Рекомендации учителям по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физике.


Рекомендации учителям по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физике.
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».Сухомлинский
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Введение государственной итоговой аттестации по  физике вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по физике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается физическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В экзаменационную работу включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени, а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по математике.
В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы.
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести?
Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация.
В первую очередь необходимо изучить формат и структуру контрольно-измерительных материалов, которые используются в ГИА по физике.
Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений величин в принятых единицах измерения и несформированность приемов самопроверки.
Подготовка к итоговой аттестации должна носить системный характер. Анализируя работы учащихся прошлых лет, выявляются следующие проблемы:
- неумение выполнять операции с переводом единиц измерения;
- низкий процент верно решивших количественные и качественные задачи, а большинство вообще не приступали к решению этих задач;
- большое затруднение в выполнении практических заданий (несоответствие приборов в школьных лабораториях новому оборудованию, предложенному во время экзамена);
- проблемы оформления решений в заданиях с развернутым ответом: многословность пояснения очевидных фактов, небрежность работы с формулами, ошибки при математических расчетах.
Трудность в сдаче ГИА для многих учащихся связана,  прежде всего, с непониманием того, как к нему готовиться. Между тем уже в самой структуре экзамена содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика, электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям.
Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться. I этап – выявление дефицитов в знаниях школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.
II этап – работа над ошибками, закрепление пройденного материала.
В своей педагогической практике мы уже несколько лет сталкиваемся с подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации по физике. Экзамен по физике в форме ОГЭ и ЕГЭ выбирают те учащиеся, которым физика нужна в дальнейшем для поступления в ссузы или в Вузы. Эти дети заинтересованы в получении высоких баллов для поступления на бюджетные отделения. Но в связи с тем, что оценка за экзамены по выбору не влияет на оценку в аттестате, иногда физику выбирают учащиеся, которые несерьёзно относятся к выбору предмета. Уже в 7-ом классе мы знакомим учащихся с формой проведения ОГЭ -9 и ЕГЭ -11, его целями и задачами, бланками ответов и КИМами, критериями оценки.
Деятельность Направления Содержание
Организация информационной работы (информационная деятельность) С педагогами выработка совместных рекомендаций на МО по стратегии подготовки учащихся к ГИА по физике; Знакомство на МО с нормативно-правовыми документами по ГИА; о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе и крае.
С обучающимися Изучение нормативно – правовых документов ГИА.
С родителями Беседа с родителями «Как помогать ребенку готовиться к ГИА».
Информирование родителей о правилах проведения ГИА.
Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность) С обучающимися Составление учебно – методического плана повторения материала;
Включение в учебный процесс не только тестовых заданий, но и количественных, качественных, графических и других типов задач;
Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);
Составление «листа самоконтроля» по каждому ученику на основании выполненных работ;
Проведение пробного экзамена;
Контроль текущих оценок по физике;
Индивидуальные консультации.
С педагогами Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга.
Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по физике.
Организация психологической готовности С обучающимися Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ГИА, выработать индивидуальный стиль.
Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
С родителями Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам. Режим работы, отдыха и питания»
Очевидно, что все ученики в одно и то же время находятся на разных стадиях готовности к итоговому контролю. Подготовка к итоговому контролю, как правило, предполагает повторение большого объема предметного материала. Это необходимо учитывать при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к контрольной проверке. Такая работа должна проводиться в несколько этапов.
Реализация проекта начинается в сентябре, когда уточняется список обучающихся, выбирающих физику как предмет итоговой аттестации за курс средней и основной школы, как предмет, необходимый для продолжения дальнейшего образования.
После уточнения списков, формирования групп и составления расписания разрабатывается система подготовки к ГИА, которая включает в себя следующие пункты:
1. Анализ ГИА прошлых лет
2. Планирование занятий по подготовке к ГИА во внеурочной деятельности.
3. Комплектование промежуточных диагностических материалов по разделам. Организация закрепления пройденного материала
4. Самообразование учителя
5. Создание и внедрение элективных курсов
6. Использование ИКТ при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике.
7. Просвещение родителей
8. Формирование библиотеки дополнительной литературы.
На учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
Таким образом, результативность сдачи ГИА во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
Каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».