11 Приложение.
Урок систематизации ЗУН 1
Приложение, способы выражения приложений Знать: грамматические нормы построения предложения с приложением, правила пунктуации
Уметь: применять изученные правила Прочитать§11-13, выполнить упр.52
16.11 Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Актуальное членение предложения Урок-семинар 1 Расположение слов относительно друг друга. Инверсия. Роль логического ударения, актуального членения предложения Знать: основные единицы языка, их признаки, определения
Уметь: вести доклад, конспектировать прослушанный текст Прочитать §§14-18, выполнить упр.71
18.11 Урок развития речи.
Сочинение- рассуждение в формате ЕГэУрок развития речи 1
Тема и проблема, основная мысль, способы аргументирования. Уметь написать сочинение на морально- этическую тему Подготовиться к написанию сочинения в форме ЕГЭ
25.11 Урок развития речи.
Сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ Урок развития речи 1
Тема и проблема, основная мысль, способы аргументирования. Уметь написать сочинение на морально- этическую тему Написать сочинение в форме ЕГЭ
27.11 Односоставны е предложения с главным членом сказуемым. Урок систематизации ЗУН 1
Группы односоставных предложений. Синонимия предложений. Роль односоставных предложений в речи Знать: основные единицы языка, их признаки, определения
Уметь: распознавать группы односоставных предложений Прочитать §§19-22, выполнить упр.84
30.11 Безличные предложения Урок систематизации ЗУН 1
Особенности выражения сказуемого в безличном предложении., употребление безличных предложений. Знать: основные единицы языка, их признаки, определения
Уметь: распознавать группы односоставных предложений Прочитать §23, выполнить упр.88
2.12 Назывные предложения. Урок систематизации ЗУН 1
Употребление назывных предложений. Знать: основные единицы языка, их признаки, определения
Уметь: распознавать группы односоставных предложений Прочитать §24, выполнить упр.96
4.12 Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Урок систематизации ЗУН 1
Характеристика предложений с точки зрения полноты структуры: полные и неполные предложения. Случаи постановки тире в неполном предложении. Знать: : основные единицы языка, их признаки, определения
Уметь: находить в тексте неполные предложения, употреблять в речи неполные предложения Прочитать §25, выполнить упр.98
7.12 Готовимся к ЕГЭ Урок контроля 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора Выполнять тесты из сборника Сениной
9.12 Предложения с однородными членами предложения.
Урок систематизации ЗУН 1
Знаки препинания в предложении с однородными членами.
Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности. Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию Прочитать §26
Выполнить упр.102
11.12 Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Урок систематизации ЗУН 1
Признаки однородности определений, запятая при однородных определениях. Признаки неоднородных определений. Отсутствие запятой при неоднородных определениях Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию Прочитать §27, выполнить упр.103
.
14.12 Урок развития речи.
Подготовка к к сочинению в формате ЕГЭ Урок развития речи 1
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования. Уметь создавать письменное высказывание Написать сочинение
16.12 Урок развития речи.
Контрольное сочинение Урок развития речи 1
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования. Уметь создавать письменное высказывание Написать сочинение
18.12 Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Урок систематизации ЗУН 1
Правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов Прочитать§28 §23,
21.12 Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Урок систематизации ЗУН 1
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами; знаки препинания в случае употребления парных союзов Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах — Фронтальный опрос-беседа по вопросам учителя на уточнение первичного понимания теоретических
23.12 Обобщающие слова при однородных членах.
Урок систематизации ЗУН 1 Обобщающие слова. Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию. Прочитать §29, выполнить упр.111
25.12 Готовимся к Единому государственному экзамену.
Урок контроля 1 Решение теста в формате ЕГЭ Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Выполнять тесты из сборника Сениной
28.12 Обособленные члены предложения.
Урок систематизации ЗУН 1 Обособленные и необособленные определения.
Обособление. Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах Прочитать §35, выполнить упр.133
30.12 Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные определения. Урок систематизации ЗУН 1 Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах Прочитать §36, выполнить упр.138.
11.01 Обособление приложений.
Урок систематизации ЗУН 1 Условия обособления приложений. Запятая при обособленных приложениях, тире при обособленных приложениях.
Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов Прочитать §37, выполнить упр.142.
13.01 Обособление дополнений.
Урок систематизации ЗУН 1
Условия обособления дополнений.
Знать правила обособления дополнения.
Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления. Прочитать §37-38, выполнить упр.147
15.01 Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Урок систематизации ЗУН 1 Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями.
Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение. Прочитать §39, выполнить упр.155.
