Статьи Дифференцированный подход в обучении математике
Государственное учреждение образования
Средняя школа №52 г. Гомеля
Описание опыта педагогической деятельности
«Дифференцированный подход в обучении математики»
Солодухин Сергей Илларионович,
учитель математики
8 (029) 397-46-65
e-mail:ssolod1958@mail.ru
Актуальность опыта
Необходимость дифференциации появляется вследствие различий, имеющихся у людей. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и, оказывается, по-разному эффективен для них.
Общие интеллектуальные способности учеников разные, как и их обучаемость. «Сильные» ученики могут быстро усвоить новый материал, «слабым» ученикам необходимо больше времени для восприятия нового материала, и намного больше времени и повторений для его закрепления. Для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие учебного материала, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, но не любящие математику, физику. При обучении учащихся с разными интересами важно это учитывать. Дифференцированный подход в обучении предполагает учёт индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удов-летворения познавательных потребностей и интересов в процессе освоения им содержания учебного материала.
Основными способами изучения индивидуальных способностей школьников являются планомерные и систематические наблюдения за учащимся , индии-видуальные и групповые беседы на заранее подготовленные темы.
Главное ─ правильный подбор методик обучения учащихся с разным уровнем знаний.
Цель дифференциации – создать условия для осознанного самоопределения.
Цели опыта:
создать комфортные условия для усвоения учебного материала;
выработать адекватную самооценку знаний и умений;
выработать настойчивость в достижении поставленной цели;
приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся;
обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
создать оптимальные условия для развития личности.
Задачи опыта:
формировать умение учиться;
разнообразить формы работы;
организовать систематический контроль учёта знаний.
Длительность работы над опытом
Работа по данной теме велась на протяжении четырёх лет (с 2008 по 2012).
Первый этап работы был посвящён изучению и анализу научно-методи-ческой литературы по данному вопросу; изучению опыта коллег.
Второй этап – это составление плана работы по данной теме, выбор ме-
тодов и приёмов работы с учащимися; создание разработок уроков.
Заключительный этап – это обобщение, систематизация, накопление дидактического и методического материала по данной теме, выработка стратегии по дальнейшей работе; анализ и самоанализ своей работы за данный период работы.
Описание опыта работы
Ведущая педагогическая идея
Анализируя свою педагогическую деятельность, пришёл к выводу, что нет «проходных» уроков, что на каждом уроке нужно работать в полную силу, отдавать себя без остатка, а самое главное помнить Золотой кодекс учителя:
1. Учи, ибо ты - Учитель!
2. Не суди, ибо ты не Судья!
3. Возлюби коллег своих, всех и всяких!
4. Возлюби и предметы чужие как свои!
5. Начальства избегай, но от благоволения не отказывайся!
6. Гнев же начальства прими к сведению, но не к сердцу!
7. Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители,
а не мы!
8. Не жди с трепетом благодарности ни от кого.
9. Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие Учителя,
а у тебя другие ученики!
10.Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет,
а что не будет!
Описание сути опыта
Анализируя свою педагогическую деятельность, я понял, что мало знать учебный материал, надо этот материал ещё суметь «донести» до учащихся,
«разжевать» его так, чтобы они почувствовали в себе силы для преодо-ления поставленных задач на уроке, а может быть и в жизни.
Главное, на мой взгляд, на уроке – это создать ситуацию успеха, как гово-
рят «зажечь» детей и тогда процесс усвоения материала не будет скучным
и нудным.
Составляющими успешной работы я выделяю следующее:
знание учителем учебного предмета;
понимание детской психологии, подростковой;
умение «вливаться» в детский коллектив;
умение преподнести учебный материал;
аура учителя;
статус учителя.
Можно обмануть директора, коллег по работе, показав им урок-спектакль, но в повседневной работе главные ценители твоей работы это они – ученики!
Дети очень чутко реагируют на настроение учителя, хорошо понимают, твёрдо знает учитель учебный материал или нет.
