Разработка внеурочного занятия по окружающему миру Наши пернатые друзья
НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ
(тематический классный час к «Дню птиц»)
Учитель начальных классов
МБОУ «Барабановская СОШ»
Лашина Е.С.
Цели и задачи классного часа:
- прививать учащимся любовь к природе родного края;
- развивать умение определять птиц;
- расширять кругозор учащихся;
- формировать ответственность за природу, окружающий мир
Ход занятия
Ведущий 1. Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Ведущий 2. Тема нашего праздника спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица)
Ведущий 1. Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более ?60 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
(звучит запись «Пение птиц в лесу»)
Ведущий 2. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
- Синь – синь! – посвистывает синица.
- Чи-чи! Чи- чи! – вторит ей чиж.
- Гра-гра1 – представляется грач.
- Сквор –сквор! – поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Ведущий 1. Несомненно первые мысли о воздухоплавании. Стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!
Выступление ребят, рассказывают о птицах ( на экране изображение птицы):
Грач
Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом, огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный грач.
Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Дятел
-Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жильё.
Сова
- Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.
Синица
- Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
Кукушка
- Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки – капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ведущий 2. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять свои места. А ребят мы просим разделиться на три команды по 6 человек.
Итак, 1 конкурс: «Приветствие». Вам необходимо показать эмблему, название и прочитать девиз ( к этому конкурсу ребята готовятся заранее)
Команда «Дятел»
Девиз: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»-
И ставит подпись: дятел.
Команда «Сорока»
Девиз: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Команда «Ласточка»
Девиз: Твить-ти –вить – снуют проворно
День- другой, ещё денек,-
И под крышею узорной
Вырос ласточкин домок.
Ведущий 1. Следующий конкурс «Разминка». Вам необходимо ответить на вопросы. На размышление дается 2 минуты.
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
- Какая птица наших хвойных лесов самая маленькая? (королек)
- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)
- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (у клестов)
- Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговая ласточка, щурка, зимородок)
- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
- Какая самая большая птица в мире? (африканский страус)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)
- Какая птица самая маленькая в мире? (колибри)
- Почему глухаря называют так: глухарь? ( во время токования птица ничего не слышит)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (зимородок)
Ведущий 2. 3 конкурс: «Почтовый ящик». Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал. На размышления дается – 2 минуты.
Описание 1. « У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в черный жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались кто я?» (синица)
Описание 2. «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда –сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (поползень)
Описание 3. « Я необыкновенная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я ?» (щегол)
Ведущий 1. 4 конкурс «Птичьи разговоры». С помощью стрелочек укажите, кто как разговаривает. На выполнение задания – 2 минуты.
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
(Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают)
Ведущий 2. 5 конкурс « Чьи клювы и лапы».
Напишите названия птиц, узнав их по клюву или по лапам. На выполнение – 2 минуты.
Ведущий 1. 6 конкурс «Птичьи профессии» (конкурс капитанов)
Узнайте птиц по характерному признаку, по их делам. Соедини стрелками признаки и названия птиц. На выполнение – 2 минуты.
Птица – рыболов соловей
Птица – плотник ласточка
Птица – строитель поползень
Лесная кошка баклан
Птица – акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
(Птица- рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица в день съедает 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел»
Птица – строитель ( ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
(включить запись пения иволги)
Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: « В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
(включить запись пения соловья)
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка)
Ведущий 2. 7 конкурс «Семь птиц».
В тексте затаилось 7 птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу. Мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.
Подведение итогов, награждение грамотами.
Ведущий 1. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, мы должны сделать все, чтобы они чувствовали постоянно нашу заботу. Для этого надо стараться выполнять правила поведения в природе:
Не разоряй птичьих гнезд.
Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
Если случайно окажешься возле гнезда: не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители насовсем покинут гнездо.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. В природе о них позаботятся взрослые птицы.
Исполнение песни « У дороги чибис»
У дороги чибис,
У дороги чибис,
Он кричит, волнуется, чудак:
А скажите, чьи вы?
А скажите, чьи вы?
И зачем, зачем идёте вы сюда.
А скажите, чьи вы?
А скажите, чьи вы?
И зачем, зачем идёте вы сюда.
Не кричи, крылатый,
Не тревожься зря ты -
Не войдём мы в твой зелёный сад.
Видишь - мы ребята,
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Видишь - мы ребята,
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Небо голубое,
Луг шумит травою,
Тут тропу любую выбирай!
Это нам с тобою
Всем нам дорогое -
Это наш родной, родной любимый край.
Это нам с тобою
Всем нам дорогое -
Это наш родной, родной любимый край.
И когда цветёт он,
И когда зовёт он -
Мы уходим в дальние пути.
По степным широтам,
Через речки бродом,
Всю страну, страну нам хочется пройти.
По степным широтам,
Через речки бродом,
Всю страну, страну нам хочется пройти.
15