Презентация по русскому языку на тему Двусоставное предложение. Подлежащее и способы его выражения
Конспект урока русского языка для 8 класса
Тема урока: «Двусоставное предложение. Подлежащее и способы его выражения»
Цели и задачи урока:
1. Образовательный аспект:
- обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;
- выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;
- определять способы выражения подлежащего;
- правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
- формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения.
2. Развивающий аспект:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание учащихся;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания на практике;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения работы в парах.
3. Воспитательный аспект:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развивать культуру речи;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник «Русский язык» (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), дидактический раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Элементы технологий, используемые на уроке: лингвистический театр, проблемное обучение.
Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.
Методы обучения: инсценирование, эвристическая поисковая беседа, демонстрация, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
Организационный момент.
Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Оформление тетрадей: запись даты.
Этап мотивации.
За окнами осень – прекрасная пора. Золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. Блиц-опрос
Что такое предложение
Назовите типы предложений по цели высказывания
Какие предложения называются простыми
Чем простое предложение отличается от сложного
Какие предложения называются односоставные, а какие двусоставные
Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными
Может ли односоставное предложение быть распространенным? Приведите примеры.
Слушают.
Актуализация знаний.
Запишем предложения. Объясним орфограммы. Выделим грамматические основы
В саду горит костёр рябины красной.
2) Всё вокруг покрыто пеленой тумана.
В роли подлежащего выступает существительное или местоимение
Сообщение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
Итак, ребята, кто-то из вас уже определил тему урока?
Запишите тему урока в тетрадь.
- Какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями?
- Исходя из сказанного, сформулируйте цель урока и проблемный вопрос.
Запишите предложение, выделите его грамматическую основу и укажите, чем выражено подлежащее. Сделайте вывод.
Существительное в Им.п.(Шумел ветерок.)
Прилагательное (Знакомые опаздывали.)
Причастие (Окружающие молчали.)
Числительное (Семеро одного не ждут.)
Наречие
·( Завтра будет лучше, чем вчера.)
Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.)
Местоимение в Им.п. (Вдали кто-то запел.)
Неопределенная форма глагола (Учиться – наша работа.)
Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей.)
Термин (Черная смородина - ягода полезная.)
Фразеологизм (Эзоповский язык нам знаком.)
Подлежащее и способы его выражения.
Мы знаем, что подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Чаще всего выражается существительным или местоимением.
Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее.
Создание условий для решения проблемной ситуации.
Проведём наблюдения 1). Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания.
Задание: в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в тетрадь.
Проверим свои выводы по учебнику. Откройте § 11 (стр.64) и прочитайте правило.
Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием.
Читают, запоминают.
Первичное закрепление знаний.
Понимать - значит сочувствовать. (н.ф.)
На берег с залива летели черные тучи. (сущ.)
Каждый предложил свою идею. (мест.)
Взрослые пили чай на террасе. (прил.)
Провожающие давали последние советы.(прич.)
Большинство гостей уже приехали. (словосоч.)
Полосой протянулся Млечный путь. (словосоч.)
Пять - простое число. (числ.)
Мы с дедом любим рыбачить. (словосоч.)
Работа с текстом . Спишите. Выделите грамматические основы.
Укажите, чем выражено подлежащее.
В Краснодарском крае живут и работают трудолюбивые люди.
Они выращивают пшеницу, фрукты и овощи.
Отдыхающие могут наслаждаться гостеприимными курортами краснодарского края.
Собрать урожай в срок - дело непростое.
Но завтра этого края будет светлым и радостным.
Пять - это оценка, на которую наработали кубанские агрономы во время весенней посевной.
Громкое ура сопровождало сообщение о рекордном урожае пшеницы.
Несколько станиц края поставляют своё сырье в Европу.
- Выпишите предложения, подчеркните в них подлежащие и укажите, чем они выражены.
Контроль
Тест
-Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:
а) именем существительным в именительном падеже:
1.Друзья, поглядите на карту нашей страны.
2.Я к вам пишу.
3.Девятое мая - День Победы.
4. Мне подали письмо.
5.Мой дядя самых честных правил.
б) местоимением (укажите разряд):
1. Это было десять лет назад.
2.Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.
3. И грянул бой, Полтавский бой.
4.Широка страна моя родная.
5. Никто не заменит ребёнку мать.
в) синтаксически неделимым целым или словосочетанием:
1. Много дел запланировано на сегодня.
2. Жили-были дед да баба.
3. Парикмахерская находилась за углом.
4.Люблю Отчизну я, но странною любовью.
5. И стар и млад собрались на площади.
Итог урока
- Что такое подлежащее?
- Какая часть речи может занять место подлежащего?
Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием.
Рефлексия
- Что на уроке было самым трудным, неинтересным?
Интересным?
- Какие чувства испытываете: удовлетворения,
уныния, радости?
- Продолжите фразу: «Я научился»
Домашнее задание
§ 11, выучить правило.
Упражнение 119 или
выписать из произведений художественной литературы свои примеры на каждый пункт правил, изученных на уроке.
Отметки
15