Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся 1-х классов в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.


Программа
психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода
учащихся 1-х классов в условиях перехода
на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
«Я - школьник»
Автор-составитель:
педагог-психолог
МОУ «СОШ №13»
г. Железногорска
Курская области
Леухина Е.Н.
Пояснительная записка
                Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость впоследующие годы.                При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.               Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.                С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.         Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому, программа, разработанная нами по адаптации учащихся к школе, построена на игровом материале. В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения для адаптации учащихся к школе с дневным пребыванием  в ГПД; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.
  Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо учиться. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.  Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке цикла психологических занятий для детей, только что переступивших порог школы.
В соответствии с основными целями образования, стандарт выделяет 4 блока основных видов УУД:
коммуникативные;
познавательные;
регулятивные;
личностные УУД.
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме сличения способа действия и его результата;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Введение ФГОС требует усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы психолога. При переходе на ФГОС в деятельности психолога произошли изменения. Если раньше психологическая работа была ориентирована на учащихся, то теперь акцент делается на работу с педагогами, на психологическое просвещение, так как введение стандартов, предъявляет новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности учителя. Психолого-педагогическое сопровождение учебно- воспитательного процесса в школе и до перехода на ФГОС являлось молодым направлением, хотя вопросы психологического сопровождения рассматривались в работах А.И. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Л.М. Фридмана и в других источниках.
Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к школе, который совпадает с кризисом семи лет.
Адаптация – это приспособление функций организма к новым условиям среды, адаптация всегда предполагает страх, поэтому психолого-педагогическое сопровождение на этом этапе особенно необходимо. Для прогнозирования и планирования психологического климата, учитывая требования новых стандартов, мною разработана программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1–х классов МОУ «СОШ№13»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В связи с тем,что начальной школе в 2011году введены ФГОС на ступени начального общего образования, одним из требований которых является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые должны обеспечивать:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из дошкольного детства в младший школьный возраст,
формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
По нашему мнению в современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
появление не успешности в учебе;
снижение мотивации к учению;
возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
нарушение поведения младших школьников.
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
в снижении успеваемости;
в значительно изменяющихся условиях обучения;
в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
В целом готовность ребенка к школе можно представить в психолого-педагогическом статусе первоклассника см.(таблица).
Психолого-педагогический статус первоклассника
Параметры психолого-педагогического статуса Параметры к психолого-педагогическому статусу
Произвольность психических процессов Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе
Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий
Совершение учебных действий по образцу и правилу, установленному взрослым
Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче
Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи
Развитие мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем; способность к обобщению
Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
Сформированность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности
Сформированность внутреннего плана умственных действий
Умение выполнять задание взрослого
Развитие речи Понимание смысла текста или простых понятий.
Использование речи, как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)
Развитие тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию
Взаимодействие со сверстниками Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем
Взаимодействие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю
Соблюдение социальных и этических норм Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм
Поведенческая саморегуляцияПроизвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению
Активность и независимость Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
Отношение к себе Позитивная "Я-концепция", устойчивая положительная самооценка
Исходя из выше изложенного, мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие:
сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
эмоционально-физиологическое благополучие (адекватная самооценка, преобладающий положительный эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)
состояние системы отношений «ученик-учитель»
поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника»
уровень развития мотивации к школьному обучению
удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Предлагаемая программа ориентирована на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, снятие эмоционального напряжения, дискомфорта у младших школьников, развитие коммуникативных навыков первоклассников и создание положительной эмоциональной атмосферы в классе.
Цель программы: помощь детям в адаптации к школе, профилактика возможных трудностей, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, страхов, повышение уверенности в себе, развитие познавательной сферы.
Формирование умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни.
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
формирование адекватного представления о школьной жизни;
осознание ребенком специфики позиции школьника;
выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
повышение школьной мотивации.
развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;
выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
обучение детей речевым этикетным формулам: приветствие, прощание, благодарность.
реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,
реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,
оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС,
составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;
Основные направления работы психолога по сопровождению готовности и адаптации детей к новой школьной жизни представим следующим образом.
Адаптационный период– 1-й класс:
участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
диагностика адаптации первоклассников к обучению;
групповые консультации родителей и педагогов;
совместное проведение с педагогами адаптационных классных часов для первоклассников;
участие психолога в проектировании учебных и воспитательных занятий;
консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
участие в ПМПК по проблеме адаптации;
реализация программ сопровождения адаптации;
оценка эффективности адаптации.
Критерии эффективности сопровождения носит системный характер и осуществляется на разных уровнях:
индивидуальном (определяется динамика индивидуального развития);
групповом (на уровне класса, параллели). Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса.
Основные направления деятельности.
Организационно-методическое направление.
Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 1-х классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деятельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.
Работа с учениками.
Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители.
Работа с родителями.
Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; раннее выявление дезадаптированных семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;
- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы
- профилактика;
- организационные виды деятельности.
Ожидаемый результат.
уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 1-х классах - не менее 80%;
положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.
Этапы реализации программы по адаптации учащихся 1 классов:
1. Диагностика психологической готовности учащихся первых классов к школьному обучению:
- тест готовность к школе Н. Семаго, М. Семаго
Участники: учащиеся 1-х классов.
Время проведения: сентябрь -октябрь.
2. Адаптационные занятия для первоклассников:
«Я - школьник».
Участники: учащиеся 1-х классов.
Время проведения: I четверть.
3. Психодиагностичекое обследование уровня адаптации
учащихся 1–х классов:
- посещение уроков;
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе (опросник для учителя) методика Ковалёвой
Участники: учащиеся 1-х классов.
Время проведения: октябрь.
4.Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников»
Участники: родители учащихся 1-х классов.
Время проведения: октябрь-ноябрь.
5. Участие в работе психолого-педагогических консилиумов по преемственности обучения.
Участники: педагоги работающие в 1- х классах.
Время проведения: октябрь-ноябрь
Диагностический инструментарий изучения
процесса адаптации учащихся 1 – х классов.
Название методики, автор теста Сроки проведения Форма отчётности
Тест готовность к школе
( Н. Семаго, М. Семаго) сентябрь-октябрь Заключение, сводная таблица
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе (опросник для учителя)
Методика Ковалёвой
октябрь Заключение, сводная таблица
Методика изучения самооценки «Лесенка» (В.Г.Щур) октябрь Заключение, сводная таблица
Методика изучения саморегуляции «Кодировка» Векслер 11 субтестоктябрь Заключение, сводная таблица
Методика (Г.А. Цукармана) «Руковичка» октябрь Заключение, сводная таблица
Диагностический инструментарий исследования
уровня сформированности УУД учащихся 1 –х классов.
Название методики, автор теста Сроки проведения Форма отчётности
Методика изучения самооценки «Лесенка» (В.Г.Щур) апрель Заключение, сводная таблица
Анкета школьной мотивации
(Н.Г. Лускановой)
апрель Заключение, сводная таблица
Методика изучения саморегуляции «Кодировка» Векслер 11 субтестапрель Заключение, сводная таблица
Методика (Г.А.Цукармана) «Руковичка»
март Заключение, сводная таблица
Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной апрель Заключение, сводная таблица
Методика В.А. Кореневской «Сказка»
апрель Заключение, сводная таблица