Урок по русскому языку 8 класс «Двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения».
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
« ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ
ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
ЦЕЛИ УРОКА: 1) ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ;2) УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ОПРЕДЕЛЯТЬ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО; УМЕТЬ ПРОИЗВОДИТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
3) ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
ТИП УРОКА: УРОК УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
ХОД УРОКА:
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. ( ПО ВАРИАНТАМ). ВЗАИМОПРОВЕРКА.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
УДИВИТЬ - ДИВНЫЙ. (КОРЕНЬ - ДИВ-) ПОРАЗИТЬ - СЛОВАРНОЕ СЛОВО. ( КОРЕНЬ - РАЗ-).СОСТАВЬТЕ С ЭТИМИ СЛОВАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД СВЯЗИ. ПОРАЗИТЬ ЦЕЛЬ - ГЛАГОЛ., УПРАВЛ. УДИВИТЬ ЗРИТЕЛЯ - ГЛАГОЛ., УПРАВЛ. ЗАМЕНИТЕ ЭТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА СИНОНИМИЧНЫЕ С ВИДОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ. ПОРАЖЁННАЯ ЦЕЛЬ - ИМЕН., СОГЛ. УДИВЛЁННЫЙ ЗРИТЕЛЬ - ИМЕН., СОГЛ.
А КАКОЕ ИЗ ЭТИХ СЛОВ НА ОРФОГРАММУ «БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА»?
УДИВИТЬ.
В ЧЁМ РАЗЛИЧИЕ ЭТИХ СЛОВ? ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ С. И. ОЖЕГОВА.
СТР. 564 - ПОРАЗИТЬ -РАЗБИТЬ, ПОБЕДИТЬ, СИЛЬНО УДИВИТЬ.
СТР.826 - УДИВИТЬ - ПРИВЕСТИ В УДИВЛЕНИЕ, НЕДОУМЕНИЕ.
ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОНИ СИНОНИМАМИ? 3. БЛИЦ-ОПРОС.
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО ВИДА РАБОТЫ МЫ ДОЛЖНЫ ВСПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ, ИЗУЧЕННЫЙ В ПРЕДЫДУЩИХ КЛАССАХ.
A)ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА, МИНИМАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. ЭТО
НЕСКОЛЬКО СЛОВ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ.
Б) КАКИМИ БЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ?
ЕСЛИ ОДНА - ПРОСТОЕ, А ЕСЛИ ДВЕ И БОЛЕЕ, ТО СЛОЖНОЕ.
B)О КАКИХ ВИДАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Я ГОВОРЮ?
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ЕСТЬ СОСТАВ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СОСТАВ СКАЗУЕМОГО, ЭТО -? ДВУСОСТАВНОЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ТОЛЬКО ОДИН ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЭТО? ОДНОСОСТАВНОЕ.
Г) ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.
Д) А ЧЕМ ТЛИЧАЮТСЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ?
В ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ МЫСЛЬ ПЕРЕДАЁТСЯ С СИЛЬНЫМ ЧУВСТВОМ.
Е) НАЗОВИТЕ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - РАСПРОСТРАНЁННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ.
Ё) ЧЕМ МОГУТ ОСЛОЖНЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, ОБРАЩЕНИЕМ, ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ.
4) РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
КОГДА МЫ ПОВТОРИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, МОЖНО НАЧАТЬ РАБОТУ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ДОБРОГО ПЛОДА, ЛЮДИ СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ. ( ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВ., НЕВОСКЛ., ПРОСТОЕ, ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАН., ОСЛОЖНЕНО ОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, ВЫРАЖЕННЫМ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ И ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ).
ЭТАО ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЦИТАТА ИЗ БИБЛИИ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ.
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ ЕГО СМЫСЛ. ИДЁТ ЛИ В НЁМ РЕЧЬ ТОЛЬКО О ДЕРЕВЕ?
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ. ( ЕСЛИ ВРЕМЯ ДОСТАТОЧНО, ТО РАЗБОР ЕЩЁ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ).
ПРИОБРЕТАЯ НОВЫЕ ИДЕИ, ТЫ ПРИОБРЕТАЕШЬ НОВЫЕ ГЛАЗА. (ПОВЕСТВ., НЕВОСКЛ., ПРОСТОЕ, ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТР., ОСЛОЖНЕНО ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ВЫРАЖЕННЫМ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧЕМ ВЫРАЖЕНО ПОДЛЕЖАЩЕЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. А КАКИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ ЕЩЁ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО ПОДЛЕЖАЩЕЕ?
ПЕРЕД ВАМИ ТАБЛИЦА, В КОТОРОЙ ПОКАЗАНЫ ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО.
5) РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИМЕРЫ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ-ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ДРУГИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО? ЧАЩЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЕТСЯ ИМЕНЕМ СУЩ. ИЛИ МЕСТ. В ИМЕН. ПАДЕЖЕ. РАБОТА ИЗБАВЛЯЕТ НАС ОТ ТРЁХ ВЕЛИКИХ ЗОЛ: СКУКИ, ПОРОКА, НУЖДЫ.
МЫ НЕ ПОМОЖЕМ ЛЮДЯМ, ДЕЛАЯ ЗА НИХ ИХ РАБОТУ.
МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬСЯ ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА. ВСТРЕТИТЬ ДРУГА - БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ.
ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ ОТВАЖНЫЕ СМЕЛО ПРЕОДОЛЕВАЮТ ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ.
