Конспект по технологии на тему Раскрой юбки (6 класс)

Тема урока: «Раскрой юбки».
Класс: 6:
предмет: технология
Продолжительность урока :45 минут (2):
Цель урока:
Познакомить учащихся с требованиями к раскрою швейных изделий.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить технологию раскроя деталей юбки.
- Рассмотреть безопасность жизнедеятельности и организацию рабочего места учащихся. Развивающие:
- развивать образное мышление, внимательность, эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать точность, аккуратность, дисциплину.
Тип урока: комбинированный
методы обучения: Словесные беседа, сообщение нового матиериала
Межпредметные связи: математика, черчение.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Профориентация: ознакомление с профессией закройщика.
Наглядность: инструкционные карты, детали выкройки (мини-лекала), образцы раскладки выкроек на ткани, образцы раскладки ворсовых тканей и тканей с рисунком.
Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, ткань, булавки, мел, конспект.
Объект труда: юбка (детали кроя).

План урока:
1.Организационный момент.
2.Настрой на работу. Мотивация учебной деятельности.
3.Проверка домашнего задания.
4.Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.
5.План работы.
6.Изложение нового материала (рассказ учителя).
7.Закрепление нового материала (игра «Самый экономный»).
8.Практическая часть:
- ТБ;
- демонстрация приёмов работы;
- раскрой.
9. Подведение итогов.


этапы
Ход урока
ууд

1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверяю готовность класса к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Настрой на работу, мотивация учебной деятельности.
Познавательные УУД
1. формируем умение, работать с текстом, иллюстрациями, извлекать информацию из схем, журналов.
2. формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
3. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
4. развивать умение осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации (учебник, раздаточный материал по раскрою)

Коммуникативные УУД
1.формируем умение слушать и понимать других.
2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


А сейчас настройтесь на работу. На улице прекрасная погода. У вас и у меня хорошее настроение, все мы отлично выглядим. Сегодня отличный день, который принесёт вам удачу.
Итак, приступим к работе.
Оценка сегодня на уроке у вас будет сборная:
1. За домашнее задание – 1 балл.
2. За практическую часть – 9 баллов.
3. За экономную раскладку – 2 балла.
Количество заработанных фишек = количеству баллов.
3. Проверка домашнего задания.
Все вы знаете пословицу «Повторенье – мать ученья». Сейчас мы повторим изученное на предыдущем уроке. (Правильный ответ – 1 фишка).
Самостоятельная работа (5 минут) ПРИЛОЖЕНИЕ
4. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся. (Метод «Ассоциативный куст»).
Мы с вами уже знаем, как готовить выкройку к раскрою на ткани.
- А как ткань подготовить к раскрою?
- Какие требования к раскрою?
Не забывайте золотое правило при раскрое: «Семь раз отмерь – один отрежь».
- А как называется профессия человека, который занимается раскроем швейных изделий?
- Закройщик.
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «закройщик»?
- предметы
- действия
- качества. (учащиеся называют)
- Что для закройщика важно? С чем он работает? (Ткань).
5. План урока. Сообщение темы, целей и задач урока.
И теперь мы с вами рассмотрим план сегодняшнего урока (прикрепляю на доску части плана – в виде разрезанной на полосы юбки):
ПЛАН УРОКА
1. Подготовка ткани к раскрою.
2. Раскладка выкроек.
3. Раскрой.
4. Игра (пока не прикрепляю). Пусть это пока будет интригой.
Глядя на 3 части нашего плана, вы можете назвать тему и цели урока?
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
6. Изложение нового материала РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Прежде, чем начать кроить, нам необходимо пройти все этапы подготовки ткани к раскрою.
Давайте запишем в тетрадь эти этапы.
ЭТАПЫ РАСКРОЯ:
1. Подготовка ткани к раскрою:
Все ткани, кроме ворсовых (бархат, вельвет и др.) при увлажнении дают усадку по длине и несколько меньшую по ширине. Чтобы этого не произошло, ткань перед раскроем обрабатывают паром или тёплой водой, то есть, как говорят специалисты, декатируют.:
а) декатирование ткани:
- увлажнение
- проутюживание
- просушивание;
Приступая к раскрою, тщательно просмотри свой отрез, чтобы выявить возможные ткацкие пороки и дефекты печати. Они не должны попасть на детали изделия.
б) выявление ткацких пороков и дефектов печати;
Перед тем, как разложить ткань, найди её лицевую сторону (учащиеся называют способы нахождения лицевой и изнаночной сторон).
в) определение лицевой и изнаночной сторон ткани;
Также необходимо определить направление нити основы.
г) определение нити основы (ученики вспоминают способы определения);
Итак, ткань на столе. Проверь направление рисунка и ворса.
д) определение направления рисунка и ворса.
(Показываю образцы раскладки ворсовых тканей и тканей с рисунком).
На однотонных тканях и тканях с неопределённым рисунком лекала детали юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекала располагают верхними срезами в одном направлении. При раскрое тканей в полоску или клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго посередине переднего и заднего полотнищ юбки.
На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми.
На ворсовых тканях выкройки располагают в одном направлении. Например, в юбке из вельвета и бархата ворс должен идти снизу вверх, из фланели, байки и замши – сверху вниз.
ІІ. Раскладка выкройки на ткани.
Существует 2 способа настила ткани: в сгиб и в разворот.
Настилая в сгиб, ткань складывают вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, совмещая при этом срезы. Такой способ применяют при раскрое широких тканей.
Настилая в разворот, ткань раскладывают развёрнутой во всю ширину, лицевой стороной вниз, или в два слоя, лицевой стороной внутрь. Этот способ применяют при раскрое тканей разной ширины (показываю).
Подготовленную выкройку детали юбки раскладывают на ткани. (показываю на доске раскладку выкроек разных юбок).
При этом необходимо экономно использовать ткань.
После этого выкройку прикалывают к ткани булавками и обмеловывают по контуру. Затем очерчивают припуски на обработку, наносят на ткань все контрольные точки и линии, которые есть на выкройке.
Припуски:
- по линии талии – 1 см,
- по низу изделия – 3-5 см,
- все мелкие детали – 1 см.
ІІІ. Раскрой.
После этого, не откалывая выкройку, вырезают детали кроя по линии припуска. При вырезании ножницы закладывают под ткань узким концом лезвия, ткань при этом не поднимать и не сгибать.
Во время раскроя на столе не должно быть лишних предметов. Ткань должна полностью поместиться на столе. Рабочее место должно быть хорошо освещено, его нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая безопасность жизнедеятельности.


Форомируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группе.
Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом из журналов.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формулируют свои мысли в устной форме


7. Закрепление нового материала.

Сегодняшнюю тему мы изучили. Но у нас ещё не хватает одной части нашего плана (прикрепляю). Это игра «Самый» экономный». Сейчас вы с помощью бумаги – это ваша ткань и мини-лекал – это выкройка юбки «полусолнце» выполните экономную раскладку со всеми припусками, сгибами, условными обозначениями, т.е. так, как бы вы раскладывали свою выкройку на своей ткани. За правильно выполненную работу вы получите 2 фишки. жюри).


Физминутка
Упражнение дыхательной гимнастики.
Исходное положение - стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх, назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться и в исходное положение (естественный выдох).


8. Практическая часть.
Раскладка выкройки на ткани. Раскрой.
1. Вступительный инструктаж..
а) ТБ (рассказывают учащиеся).
б) критерии оценивания: мах – 9 баллов
- за соблюдение правил ТБ;
- за правильное нахождение лицевой и изнаночной сторон ткани;
- за правильное определение нити основы.
в) демонстрация приёмов работы.
ІІ. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
В ходе самостоятельной работы учащиеся выполняют раскладку выкройки юбки на ткани.
1 обход: проверяю правильность раскладки.
Учащиеся обмеловывают выкройку по контуру и по припускам на швы.
2 обход: проверяю правильность обмеловывания.
Учащиеся вырезают детали выкройки.
3 обход: проверяю соблюдение правил ТБ и правильность вырезания деталей юбки.
ІІІ. Заключительный инструктаж.
Анализ допущенных ошибок. Выставление оценок. Подведение итогов урока.


Регулятивные УУД
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Личностные УУД
- применение на практике полученных знаний
Познавательные УУД
выбор наиболее эффективных способов раскладки лекал
построение плана раскроя собственной юбки
Коммуникативные УУД
- согласованность действий с партнером в паре


Итог урока
РЕФЛЕКСИЯ
- Вам понравился урок?
Давайте ответим на вопросы, которые находятся на экране. Продолжите одну из фраз:
- Сегодня я узнала
- Мне было интересно
- Мне понравилось больше всего
- Я бы хотела попробовать
- Мне было трудно
- Я научилась
- Теперь я могу
- Теперь я буду

Сегодня на нашем занятии вы узнали о раскрое швейного изделия. Научились правильно раскладывать детали выкройки на ткани, подготавливать ткань к раскрою, кроить изделие. Я думаю, что полученные знания вам очень пригодятся в будущем.
Я рада была с вами работать сегодня. Спасибо вам за активное участие. До свидания.
IV. Сообщение д/з: выучить записи в тетради.
V. Уборка рабочих мест.

Коммуникативные УУД
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
- выражение своих эмоций по поводу урока















Инструкционная карта
Тема: Раскладка выкроек деталей юбки на ткани и раскрой.

Цель: научиться раскраивать юбку.
Оборудование: ткань, выкройки, ножницы, булавки, портновский мел.

Ход работы:
1. Ткань перемерь, определи лицевую и изнаночную, направление нити основы, выяви дефекты ткани.
2. Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы.
3. Сложи ткань для раскроя на рабочем столе.
4. Разложи и приколи булавками выкройки деталей юбки к ткани.
5. Обведи контуры лекал деталей юбки и наметь припуски на швы.
6. Раскрои юбку по припускам на швы, проверь качество.






15