Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе.
Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе.
Тема:
«Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века».
Евгений Евтушенко. «Злорадство».
Учитель: Кустова Мария Павловна.
Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Дельная Дубрава
Е.А.Евтушенко. «Злорадство».
Легко клеймить в чужой стране бесправье,
А в собственной стране попрать права.
Злорадинкой приправленная правда,
Как будто кривда ржавая крива.
Легко и просто, возмущаясь кем-то,
Увидеть словно в зеркале кривом,
В чужом глазу соломинку ракеты,
Когда в своем она торчит бревном.
Считать помойки чьи-то, ямы, лужи,
И чьим-то язвам радоваться – срам.
Кому-то хуже – всем на свете хуже,
И все микробы будут в гости к нам.
Любовь неразделенная сбежала,
И любит без любви – ей хоть бы хны!
Но нет неразделенного пожара,
Неразделенной с кем-нибудь войны.
Как мерзко, если при землетрясении,
При геноциде или в недород
Один народ без всяких угрызений
Злорадствует, что мрет другой народ.
Всегда злорадство – это антибратство,
И шар земной шатает вкривь и вкось,
Когда уже глобальное злорадство
Из мелкого злорадства разрослось.
А если яды в легкие нам влезли,
Перед отравой общей мы равны.
Ничьей стране лекарством от болезней
Не может быть болезнь другой страны.
Евгений Александрович Евтушенко – человек разностороннего творческого дарования. Поэт, прозаик, критик, публицист, кинорежиссер, литературовед. Вряд ли кто из современных поэтов написал и напечатал такое количество стихотворений и поэм и пользуется такой известностью у читателя. Его стихи нередко выигрывают в актуальности, злободневности.
В своем стихотворении «Злорадство» Евтушенко, по моему мнению, сначала берет в глобальном масштабе понятие, когда страны, считающие себя правовыми, видят бесправие в других государствах, а в собственной стране даже более грубое нарушение прав человека считают нормальным явлением. Идеологи этих стран злорадствуют по малейшему поводу нарушения прав, делая из частных случаев общие выводы.
Часто люди, лицемерные и нечестные, возмущаются кем-то, заметив у них самые маленькие отклонения от общепринятых норм, и злорадствуют по этому поводу, тогда как свои пороки не хотят замечать, говоря словами поэта: «когда в своем она торчит бревном».
В любом обществе, какие бы нравственные ценности оно не защищало, есть свои изъяны, которые оно не в силах устранить и радоваться или злорадствовать, что всего этого у нас меньше, чем у наших есть «срама» - говорит Евтушенко.
Есть страны, в которых люди очень плохо живут, но злорадствовать этому не надо, а нужно сопереживать, сочувствовать, помогать им, потому что все их недостатки могут оказаться в тех местах, где их пока что нет.
Далее я истолковываю содержание стихотворения как незначительность взаимоотношения между людьми в виде неразделенной любви, когда люди могут жить по расчету, по сравнению с пожаром и особенно с войной, которые затрагивают не одного человека, а группу людей, не говоря уже о войне, от которой страдают множество людей и даже многие народы. И злорадство здесь не только неуместно, но и преступно.
Люди живут в разных геологических и климатических условиях, поэтому на Земле есть места, где часто бывают разрушительные землетрясения и интенсивные вулканические извержения, которые приносят людям большие разрушения и человеческие жертвы. В засушливых районах часто бывает голод. Один, более сильный народ, уничтожает другой, который в силу разных исторических причин оказался в худших условиях и не мог создать могучее общество, способное закрепить себя.
Все эти стихийные и созданные самими людьми бедствия не должны быть поводом для злорадства над другими народами, которые оказались в условиях, близких к нищете или даже вымиранию.
Поэт хочет показать, что отдельные случаи злорадства при определенных условиях могут превратиться в глобальные, и тогда на Земле возникают всякие нежелательные явления, которые приводят к возникновению ненависти одних народов к другим, в результате чего могут возникать войны.
Нежелательные отношения одних народов к другим Евтушенко сравнивает с ядом, и его последствия одинаково вредны для всех стран. Но навязывания одних государств своего мнения, как исправить чужие недостатки вредны, так как у каждой страны, у каждого народа свой быт, своя культура и свои национальные особенности, присущие только данному этносу.
Поэтому, что хорошо одной стране, то другой может быть очень плохо, и из этого следует, что общих рецептов для борьбы с этой отравой нет: нужно учитывать особенности каждой страны.
Оценивая данное поэтическое произведение, я думаю, что поэт хотел показать проблемы современных государственных отношений, противоречий между странами, благополучными в экономическом положении, и странами, экономика которых еще очень слаба. И это дает основание более развитых стран гордиться своими успехами и злорадствовать по поводу бедности других, предлагая им свои способы искоренения отсталости. Злорадство, по мнению поэта, это когда у себя ничего не замечают, даже плохие стороны жизни, а у других очень хорошие хотят очернить.
15