18.01 Контрольный диктант за 1 полугодие №2 Урок контроля 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знать: нормы русского литературного языка
Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора 20.01 Знаки препинания при сравнительном обороте.
Урок усвоения нового материала 1 Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами Составить предложения с союзом КАК.
22.01 Знаки препинания при обращении, вводных словах и словосочетаниях.
Урок систематизации ЗУН 1 Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при стечении вводных слов. Вводное слово в начале или конце обособленного оборота. Слова, не являющиеся вводными. Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений. Составить предложения, используя обращения, вводные слова
25.01 Готовимся к Единому государственному экзамену.
Урок подготовки к ЕГЭ 1 Решение теста в формате ЕГЭ Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Выполнять тесты из сборника Сениной
27.01 Готовимся к Единому государственному экзамену.
Урок контроля 1 Решение теста в формате ЕГЭ Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Выполнять тесты из сборника Сениной
29.01 Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Урок систематизации ЗУН 1 Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.. Знать признаки сложных предложений.
Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. Прочитать §40 выполнить упр.159.
1.02 Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Урок систематизации ЗУН 1 Условия постановки запятой в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой между частями сложносочиненного предложения. Тире между частями сложносочиненного предложения.
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
Прочитать §36, выполнить упр.138. 3.02 Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Урок систематизации ЗУН 1 Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. Прочитать §41, выполнить упр.162.
5.02 Знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом
Урок систематизации ЗУН 1 . Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении.
Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. Выполнить упр.164
8.02 Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему «Модно ли быть интеллигентом?»
Урок развития
речи 1 Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Уметь создавать письменное высказывание Дописать сочинение
10.02 Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью изъяснительной
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §43, выполнить упр.171.
12.02 Сложноподчиненное с придаточным определительным Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью определительной
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §44, выполнить упр.180.
15.02 Сложноподчинённое с придаточным времени и места Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью времени места
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §45,46, выполнить упр.195.
17.02 Сложноподчиненное с придаточным образа действия и степени Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью образа действия и меры и степени
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §47, выполнить упр.205.
19.02 Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения Урок развития речи. 1 Проблема, основная мысль, позиция автора, способы аргументирования. Знать: нормы русского литературного языка
Уметь: создавать текст рассуждения, подбирать аргументы, формулировать позицию Написать сочинение
22.02 Урок развития речи. Написание сочинения Урок развития речи. 1 Проблема, основная мысль, позиция автора, способы аргументирования. Написать сочинение
29.02 СПП с придаточной сравнительной частью Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью сравнитеельнойУметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §48, выполнить упр.211.
2.03 СПП с придаточной частью причины и цели Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью причины и цели
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §49,50, выполнить упр.223.
4.03 СПП с придаточной условной частью Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью условия
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §51, выполнить упр.233.
7.03 СПП с придаточной уступительной частью Урок систематизации ЗУН 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью уступительной
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор . Прочитать §52, выполнить упр.238.
9.03 СПП с придаточной частью следствия и присоединения Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части 1 Главная и придаточная часть, союзы и союзные слова, место придаточной части Знать: отличительные признаки СПП с придаточной частью следствия и присоединения
Уметь: находить в тексте данные виды придаточных, производить синтаксический и пунктуационный разбор Прочитать §53, выполнить упр.245.
11.03 Тестирование №2 Урок контроля ЗУН 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знать: нормы русского литературного языка
Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора Выполнять тесты из сборника Сениной
14.03 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Урок систематизации ЗУН 1 Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой между однородными придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Прочитать §54, выполнить упр.257.
16.03 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Урок систематизации ЗУН 1 Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой между однородными придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Прочитать §36, выполнить упр.258
18.03 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Урок систематизации ЗУН Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой между однородными придаточными. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Составить схемы предложений.
21.03 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Урок систематизации ЗУН
1 Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении.
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
Прочитать §55, выполнить упр.263
. Прочитать §36, выполнить упр.267.
23.03 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
25.03 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Урок систематизации ЗУН 1 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. Выполнить упр.270
28.03 Контрольная работа №3
Урок контроля 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора 30.03 Способы передачи чужой речи. Прямая речь
Урок систематизации ЗУН 1 Знаки препинания при прямой речи.
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь..Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь определять способ передачи чужой речи. Прочитать §56, выполнить упр.275.
1.04 Способы передачи чужой речи. Косвенная речь.
Урок систематизации ЗУН 1 Знаки препинания при прямой речи.
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь определять способ передачи чужой речи. Прочитать §57, выполнить упр.280.
