Статья Актуальные проблемы преподавания математики в условиях профильного обучения (из опыта работы)

Крюкова Е.А.
Карагандинская область г.Сарань КГУ «СОШ №4»
Актуальные проблемы преподавания математики в условиях профильного обучения (из опыта работы)

 Сегодня математическая культура – это часть общекультурного уровня любого человека. Для выпускников, чья дальнейшая профессиональная деятельность не будет связана с математикой, тем не менее, очень важно овладеть определенным математическим аппаратом, который позволил бы успешно завершить курс средней школы, сдав экзамен по математике на положительную оценку.
В свете модернизации системы образования и перехода на итоговую форму аттестации ЕНТ стала актуальной системная подготовка учащихся к тестовой форме контроля.
Одной из основных современных проблем в преподавании математики является недостаток учебного времени для освоения учащимися практических навыков решения тестовых заданий, даже в профильном классе естественно-математического направления, особенно по темам курса алгебра и начала анализа 10-11 класса. По этой причине возникла необходимость в поиске форм обучения, позволяющих более эффективно использовать возможности вариативной части учебного плана. Это и заставило автора, исследовав проблему, разработать прикладной курс, обеспечивающий актуализацию навыков работы учащихся с тестовыми заданиями по алгебре.
Учителям, работающим в выпускных классах, данный прикладной курс будет интересен потому, что методика по подготовке учащихся к ЕНТ предполагает проведение разноуровневых тематических тестовых работ, рассчитанных на один - два урока. В методической литературе по математике таких работ недостаточно.
Данный курс рассчитан на учащихся 11 классов, изучающих математику на профильном уровне, ориентирован на подготовку к ЕНТ и направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике и для системной подготовки к сдаче ЕНТ.
Задания, предлагаемые программой данного курса, способствуют развитию навыков самостоятельного, рационального мышления, способности прогнозирования результатов собственной деятельности. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Весь курс рассчитан на 17 часов и является своего рода тренажёром для подготовки учащихся к сдаче ЕНТ.
Рекомендуемые сроки ведения данного курса – III и IV учебные четверти.
К данному курсу мною были разработаны:
контрольные работы, которые позволяют оценить уровень усвоения учащимися программы курса;
диагностические контрольные работы по данному курсу в когнитивной области (по таксономии Б.Блума);
диагностическая карта по усвоению учащимися 11 класса данных тем курса.
Тематические контрольные работы, позволяющие добиться усвоения базовых знаний (уровень А) курса математики, а также вывести учащихся на более высокий уровень (уровень В, уровень С) были составлены мною по 5 основным темам:
«Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения, неравенства и их системы»;
«Понятие производной функции. Приложения производной»;
«Первообразная и интеграл»;
«Обобщённое понятие степени. Иррациональные уравнения, неравенства и их системы»;
«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы».
Текст каждой контрольной работы содержит 3 группы заданий в соответствии с уровнем сложности их выполнения.
Группа А включает в себя 12 заданий рассчитанных на репродуктивное воспроизведение ответов (понятий, определений, законов) и проведение стандартных вычислительных операций. Учащийся может выбрать из них для ответа или решения любые 8. Выполнение заданий группы А рассчитано на 15 минут. Вариант ответа заносится учащимся в специально заготовленные бланки, которые сдаются учителю по истечении отведенного времени.
Группа В включает в себя 3 задания, рассчитанных на применение известной информации в новой ситуации, проведение вычислений и расчетов средней сложности. Учащийся может выбрать из них для решения любые два.
Группа С включает в себя 2 задания повышенной сложности, требующие вероятностного применения известных закономерностей и умений в нестандартных условиях. Выполнение этих заданий рекомендуется после решения заданий группы В.
К каждой тематической контрольной работе я разработала диагностические контрольные работы (по таксономии Б. Блума), которые позволяют диагностировать когнитивную компетентность учащихся.
Для контроля уровня усвоения изученных тем также были разработаны диагностические карты на каждого учащегося, позволяющие наглядно увидеть пробелы по темам и уровням.
Диагностическая карта по усвоению изученных тем учащегося 11»А» класса СОШ №4 Прилуцкого Николая.

Проверяемые элементы содержания
А
В
С

1
Умение читать свойства функции по графику. Умение находить область определения и множество зн-ний функции.
+
+
-

2
Умение выполнять тождественные преобразования триг. выражений. Умение решать тригонометрические уравнения, неравенства и их системы.
+
-
-

3
Умение вычислять производную функции и применять её к исследованию функций.
+
+
+

4
Умение вычислять первообразную функции, вычислять интегралы, находить площади криволинейных трапеций.
+
+
-

5
Владение понятием степени рациональным показателем , умение выполнять тождественные преобразования.
+
+
+

6
Умение решать иррациональные уравнения, неравенства и их системы.
+
+
-

7
Умение решать показательные уравнения, неравенства и их системы.
+
-
-

После успешного проведения данного курса в 11 классах нашей школы,
по итогам ЕНТ, повысилось как качество знаний учащихся, так и средний балл. Положительным результатом также является:
овладение учащимися умениями пользоваться на практике техникой сдачи теста;
сформированность практических умений;
овладение учащимися необходимым количеством знаний и умений, которое соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и достаточного для получения высокой оценки при сдаче ЕНТ.
Результаты апробации курса на базе 11 «А» и 11 «Б» классов СОШ №4 г.Сарани
2010-2011 уч год и 2011-2012уч.год. По результатам ЕНТ-2011-2012.

Успеваемость
Качество знаний
Средний балл
Наивысший балл
Наивысший общий балл

ЕНТ-
2011
100%
57%
16
21
107

ЕНТ-
2012
100%
61%
18
24
119

Регулярное использование на уроках математики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.
Результатом предложенного курса стала успешная сдача ЕНТ.
Считаю, что разработанные мной учебные материалы помогут учащимся выявить свои учебные способности, помочь им реализовать себя в изучении курса математики. Надеюсь также, что  учащиеся увереннее будут чувствовать себя при подготовке и сдаче ЕНТ.
Используемая литература:
А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2002г.
И.П. Рустюмова, Т.А. Кузнецова, С.Т.Рустюмова. Пособие для подготовки к единому национальному тестированию по математике. Учебно-методическое пособие.- Алматы: «Зият Пресс», 2005.
Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ 2006. Учебно-тренировочные тесты». Ростов-на-Дону, 2006г.
Заголовок 1 Заголовок 315