Доклад на конференции Метод проектов на уроках технологии


ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Мартюшевой Ирины Ивановны, МБОУ «СОШ» с. Подчерье, учитель технологии
Представлен на районной конференции опыт работы через проектный метод на уроках технологии
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире, способных:
гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной жизни проблемы и искать пути рационального их решения, четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; творчески мыслить,
грамотно работать с информацией, уметь находить необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, культурного уровня, интеллекта.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы. Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия.
Метод проектов - не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американскогопедагога
В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Метод проектов сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект».
Именно проектная технология способствует реализации системно-деятельностного подхода, овладению обучающимися универсальными учебными действиями, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Проектная технология, которую можно рассматривать как надежный путь кардинального повышения качества обучения, т. к. она: - позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- направлена на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;
- обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;
- обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования путем осуществления последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности;
- обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Можно выделить основные требования к использованию метода проектов системе технологического образования школьника:
-Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
-Практическая, теоретическая, познавательная направленность предполагаемых результатов.
-Самостоятельная деятельность учащихся.
-Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
-Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих задач, гипотеза, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, использование метода «мозговой атаки», «круглого стола», отчетов, просмотров.
Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины знает методику проектной деятельности учащихся.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий, где ребята учатся самостоятельно принимать решения и быть ответственными за свой выбор, создание творческого продукта.
Проект – мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникативной, деловой, нравственной культуры учеников, способствует воспитанию у учеников значимых общечеловеческих ценностей: социальное партнерство, диалог, толерантность, чувства ответственности, самодисциплины, самоорганизации, желания делать свою работу качественно.
Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: умения самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки; способность свободно ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из разных источников); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа; умение представлять результаты своей работы; способность к целеполаганию. Ученик при этом становится активным участником образовательного процесса.
«Все в наших руках» – должны стать девизом наших выпускников, умеющих планировать, организовывать, презентовать свою деятельность, делать выводы, нести ответственность за свой выбор и результаты работы.
Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становится консультантом, организатором деятельности класса и каждого ученика. Ученики и учитель – партнеры, единомышленники
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема- конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Большую часть своей педагогической деятельности я посвятила изучению и применению проектного метода.
За это время была разработана система методов и приемов организации проекта, которая была сложной, трудоемкой, но интересной.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Согласно классификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов:
- исследовательский;
- творческий;
- ролево-игровой;
- информационный ;- практико-ориентированный.
Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества.

В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Совместная творческая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить творчество других.
При выполнении учебного проекта степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна.
Этапы выполнения проектаИсследовательский:
поиск проблемы, выбор темы,
анализ предстоящей деятельности,
разработка технологической документации
Технологический:
выполнение технологических операций, соблюдение трудовой дисциплины, безопасных условий труда
Заключительный:
контроль и испытание изделия, экономическое обоснование подведение итогов, защита проекта
Деятельность учащихся:
- анализируют,
- сравнивают,
- выбирают,
- исследуют,
- изучают,
- формулируют,
- конспектируют,
- разрабатывают,
- подсчитывают,
- контролируют,
- оформляют,
- защищают
проектДеятельность учителя:
- наблюдает,
- советует,
- помогает,
- уточняет,
- проверяет,
- дополняет,
- обобщает,
- консультирует,
- контролирует,
- следит,
- участвует в
оценке проекта

В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы проекта. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как учащихся нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека (interest - имеет значение, важно).
Интерес – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.
Профессор А.К. Дусавицкий (1989) составил типичные "портреты" заинтересованного и незаинтересованного учащихся. Невербальное считывание легко позволяет установить тот или иной тип.
I. Учащийся работает с интересом. Удовольствие буквально написано на его лице. Глаза светятся. Движения лёгкие, быстрые. Он раскован, раскрепощён в своих желаниях. Он делает своё дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она - точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение. Мысль работает ясно, чётко. Откуда-то приходят решения, они красивы, точны, отвечают характеру задачи. Мысль поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира, ко всему остальному он глух и слеп в данный момент. Его трудно бывает отвлечь от выполнения других не менее интересных и важных дел.
II. Учащийся работает без интереса. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или над заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, словно ищет откуда-то спасения от немилой духовной или другой пищи. Он застывает, погружается в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание».
Цели проектирования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов
Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики выполняют в основном конструкторско-технологические проекты.
В младших классах проектная деятельность направлена на выполнение проектов с темой, поставленной целью.
Для активизации творческой деятельности учащихся прежде всего, определяю значимость создаваемого изделия. Для этого использую приемы:
прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов
Учащиеся средних классов хотят и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.
В 7-8 и 10-11 классах подбор проектов производится с разных позиций :Общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.
Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.
Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя, учитывая возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного, творческого коллектива. Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями
В старших классах проекты выполняются с обязательной мультимедийной презентацией. На мой взгляд, эта форма отчёта позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала
Особое внимание обращаю на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.
Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается ак на занятиях, так и в порядке консультаций.
Например, на уроке я вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, мы обсуждаем последовательность сборки и особенности оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.
При выполнении проектов на уроках в начале каждого уроках, учащиеся планируют свою деятельно на данный урок, т.е пишут план-задание.
А затем анализируют свою деятельность и оценивают конце урока. Таким образом учащиеся проходят подготовительный этап защиты проекта.
Стараюсь, что бы проектная деятельность, особенно практическая часть была выполнена на уроках 30-50%, и вот тут план задание очень необходим. Если работа с планом задания на уроке выполнена не в полном объеме, то её можно закончить дома, но не больше. Это организует учащихся.
Но некоторые работы, например, значительную часть проекта по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия- это можно выполнять дома.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.
Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,
Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Для улучшения организации проектной деятельности мы с учащимися в кабинете технологии оформили стенд “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов, словарь терминов
По итогам анкетирования.
Всем нравится выполнять проект, больше всего нравиться практическая часть, затруднения испытывают в оформлении проекта (документации).
Нравиться по проекту выполнять презентации, там все кратко.
Небольшой процент учащихся испытывают затруднения в анализе работы и подведении итогов проектной деятельности.
Методу проектов можно найти применение в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален.
Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока.
Внеурочное время с учащимися занимаемся исследовательской проектной деятельностью.
Работы были представлены на различных уровнях:
VI Республиканский конкурс «Моя семейная реликвия» в рамках научно-практической конференции «Молодые исследователи-РеспубликиКоми» -2013-2014 учю год
Школьная научно-практическая конференция обучающихся - «Что в имени твоем»- Пукиш А. , «Улицы села Подчерье»- Карманова В 2013-2014 учебный год
Муниципальный уровнь научно-практическая конференция обучающихся. В 2014-2015 учебном году. «Улицы села Подчерье»- КармановаВ. занял призовое место.
Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: положительная мотивация учащихся на творческую деятельность, стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
В процессе работы я заметил, что у учащихся появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знанийв самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Таким образом, широко используя метод проектной деятельности и применяя его в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
Использование метода проектов на уроках технологии Томина Татьяна Сергеевна, учитель технологии (http://festival.1september.ru/articles/100954/)
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/05/04/metod-proektov-na-uroke-tekhnologii«Метод проектов на уроке технологии» Бугай Наталья ЕвгеньевнаСамоопределение обучающихся. Проектная направленность работы на уроках технологииhttp://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/10/10/samoopredelenie-obuchayushchihsya-proektnaya-napravlennost-raboty Проектный метод на уроках "Технологии" (при изучении раздела "Лоскутная пластика")http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586141http://bibliofond.ru/view.aspx?id=586141