Каждому человеку хочется жить красиво, стремиться к лучшему, и хорошо, если эти устремления « не заглушены». Общаясь с детьми очень часто слы-
шишь, что он уже прошёл столько-то уровней игры и тут же вопрос: а ты
сколько уровней прошёл? Анализируя такие разговоры, я понял следующее:
учебный материал нужно излагать в доступной форме;
изложение материала должно быть представлено в поуровневом виде: чётко и доступно, с учётом дифференциации учащихся;
должна быть наглядная информация успеваемости, как по уроку, так и по окончании четверти, учебного года;
для каждой возрастной группы учащихся должны быть свои стиму-лы, свои приоритеты;
на уроке должна присутствовать чёткая организация урока;
весь процесс обучения должен идти в одном ритме, чтобы избежать хаоса на уроке;
нужен постоянный анализ и самоанализ своей работы;
должна быть база заданий, отвечающая требованиям программы и образовательным стандартам;
многократное повторение материала.
Проанализировав учебный материал учебников по математике, я отметил для себя следующее:
нет чёткой дифференциации заданий;
набор заданий скорее напоминает «ассорти»;
нет заданий для много закрепления однотипных заданий.
Я прекрасно понимаю авторов учебников, что тот объём методического материала, который у них имеется, невозможно «втиснуть» в рамки школьного учебника. Всё рассчитано на то, что учитель должен доработать ту « основу», которая ему дана.
С ученической скамьи я запомнил урок истории, на котором учитель рассказывал о том, как полководец М.В. Суворов готовил своих солдат к взятию крепости Измаил. Была построена крепость, напоминающая крепость Измаил, и солдаты по 25 раз(!) в день штурмовали эту крепость. Только благодаря такой подготовке солдат великий полководец не проиграл ни од-
ного сражения. Этот же метод используют и спортсмены при подготовке к соревнованиям. Встаёт вопрос: а почему бы не использовать такой метод под-
готовки и на уроках математики!?
При подготовке к уроку, я анализирую учебный материал, распределяю задания по уровням сложности, добавляю свои задания, если считаю, что в данной теме не хватает заданий, которые должны быть. Кроме этого я увели-
чиваю количество однотипных заданий, чтобы увеличить повторяемость ре-
шения заданий. В каждом уровне сложности может быть несколько групп заданий и каждая группа - это набор заданий объединённых одним спосо-бом решения . Впервые такую группировку заданий я увидел Р.Б.Райхми-ста[8].
Объяснение материала строю по такой схеме: рассказываю, показываю, де-лаем, закрепляемся. Перед началом выполнения заданий я предупреждаю уча-
щихся о том, что каждый из них будет выполнять задания под честное слово, тем самым я пытаюсь выработать у учащихся честность, адекватную самооценку, самостоятельность выполнения заданий, избежать тех обид, ко-торые возникают у тех учащихся, которые считают, что их «обделили» вниманием. Такая постановка вопроса позволяет избежать того хаоса, кото-рый начинается, когда каждый из учащихся просит подойти и проверить задание как он его выполнил. При отработки рефлексии, я, конечно же прохаживаюсь по классу и просматриваю выполнение заданий, даю какие-то рекомендации по выполнению, но уже нет того, что каждый из учащихся зовёт к себе, тем более, когда им говорю, что я вам доверяю и напоминаю о том, что они дали мне честное слово. Это детей окрыляет, особенно это хорошо срабатывает у учащихся 5-6 классов. У них появляется чувство уверенности, что им доверяют, тем более срабатывает принцип: Я сам это сделаю.
Я прекрасно понимаю, что найдутся учащиеся, которые не будут придер-живаться этого принципа. Особенно это было заметно на первых уроках, но затем всё больше и больше учащихся стало выставлять себе верные баллы. При прохождении каждого уровня сложности учащиеся набирают баллы, суммируют их и в конце урока сообщают мне оценку(шкала оценок записы-вается либо на доске, либо отпечатана на листке и имеется у каждого
учащегося) , которую они получили за урок.