1.04 Знаки препинания при диалоге
Урок систематизации ЗУН 1 Знаки препинания при цитатах.
Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат. Уметь ставить знаки препинания при оформлении диалога Прочитать §58, выполнить упр.283.
4.04 Урок развития речи.
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ Урок развития
речи
2
Аргументы, способы аргументирования Уметь создавать письменное высказывание Написать сочинение
6.04 Сочинение по тексту в формате ЕГЭ 13.04 Сочетание знаков препинания.
Урок усвоения нового материала 1 Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания Знать основные способы цитирования.
Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях. Выполнять задания ЕГЭ, связанные с пунктуацией
15.04 Трудные случаи пунктуации в сложном предложении. Урок усвоения нового материала 1 Особые случаи постановки знаков препинания, авторская пунктуация. Знать : основные правила постановки знаков препинания
Уметь: применять основные правила постановки знаков препинания Выполнять задания ЕГЭ
18.04 Урок развития речи. Лингвистический анализ текста.
Урок развития
речи 1 Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.
Уметь создавать письменное Закончить анализ.
20.04 Контрольный диктант №3 Урок контроля 1 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора Выполнять тесты ЕГЭ
22.04 Урок развития речи. Культура речи. Язык и речь.
Урок развития
речи 1 Правильность русской речи.
Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию Написать сочинение (ЕГЭ)
25.04 Урок развития речи. Культура речи. Язык и речь.
Урок развития
речи 1 Правильность русской речи.
Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию Написать сочинение (ЕГЭ)
27.04 Урок развития речи.
О качествах хорошей речи.
Урок развития
речи 1 Свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящего Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию Написать сочинение (ЕГЭ)
29.04 Функциональные стили.
Урок развития
речи 1 Стилистика. Стиль. Функциональный стиль. Классификация функциональных стилей.
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию Выполнять тесты ЕГЭ
4.05 Научный стиль.
Урок развития
речи 1 Научный стиль, жанры. Термины.
Знать отличительные особенности научного стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Выполнять тесты ЕГЭ
6.05 Официально-деловой стиль.
Урок развития
речи
1 Официально-деловой стиль, признаки, жанры. Канцеляризмы.
Знать отличительные особенности официально-делового стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Написать сочинение в формате ЕГЭ
11.05 Публицистический стиль.
Урок развития
речи
1
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля. Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк).
Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС Написать сочинение в формате ЕГЭ
13.05 Разговорный стиль.
Урок развития
речи
1
Особенности литературно-художественной речи. Знать отличительные особенности разговорного стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Выполнять тесты
- 16.05
18.05
20.05
Урок развития речи. Итоговое сочинение в формате ЕГЭ .Урок развития
речи
3 Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.
.
Уметь создавать письменное высказывание Написать сочинение.
Приложение
Контрольный диктант №1
Путь к озеру
  Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.
В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)
Контрольный диктант №2
Зорянка  Бывает, что в бору у какой-нибудь золотисто-рыжей сосны из белого соснового тела выпадет сучок. Пройдёт год или два, и эту дырочку оглядит зорянка - маленькая птичка точно такого же цвета, как кора у сосны.Эта птичка натаскает в пустой сучок пёрышек, сенца, пуха, прутиков, выстроит себе тёплое гнёздышко, выпрыгнет на веточку и запоёт. И так начинает птичка весну.
  Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.
  Но вот певчий дрозд, с какой-то высоты на холме первый увидев признаки зари, просвистел свой сигнал. На него отозвалась зорянка, вылетела из гнезда и, прыгая с сучка на сучок всё выше и выше, оттуда, сверху, тоже увидала зарю и на сигнал певчего дрозда ответила своим сигналом. Охотник, конечно, слышал сигнал дрозда и видел, как вылетела зорянка, он даже заметил, что зорянка, маленькая птичка, открыла клювик, но, что она пикнула, он просто не слышал: голос маленькой птички не дошёл до земли.
  Птицы уже славили зарю наверху, но человеку, стоящему внизу, зари не было видно. Пришло время - над лесом встала заря, охотник увидел: высоко на сучке птичка свой клювик то откроет, то закроет. Это зорянка поёт, зорянка славит зарю, но песни не слышно. Охотник всё-таки понимает по-своему, что птичка славит зарю, а отчего ему песни не слвшно - это оттого, что она поёт, чтобы славить зарю, а не чтобы самой славиться перед людьми.
  И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.Контрольный диктант №3
  Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.
Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.
  Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.
  Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом  трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.
  Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.