Технологическая карта урока географии 5 класс на тему Планеты-гиганты и маленький Плутон

Технологическая карта урока: планеты гиганты и маленький Плутон
Предмет
География

Тип урока
Изучение нового материала

Цели
Образовательные:
способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, отличий планет «Земной группы» от планет-гигантов.
Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,   развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе.

Технологии, методы, приемы:
Системно-деятельностный подход, поисковый, словесно-репродуктивный, наглядный, наглядно-образный.

Планируемые результаты

Предметные
Универсальные

В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
-понятие «Солнечная система»,
-названия планет Солнечной системы
-строение Солнечной системы;
уметь:
-уметь характеризовать планеты.
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя.оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.


Оборудование
Учебник Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс.
Презентация к уроку «Планеты –гиганты и маленький Плутон».
Карточки для дифференцированной проверочной работы.

Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность учащегося

Орг. момент

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Сегодня мы совершим увлекательное космическое путешествие. Для этого у нас на столах имеются «космические путеводители».
Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?
Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.
Планеты Земной группы.

Актуализация прежних знаний

- Работа по карточкам (задания дифференцированы по сложности)

1. На карточках названия планет Солнечной системы, необходимо выделить планеты Земной группы в правильном порядке ( «3»).
2. Космический диктант. Подчеркните предложения с неверными данными о планетах, предложите как должны звучать правильно.(«5»)

3. Какие утверждения верны.
1. Марс – самая маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.
3. Солнечную систему составляют только планеты.
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.







Взаимооценка .

на Венере нет лесов, т. к. там вообще нет жизни;
- не может быть морей и океанов с розовой водой, т. к. нет воды в жидком состоянии;
- на Венере не бывает холодной зимы, т. к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС.
- Не могли встретить марсиане, т. к. на Марсе нет жизни; - вулкан Олимп имеет высоту 27 км;
- на самом деле Марс значительно меньше Земли - имеет только 2 спутника
Проверяют, оценивают.

Целеполагание и мотивация

Основываясь на знаниях учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.
Пополнив свой «космический запас» знаниями о планетах земной группы, мы отправляемся к другим планетам.
Используя учебник назовите:
- К каким планетам мы отправимся?
- Назовите планеты- гиганты.
Запишем в тетради число и тему урока «Планеты-гиганты и маленький Плутон»
А что нам интересно узнать о этих планетах?


Это и будет целями нашего урока.








К планетам-гигантам.
Юпитер,Сатурн, Уран, Нептун.

Почему они называются планеты-гиганты?
Чем они отличаются от планет земной группы?
Какие условия на этих планетах?


Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

На карточках перечислены различные характеристики планет, необходимо определить характеристику только планет-гигантов, можно использовать текст учебника на стр 57
( работа в группах по 4 человека.)
Характеристики записать в тетрадь.
Предварительно класс был разделен на 5 групп .
Задания для каждой группы.
- Используя материал учебника ( стр 57-60) и дополнительные материалы, приготовленные дома, изучите особенности своей планеты.











Работа в группах.

Физкультминутка

Космическая разминка
Мы работаем с утра,
Отдохнуть чуть-чуть пора.
Встанем с вами на разминку,
Выпрямим мы нашу спинку.
Потянулись и нагнулись.
Вправо, влево повернулись,
Раз- присели, два –мы встали,
Мы немножечко устали,
Покрутили головой,
Словно вертим шар земной.
Покачаем мы руками,
Словно вызвали цунами
И попрыгаем на месте,
А сейчас походим вместе.
Выдох, вдох, выдох, вдох,
И продолжим наш урок.

Встают, вместе делают разминку.

Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

Работа в группах.
От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику планетам заполняя таблицу на доске.
Молодцы, все справились с заданием.

Руководители групп оцените работу своей группы и прокомментируйте.

Заполняют таблицу в тетради




Оценивают, комментируют



Первичное закрепление

Повторим планеты Солнечной системы, используя придуманные вами считалочки.

Предлагают варианты, пробуют расставить планеты по порядку согласно считалочкам.


Итог урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? Какие задачи мы ставили?
- Что нового на уроке вы узнали?
-Что было для вас необычным, интересным?
-Что вызвало затруднение?


Изучив планеты понимать различия планет земной группы и планет-гигантов.


Домашнее задание.


Параграф 11.
Творческое задание : составить кроссворд «Планеты Солнечной системы»

Записывают


Название планеты
Диаметр
Температура
Состав поверхности
Состав атмосферы
Спутники
Продолжи-
тельность
года

Юпитер
140 тыс.км
-130
Газовая (Водород)
Водород
28 (Ганимед)
12 лет

Сатурн
120 тыс.км
-170
Газовая (Водород)
Водород
33 ( Титан)
30 лет

Уран
51 тыс.км
-224
Газовая (Водород)
Водород
20
84 года

Нептун
49,5 тыс.км
-220
Газовая (Водород)
Водород
8
165 лет

Плутон

2390 км
-230
Газовая( метан)
Азот,метан
5
250 лет



































1 вариант


Найди и почеркни предложения, в которых допущены ошибки.(попробуй составить эти предложения верно.)
Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.

2. Выбери верные утверждения.
1. Марс – самая маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.
3. Солнечную систему составляют только планеты.
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.

Найди правильную последовательность планет

Марс
Земля
Меркурий
Венера
Земля
Меркурий
Венера
Марс
Меркурий
Земля
Марс
Венера
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Венера
Земля
Меркурий
Марс
Меркурий
Венера
Марс
Земля







2 вариант

Найди и почеркни предложения, в которых допущены ошибки.(попробуй составить эти предложения верно.)
Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.

2. Выбери верные утверждения.
1. Марс – самая маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.
3. Солнечную систему составляют только планеты.
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.

3.Найди правильную последовательность планет

Марс
Земля
Меркурий
Венера
Земля
Меркурий
Венера
Марс
Меркурий
Земля
Марс
Венера
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Венера
Земля
Меркурий
Марс
Меркурий
Венера
Марс
Земля












Найди и почеркни предложения, в которых допущены ошибки.(попробуй составить эти предложения верно.)
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
2. Выбери верные утверждения.
1. Марс – самая маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.
3. Солнечную систему составляют только планеты.
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.

3. Найди правильную последовательность планет
Марс
Земля
Меркурий
Венера
Земля
Меркурий
Венера
Марс
Меркурий
Земля
Марс
Венера
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Венера
Земля
Меркурий
Марс
Меркурий
Венера
Марс
Земля



Найди и почеркни предложения, в которых допущены ошибки.(попробуй составить эти предложения верно.)
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
2. Выбери верные утверждения.
1. Марс – самая маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.
3. Солнечную систему составляют только планеты.
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.

3. Найди правильную последовательность планет
Марс
Земля
Меркурий
Венера
Земля
Меркурий
Венера
Марс
Меркурий
Земля
Марс
Венера
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Венера
Земля
Меркурий
Марс
Меркурий
Венера
Марс
Земля









15