Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Курс: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации.
Проектирование урока
в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
автор: Щекочихина Лариса Александровна
учитель математики Глазковского филиала
имени Н.Н.Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
2013
Оглавление
Стр.
Введение 3
1. Особенности подготовки урока современного типа.5
2. Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения..6
3. Формирование универсальных учебных действий...9
4. Преподавание математики в соответствии с ФГОС общего образования10
Заключение .11
Список литературы и интернет-ресурсы..13
Приложение 1. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС...13
Приложение 2. План-конспект урока ..15
Приложение 3. Слова-ориентиры для определения целей урока...18
Приложение 4. Поэтапное формирование универсальных учебных действий19
Введение.
Современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта, он должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.
В современных условиях педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий.
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году.
В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных.
ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться» [1].
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Особенности подготовки урока современного типа.
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода [3]. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС. Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока: определение цели и задач, отбор содержания учебного материала, подбор методов и приёмов обучения, определение форм организации деятельности учащихся, подбор материала для домашней работы учащихся, определение способов контроля, продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся, подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать в трех аспектах (познавательной, коммуникативной и регулятивной) деятельность свою и деятельность ученика [4] (Приложение 1-2).
2. Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения.
Итак, технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности. Каким же должен быть алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС? Для этого необходимо:
1) определение темы урока и ее места в учебном курсе
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2) выделение целевой установки
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования [5]. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. Они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном «знаниевом» подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает таблица «Слова-ориентиры для определения целей урока» (Приложение 3).
3) планирование и подбор учебного материала
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Затем составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4) определение универсальных учебных действий (УУД)
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока (Приложение 4) позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
5) продумывание особенностей урока
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
6) разработка структуры урока
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
мотивационно-целевой;
процессуальный;
рефлексивно-оценочный
7) определение способов оценки результатов и методов контроля
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать; как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
8) подбор домашнего задания
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
9) подготовка оборудования
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
3. Формирование универсальных учебных действий.
Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком (психологическом) – этот термин можно определить как совокупность способов действия учащихся (и связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса. Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся [1]. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы XXI века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. Универсальный характер УУД появляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся [2].
4. Преподавание математики в соответствии с ФГОС общего образования.
Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики.
Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства [6].
В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителем математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.
Заключение.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:
- принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
- принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т. д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
- принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т. д.);
- принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. И нам, учителям, ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков.
Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Список литературы и интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - № 4. - С18-22.
4. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
5. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2
Арифметическая прогрессия
(перечень используемых на уроке ЭОР)
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Сумма первых членов арифметической прогрессии
П1
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2
Задачи на нахождение суммы n-ых членов арифметической прогрессии
П2
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Формула n-ого члена арифметической прогрессии
П3
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
Задача на нахождение n-ого члена и суммы нескольких членов арифметической прогрессии
П2
Интерактивный плакат
Интерактивная доска
5
Определение арифметической прогрессии. Нахождение n-ого члена
арифметической прогрессии.
К1
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6
Нахождение суммы положительных членов арифметической прогрессии
К2
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 2
План-конспект урока
Арифметическая прогрессия
ФИО Щекочихина Лариса Александровна
Место работы Глазковский филиал МБОУ Кочетовская сош Мичуринского района
Должность учитель математики
Предмет алгебра
Класс 9
Тема и номер урока в теме « Арифметическая прогрессия» № 6
Базовый учебник «Алгебра 9 класс» Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г., Миндюк и др.
Цель урока:
Организация деятельности обучающихся по закреплению:
- знаний определения арифметической прогрессии;
- знаний формулы n-ого члена арифметической прогрессии;
- знаний формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии;
- умений применения формул n-ого члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии в ходе решения задач;
- подготовки к контрольной работе по теме.
9. Задачи:
-обучающие 1) закрепить знания и умения по данной тематике;
2) активировать деятельность обучающихся на закрепление повышенного уровня изученного материала;
3) обобщить знания по теме, продолжить наработку навыков и закрепление умений.
-развивающие
формировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих ЗУН;
развивать умение анализировать ответ товарищей;
развивать речь через обогащение словарного запаса обучающихся при введении новых понятий;
развивать мышление обучающихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал;
развивать навыки умственного труда и умений его организовывать.
-воспитательные
воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе при организации рабочего труда обучающегося;
развивать речевые навыки и навыки сотрудничества;
воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока Урок обобщения материала по теме «Арифметическая прогрессия»
Формы работы учащихся Фронтальная; самостоятельная работа учащихся контролирующего характера; парная работа (взаимоконтроль).
Необходимое техническое оборудование АРМ учителя, выход в интернет, компьютеры для обучающихся, ИД.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(порядковый номер из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1.
Организационный
Знакомство с темой и целью, задачами на данный урок. Урок начинается с первого слайда презентации учителя
Дети готовятся к уроку, записывают, осмысливают
1
2
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
1,2, 3,
4
Дает разноуровневые задания с применением ЭОР. Использует интерактивный плакат с целью наглядного восприятия материала. После работы с ИД выполняются задания из учебника №430 (г-е), 482 (а-в).
Учитель контролирует работу.
Пока трое обучающихся работают на ноутбуках, один ученик работает у доски, остальные работают на местах. Работа на ноутбуках проверяется в режиме ON-Line
23 (в т.ч. 10 ЭОР)
Упражнение для глаз
Организует физкультминутку
Выполняют упражнения
1
3
Этап повторения ЗУН
5, 6
Организует коллективную проверку индивидуальной работы учащихся с использованием ЭОР
Выполняют разноуровневые задания на ноутбуках.
10 (в т.ч. 10 ЭОР)
4
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
Запись домашнего задания с объяснением № 430 (а, б, в); 442, 467;
для сильного ученика дополнительно: 458 (б) для слабого ученика: №369, 387, 391.
Записывают домашнее задание и слушают объяснение, задают вопросы
5
5
Этап подведения итогов урока
Контролирует и обобщает вопросы, выставляет оценки за урок.
Отвечают на вопросы
5
Приложение 3
Слова-ориентиры для определения целей урока
Традиционный («знаниевый») подход
Компетентностный подход
Понимать требования
Научить формулировать цели
Знать (сформировать знание о)
Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)
Научить работать с различными источниками знаний
Научить выбирать источники знаний
Систематизировать
Научит систематизировать
Обобщать
Научить выявлять общее и особенное
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи
Научит выбирать способы решения задачи
Оценить
Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке
Закрепить
Модифицировать, перегруппировать, научит применять
Проверить
Научить приемам самоконтроля
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)
Сформировать способность к самооценке
Приложение 4
Поэтапное формирование универсальных учебных действий
Требования
к уроку
Урок
современного типа
Универсальные
учебные действия
Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
13PAGE 15
13PAGE 141415
15