Оценка выставляется по желанию ученика. Больше всего детям нравится то, что оценка ставится по их желанию. После прохождения темы пишется письменный опрос и оценка уже выставляется без желания учащегося.
Считаю, что, только усвоив успешно базовый уровень знаний, можно пе-реходить на более сложный уровень изучения материала.
Из вышеизложенного видно, что при таком подходе к обучению отра-ботка способов решения заданий увеличивается в разы. Идеальный вариант
10-и кратное повторение, минимальный ─ 3-5 раз.
Для увеличения интереса к обучению практикую на уроках номинации «Первая звезда», «Вторая звезда», «Третья звезда».[прил. 2] По моей просьбе дети сами изготовили звёздочки (см. прил.3). При подведении итогов урока называю лучших. В зависимости от номинации дети выби-рают свою звезду и дома сообщают родителям о своём достижении на уроке, показывая родителям свою звезду. На следующем уроке учащиеся возвращают звёзды и процесс повторяется. Учёт полученных «звёзд» отра-жается на стенде и в конце месяца называю трёх лучших учеников (см.прил.2).
Детям это очень нравится. Особенно хорошо эта методика срабатывает
в 5-7 классах. В зависимости от дифференциации классов можно применять и в восьмом классе. В 9-11 классах я считаю эту методику нецелесообразно-
но применять.
По окончании учебной четверти и учебного года я вручаю сертификаты
трём лучшим учащимся (см. приложение 3). Достигнутые успехи учащихся
отражаются на стенде ТОП 5 (см. прил. 4), ТОП 10(см.прил. 5).Также в конце четверти с помощью Excel просчитываю рейтинг каждого учащегося и записываю его в дневник для ознакомления родителям.
По окончании учебного года данная информация хранится в кабинете и является историческим и является историческим материалом.
Это стимулирует учащихся к обучению.
Результативность и эффективность опыта
Опыт моей работы не является каким-то новым методом из уже извест-ных, нет. Скорее всего – это моё видение процесса обучения, адаптация к уже к известным методам и технологиям обучения.
Главное – это избежать однообразия и монотонности в работе, выработать что-то своё, адаптироваться к уже известным методам и приёмам обучения.
Невозможно создать какой-то универсальный способ обучения, так как каждый человек - это личность, обладающая определёнными взглядами на жизнь, свой темперамент, свой характер, своя аура, но нужно стремиться к тому, чтобы из уже имеющегося – создать что-то своё, новое, передовое.
Буду признателен всем, если рекомендации, описанные в опыте, найдут у вас поддержку, понимание моих идей и целей.
Считаю, что данные рекомендации можно адаптировать к изучению других
предметов.
Заключение
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности уча-щихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого учащегося с учётом его особенно-стей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготов-ки, познавательности, особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразно-образных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-пе-дагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечиваю-щих обучение в гомогенных группах.
Дифференцированное обучение необходимо для того, чтобы обеспечить каждому учащемуся условия для его максимального развития, развития его способностей, для удовлетворения его познавательных интересов.
Дифференцированное обучение позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления, повышает ак-тивность учащихся на уроке, их интерес к предмету, стремление к само-стоятельной работе.
Список литературы:
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация обучения: обще дидактический аспект. ─М.,1979.─254с.: ил.
2.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. ─М., «Академия», 2002.
3.Клевченя М.С. Психологические проблемы дифференцированного обучения// Актуальные проблемы дифференцированного обучения. ─Мн., «Народная асвета»,1992.
4.Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школь-никами// Адукацiя i выхаванне. ─1992,№2.
5. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. – Мн.1996.
6. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современ-ного образования. ─ Мн., Академия последипломного Образования, 1998.
7. Покровская С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в
средних общеобразовательных школах.─Мн., «Беларуская навука»,
2002.
8.Задачник по математике для учащихся средней школы и поступа-ющих в вузы с решениями и ответами /Автор:Р.Б. Райхмист /8-е издание ─М: Московский Лицей,2002. ─304 с.: ил.