ПРИЧАСТИЕМ СОРЕВНУЮЩИЕСЯ СОБРАЛИСЬ НА СТАДИОНЕ.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
НАРЕЧИЕМ ЗАВТРА ТВОЕЙ ЖИЗНИ У ТЕБЯ В РУКАХ.
МЕЖДОМЕТИЕМ ОХ И АХ - НЕ ПОСОБНИКИ В ДЕЛАХ.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА В ОДНОМ ПОЛКУ.
СЛОВА, УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ В ЗНАЧЕНИИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ НАЗЫВАЮТСЯ - СУБСТАНТИВИРОВАННЫМИ.
ВЫПИШИТЕ ИЗ ВСЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.
РАБОТА ИЗБАВЛЯЕТ - СУЩ + ГЛАГОЛ, МЫ НЕ ПОМОЖЕМ - МЕСТ. + ГЛАГОЛ, ВСТРЕТИТЬ - РАДОСТЬ - ГЛАГОЛ + СУЩ., ОТВАЖНЫЕ ПРЕОДОЛЕВАЮТ - ПРИЛ. + ГЛАГОЛ, СОРЕВНУЮЩИЕСЯ СОБРАЛИСЬ - ПРИЧ. + ГЛАГОЛ, ЗАВТРА - НАРЕЧИЕ,
ОХ И АХ - НЕ ПОСОБНИКИ -МЕЖД. + СУЩ., СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА - ГЛАГОЛ + СЛОВОСОЧ.
НЕ ЗАВИДУЙ ЛЮДЯМ, ТВОРЯЩИМ БЕЗЗАКОНИЕ, ИБО ОНИ, КАК ТРАВА, СКОРО БУДУТ ПОДКОШЕНЫ. (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ, НЕВОСКЛИЦАТЕЛЪНОЕ, СЛОЖНОЕ, СОЮЗНОЕ, СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ, СОСТОИТ ИЗ 2 ПРОСТЫХ. 1 ПРОСТОЕ - ОДНСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАНЁННОЕ, ОСЛОЖНЕНО ОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ,ВЫРАЖЕННЫМ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, 2 ПРОСТОЕ - ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАНЁННОЕ, ОСЛОЖНЕНО СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ.)РАБОТУ ПО ЭТОЙ ТАБЛИЦЕ ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ, ВЫПОЛНЯЯ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -
ПАРАГРАФ 11, УПРАЖНЕНИЕ 37 ПО РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, 38.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ УРОКА.
6) ПОДВОДЯ ИТОГИ СЕГОДНЯШНЕЙ РАБОТЫ ВЫПОЛНИМ ТЕСТ.
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА".
1.В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА ПИШЕТСЯ БУКВА А?
наслаждение, предлагать, обм.жнуть, б...гровыйБ) зап.рать, ст...дион, р..сток, кр.хивыйкр...еать, пор..жать,ф..нтан, изл.-.жить.
2.НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОСОБА СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ:
по красивой улице - согласование.Б) состояние здоровья - управление;
работать ночью - согласование;Г) встретить друга - примыкание.
3.УКАЖИТЕ ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
A)Споёмте, друзья!
Б) Чужая душа - потёмки.
B)Снявши голову, по волосам не плачут.
Г) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.
4.НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВЫРАЖЕНО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА
Сидящему на вёслах недосуг было охотиться.Б) Работы бояться - счастья не видать.
Всё кругом стало казаться каким - то ненастоящим.Г) И пусть травой покроется дорога.
5.ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТ ОТВЕТА, В КОТОРОМ ПРАВИЛЬНО УКАЗАНА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: "С РУКАМИ НИГДЕ НЕ ПРОПАДЁШЬ."с руками не пропадёшь.Б) нигде не пропадёшь.
не пропадёшь.
6.ВЫБЕРИТЕ, В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: "ПРАВДИВОСТЬ НАДОБНО БЕРЕЧЬ, КАК ЗДОРОВЬЕ."правдивость беречь.Б) надобно беречь.
беречь, как здоровье.
7.УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: "ЧИТАЯ ТЕКСТ УЧЕБНИКА,..."
A)не отвлекайтесь.
Б) каждая фраза должна обдумываться.
B)это займёт не меньше часа.
8.НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ГДЕ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В РАССТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
В лесу было черно и пёстро, в овраге шумела вода.Б) Голубые, лиловые, и розовые, лежат на снегу тени.
Лицо его имело выражение, довольно приятное, но плутовское.
9. ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТ, В КОТОРОМ ПРАВИЛЬНО УКАЗАНА ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: "СИЛЫ, НЕ ОСВЕЖЁННЫЕ ТРУДОМ, ТУПЕЮТ."простое, двусоставное, осложнённое.Б) сложное, состоит из двух простых.
простое, односоставное.
10.ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТ ОТВЕТА, В КОТОРОМ ПРАВИЛЬНО УКАЗАНА ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: "ИСТИННО ВЕЛИКИ ТЕ, ЧЬЁ СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ ДЛЯ ВСЕХ."A)простое, двусоставное, осложнённое.
Б) сложное, союзное, состоит из двух простых.
B)сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, одно изкоторых односоставное
11.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАПЯТОЙ: "МЫ НЕ ПОМОМЕМ ЛЮДЯМ, ДЕЛАЯ ЗА НИХ ИХ РАБОТУ."Простое предложение, осложненное обособленным членом.Б)3апятая в сложном союзном предложении.
Простое предложение с однородными членами.