Доклад на МО: Культура взаимоотношений взрослых и детей в условиях проживания в школе-интернате
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»)
-23812594615«Культура взаимоотношений взрослых и детей в условиях проживания в школе-интернате»
«Культура взаимоотношений взрослых и детей в условиях проживания в школе-интернате»
( доклад на МО воспитателей)
Подготовила:
Осьминина И.С.
г. Зерноград,
2016г.
Мною ведётся работа над темой: «Культура взаимоотношения взрослых и детей в условиях проживания в интернате». Выбранная тема, на мой взгляд, наиболее актуальна на сегодняшний день.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Поэтому целью моей работы является: формировать и развивать культуру взаимоотношения взрослых и детей в условиях проживания в интернате.
Так же поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.
2. Через игры (сюжетно-ролевые, дидактические), занятия ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. (Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр).3. Проверить эффективность выбранных игр и занятий по данной проблеме.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду, школе и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на раннее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.).
Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, ни считаясь, ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя.
Дети должны быть свидетелями доброжелательного отношения воспитателя к родителям. Взрослый заботится, чтобы дети не оставались равнодушными к неудаче товарищей, учит их сочувствовать друг к другу, выражать готовность помочь. На первых порах дети проявляют сочувствие по инициативе воспитателя и делают это не всегда осознанно. Но систематическая воспитательская работа приводит к положительным результатам.
Взрослый стремится к тому, чтобы дети постоянно упражнялись в уважительном отношении к старшим, соблюдали доступные им правила поведения, были послушными. Словом, наглядным примером воспитатель объясняет, как надо заботится о близких, товарищах, о бабушке, маме и других членах семьи.
Повседневная жизнь нашего учреждения предоставляет много нам воспитателям очень много возможностей для воспитания у детей бережного отношения к окружающим их предметам. Умение аккуратно пользоваться личными вещами вырабатывается у ребенка быстрее при условии, что одежда, обувь, полотенце, игрушки и другие предметы хранятся в определенном месте и содержаться в порядке. Если воспитатель содержит в порядке шкаф с пособиями и материалами, то тем самым взрослые приучают к аккуратности и детей.
Педагог воспитывает у детей умение придерживаться установленных правил поведения в группе, в спальной комнате, на улице, в школе, а так же в общении с взрослыми и сверстниками. Воспитатель поощряет успехи детей, выполняющие правила, побуждает всегда поступать так; учит их правильно вести себя без напоминаний взрослого. Оптимистический характер оценок формирует у детей жизнерадостность, хорошее настроение, доброжелательность.
Мною были проведены следующие занятия: «Культурный человек», «Правила этики», «Культурная среда», «Не хочу быть неряхой», «В мире вежливых слов», и др. Проводя вышеизложенные занятия я знакомила детей с правилами этикета; старалась формировать у детей навыки культурного поведения в повседневной жизни; учила видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных; учила относиться к окружающим с заботой и терпением; воспитывала любовь и уважение к близким и окружающим людям, бережного отношения к культурным ценностям, к родному языку, а так же любовь к природе, родному краю и состраданию ко всему живому на земле.
Творческий подход к проведению занятий в различных формах позволил мне, на мой взгляд, реализовать поставленные мною цели и задачи. Главное – детям давалось возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций. Дети стали более вежливыми, добрыми и культурными. Использование музыкального и фольклорного материала позволило сделать занятия более интересными, содержательными. В устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью, ведь этика – это очень древняя наука, которая складывалась веками, поколениями.
Сказки – кладясь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялась доброта, честность, верность и любовь к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев и т.д.». На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло не одно поколение. Они учат понимать добро и зло. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.
Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. А вот здесь наша работа только начинается!
Литература:
Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: пособие для учителей и воспитателей. М, 1983г.
Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе – под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М, 2004г.
Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения. – Санкт – Петербург, 2009г.
Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. – М., 2009г.
Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М., 2009г.
Максимова Т.Н. Классные часы: 3 класс. – М., 2010г.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., 2005г.
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1 – 4 классы. Тесты, практические задания. – Ростов – на – Дону, 2010г.
Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. – М., 2010г.