Актуальные проблемы методики преподавания ОБЖ
Выступление на РМО учителей ОБЖ.
Преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Мирошниковская СОШ» Ермаков Сергей Александрович.
Тема: «Актуальные проблемы методики преподавания ОБЖ».
Тема моего выступления «Актуальные проблемы методики преподавания ОБЖ». Так как я преподаю ОБЖ сельской школы – в селе Мирошники, и кроме этого являюсь ещё и учителем информатики; то хочу остановиться на двух проблемах: это – ОБЖ в сельской школе и особенности учебных занятий с использованием ПК.
1. ОБЖ в сельской школе.
Свои первые представления об опасностях окружающего мира и их причинности ребенок получает в раннем детстве безо всякого специального организованного обучения, просто в процессе жизни. Дальнейший путь развития представлений об опасностях, умений их избегать, навыков действий в чрезвычайных ситуациях у ребенка происходит в общеобразовательном учреждении. И естественно, каждая школа стремится дать ребенку весь комплекс знаний и умений, стремится помочь выработать ребенку собственную концепцию безопасности.
Но если провести сравнительный анализ методологических подходов к преподаванию ОБЖ в городских и сельских образовательных учреждениях, то можно заметить разительные отличия по ключевым моментам. Основной причиной этих отличий является особенность психологического и физиологического развития сельского школьника с учетом специфической социальной среды.
Поэтому для достижения определенного качества знаний, навыков и умений у учащихся требуется организация интенсивного учебного процесса, в основу которого нужно заложить ключевые понятия психологии и физиологии ребенка в сельской школе, и подвести соответствующую научную базу.
Теперь обратимся к организации учебного процесса в сельской школе.
Большинство сельских учителей преподает несколько школьных курсов, поэтому уровень межпредметных связей, правда не всех, а только тех, которые имеют отношение к одному преподавателю, достаточно высок и гибок.
Хотелось бы коснуться тех проблем, с которыми преподаватели ОБЖ сельских школ сталкиваются постоянно и решение этих проблем выходит далеко за рамки образовательного учреждения.
Сейчас все мы ощущаем влияние ухудшающейся демографической ситуации в России. Количество детей, приходящих в школу, резко сокращается. И если в городских школах уменьшается количество классов в параллели, то в сельских школах, уменьшается количество учеников в классе. На примере Мирошниковской средней школы можно привести такие цифры: если 10 лет назад, когда я начинал работать в этой школе, в каждом классе обучалось по 15 – 20 учеников, то сейчас только 2 класса с наполняемостью 16 и 17 учеников, в основном в классах по 8 – 13 учеников, и есть даже классы, где всего 5 учеников.
Конечно, малое количество детей позволяет в полной мере осуществлять индивидуальный подход к обучению, но, с другой стороны, можно говорить о нарушении конституционных прав ребенка на получение образования, так как малые классы нельзя делить на группы. И эта проблема станет достаточно скоро актуальной в профильных 10 – 11 классах, когда учащиеся захотят выбрать разные профили обучения. Мое мнение заключается в следующем: целесообразно снять для сельских школ количественный показатель учеников в классе для его деления на группы. Этим можно будет улучшить качество образования, которое закладывается в основу профильной школы.
Конечно, все мы, преподаватели сельских школ, видим усилия, предпринимаемые и Президентом РФ, и правительством, и соответствующими министерствами по решению комплекса проблем. И могу заверить, что со своей стороны преподаватели делают все возможное, а порой и невозможное, чтобы наши дети не попадали на страницы мрачной статистики, чтобы долгожители стали в нашей стране нормой, а русское “авось” должно исчезнуть из нашей ментальности.
2. Особенности учебных занятий с использованием ПК
До сих пор приходится встречаться с мнением, что для организации автоматизированного обучения достаточно приобрести оборудование на базе ПК (персонального компьютера) и установить компьютерные программы, отражающие содержание предмета.
Однако при этом упускается из виду ключевая роль методического обеспечения учебного процесса с использованием автоматизированных обучающих систем.
Необходимо с самого начала выработать у обучаемых понимание того факта, что применение ПК в обучении ОБЖ вызвано не данью моде и не любовью к эффектным трюкам, а тем, что компьютер может стать незаменимым помощником в овладении знаниями, что его дидактический потенциал огромен, но, тем не менее, ограничен, и эти границы также следует четко представлять. Добиться такого понимания непросто, и его порой нет и у преподавателей.
Компьютер не может и не должен полностью заменять преподавателя, он скорее выполняет функции ассистента, нежели наставника. Компьютер в состоянии взять на себя наиболее рутинную, нетворческую часть педагогического труда, позволяя преподавателю ОБЖ сосредоточиться на основном содержании предмета и на процессах передачи знаний.
В докомпьютерную эпоху основными средствами обучения были учебник и лекция. Но по одному и тому же учебнику занимаются тысячи учащихся, одну и ту же лекцию слушают сотни человек. При этом процесс обучения теряет свою индивидуальную направленность, не удается учитывать специфические особенности каждого обучаемого (профессиональную направленность, способности, характер, темперамент и т.д., а также уровень предшествующей подготовки).
Компьютер же дает возможность индивидуализировать процесс обучения. Сидя за терминалами персональных ПК, обучаемые могут работать в своем собственном, удобном темпе. «Сильные» учащиеся не томятся в ожидании «отстающих», решают более сложные задачи. «Слабые ученики», в свою очередь, могут в любой момент вернуться к неусвоенному разделу, не испытывая никакого дискомфорта от соседства с более «сильными» товарищами. ПК предлагает каждому персональное задание, оценивает ответ, при необходимости дает подсказку, напоминает материал, отсылает к другим разделам курса, а при необходимости направляет обучаемого к преподавателю.
Разумеется, такая организация обучения предъявляет новые требования к преподавателям ОБЖ.
Одно из основных уверенное владение техническим и программным обеспечением, применяемым при обучении. Кроме того, педагог должен обладать уверенной и быстрой реакцией при ответах на вопросы обучаемых, при их ошибочных действиях, в непредвиденных ситуациях. Особенно трудно быстро переключать внимание, когда каждый обучаемый выполняет персональное задание, работая в собственном ритме. Привыкший к ПК обучаемый ожидает и от преподавателя столь же быстрого и точного ответа, как и от компьютера.
Возникает вопрос об оптимальной численности учебной группы при использовании автоматизированных средств обучения. Представляется целесообразным состав учебной группы по 1 учащемуся на каждый ПК (рабочее место). Естественно каждое рабочее место должно быть оборудовано наушниками и соответствующим программным обеспечением.
На примере Мирошниковской школы хочу рассказать, как я использую мультимедиатехнологии в процессе обучения ОБЖ. В нашем компьютерном классе 10 ПК (спасибо начальнику ТПП «Котовонефтегаз» Белоусову Василию Николаевичу): 1 – для учителя и 9 – для учеников, поэтому самый целесообразный состав рабочей группы – до 9 учеников. Я, конечно, провожу занятия и с большим количеством учащихся, но на таких занятиях отсутствует индивидуальный подход. Важно перед началом киноурока или кинолекции (спасибо за диск с ПО Редзепову Николаю) поставить перед учащимися проблему (или задачу), например, найти во время прослушивания материала ответы на поставленные вопросы.
Новый подход необходим и при создании учебных пособий. Автоматизированные учебные курсы не должны сводиться к «электронному перелистыванию страниц». Не следует повторять и негативные стороны опыта «программированного обучения», когда под «новизной» методики зачастую понималось всего лишь расположение небольших порций традиционного материала на разных страницах учебника. Как свидетельствует опыт, очень хорошие результаты дает применение специально разработанных печатных пособий по ОБЖ в сочетании с обучающими программами, так как книга читается значительно легче, чем текст на экране монитора.
Необходимо отметить, что использование обучающих систем на ПК может вызвать следующие трудности методического характера:
- сложнее организовать эффективную обратную связь между обучаемыми и преподавателем;
- затруднен контроль успеваемости и сбор статистических данных об использовании ПК;
- имеется проблема защиты программного обеспечения (учебные курсы, контрольные вопросы, эталонные ответы) от несанкционированного доступа со стороны обучаемых с целью подсмотреть правильные ответы для получения положительной оценки или же испортить программное обеспечение для срыва контроля их знаний преподавателем в рамках данного занятия.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15