Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса по теме Наши пернатые друзья
МБОУ гимназия № 1 г. Липецка
Чикина Наталья Александровна, учитель биологии.
7 класс.
Наши пернатые друзья
Внеклассное мероприятие
Цели и задачи: расширять кругозор учащихся о птицах, воспитание бережного отношения к природе, развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: мольберты, листы бумаги, карандаши.
Оформление презентация, рисунки птиц
Место проведения: аудитория или актовый зал.
Вступительное слово учителя. Птицы. Кто они такие? Им посвящают свои картины художники, их воспевают поэты. Мы часто, говорим, птица счастья, поет как соловей. Птицы всегда рядом с человеком. На сухом биологическом языке:
« Птицы это высшие позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Все строение птиц, внешнее и внутреннее, приспособлено к полету», а что о птицах знаете вы? Приоткрыть тайну о птицах, узнать больше о птицах, еще больше полюбить птиц поможет нам сегодняшнее мероприятие (можно поставить презентацию о птицах).
Звучит музыка, голоса птиц, ведущий говорит о празднике.
Ведущий. Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания). Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах. Затем он пришел в Россию.
В мае 1924 года юннатами центральной биостанции юных натуралистов под Москвой было развешано несколько десятков дуплянок. А через год ребята провели первый официальный в стране День птиц, в котором принял участие В. В. Маяковский (его дача была неподалеку от биостанции). В 1927 году День птиц праздновала вся Москва, а в последующие годы - вся страна. В середине 30-х годов весенний праздник стал забываться, а 'в начале 50-х годов о нем заговорили вновь.
Хочется надеяться, что День птиц будет всегда веселым праздником. Сегодня День птиц мы отмечаем в нашей школе. Пройдет он в виде КВНа. Приветствуем команды. Жюри КВНа.
1. Конкурс приветствие.
Каждая команда должна приготовить название, девиз, костюмы, которые символизируют названию команды, газету (весят в актовом зале на стендах).
Например:
«Попугай».
Девиз: Попугай красив,
Попугай умен.
Попугаю всегда и во всем везет
«Императорские пингвины»
Девиз: Путь к победе очень труден,
Ну и нам не привыкать.
В самые лютые морозы
Мы привыкли выживать.
«Сорока»
Девиз: Непоседлива Сорока
Целый день все на ногах.
Знать ей нужно неприметно
Как идут у всех дела.
Конкурс « разминка»
Ведущий по очереди задает по 5 – 7 вопросы командам, которые тут же дают ответ, если команда затрудняется, то на вопрос могут ответить соперники. (По усмотрению учителя вопросы без ответов можно дать учащимся заранее, для самостоятельной подготовки).
Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
Какая птица выше всех летает? (Орел.)
Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.).
Какая птица в мире самая большая? (Страус.)
Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)
Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см.)
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? (У пингвинов.)
Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев.)
Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)
Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5м.)
Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями.)
Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
Гнездо, какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез.)
Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают? (Стрижи)
Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет)
Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (грачи, скворцы)
Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг? (ласточки)
Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой? (Оляпка)
Какая птица поет хвостом? (Бекас)
Она издает звуки, похожие на рев быка. (Выпь)
Эта крупная птица никогда не издает никаких звуков, очень молчалива. (Аист)
Этот ночной хищник смеется, как человек. (Филин)
Этих прекрасных птиц по традиции считают собственностью Елизаветы. (Лебеди)
На току самец этой небольшой птицы как бы повторяет: «Спать пора, спать пора!» (Перепел)
Яйца, каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовались как сосуды для вина (Яйца страуса)
Для средневековых рыцарей он был символом верности, для китайских живописцев пожеланием удачной карьеры. (Фазан)
Именно эта птица является частью музыкального инструмента. (Гриф)
Он близкий родственник воробья и выкладывает свое гнездо рыбьими костями (Зимородок)
Именно он стал символом добра и счастья. (Аист)
Жюри объявляет результаты конкурсов «Приветствие» и «Разминка»
3. Конкурс «Нарисуй обложку».
Ведущий. Мы продолжаем игру. Вам (членам команд) сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которой указано на карточке. Прошу капитанов команд выбрать карточку (могут быть другие книги)
1-я карточка: А.С. Пушкин Сказка о золотом петушке
2-я карточка: Курочка ряба (русская народная сказка)
3-я карточка Г_Х. Андерсен «Гадкий утенок».
4. Конкурс «Танец маленьких лебедей»
Ведущий Больших лебедей вы, конечно, видели, конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей. Лебеди: умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». (1 – 2 человек из команды, о конкурсе заранее предупреждается команда.)
.Команды предлагают свои варианты выполнения задания «Нарисуй обложку». Их творчество и мастерство оценивает жюри. Объявляются результаты конкурсов «Нарисуй обложку». «Танец маленьких лебедей»
5. Конкурс «Пословиц»
Ведущий. Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс - на лучшее знание пословиц. (Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц, карточки, могут быть одинаковые, могут разные).
·Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.
Воробей.2 Кулик. 3. Синица, 4. Журавль
Пословицы
Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
Ворон ворону глаза не выклюнет.
Гуси летят с Руси, а сороки в запором.
Далеко кулику до Петрова дня.
Ждала сова галку да выждала палку.
Журавль летит высоко, видит он далеко.
Журавль межи не знает и черед ступает.
Жаворонок к теплу, а зяблица к стуже.
Журавль летит с моря - убавит нам горя.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Гусь свинье не товарищ.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
За каждую названную пословицу команда получает один балл.
Ведущий. Я хочу рассказать вам, ребята, о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу - Красную книгу.
Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладкое, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано много видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они еще кое-где сохранились, их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчиво. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки черных страниц. Идея Красной книги спасти весь животный и растительный мир. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, надо наказывать. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса.
Звучит мелодия «Песенки о капитане» сл. В, Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского
6. Конкурс капитанов.
Ведущий. Вы, наверное, уже догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Прошу капитанов команд подойти и выбрать карточку с заданием. Капитанам предложено отгадать загадки: «Зоошутки» (рисунок птицы, у которой голова, ноги, крылья от разных птиц)
Жюри объявляет результаты конкурса знатоков пословиц. Проверка задания «Конкурс капитанов»
7. Конкурс «Домашнее задание. Басня»
Ведущий. В качестве домашнего задания командам было предложено инсценировать одну из басен И. А. Крылова, среди героев которой есть птицы. Давайте посмотрим предлагаемые варианты.
8. Конкурс «Как-то на лесной опушке»
Ведущий. На тему «Как-то на лесной опушке», учащие готовили творческие выступления об особенностях жизнедеятельности птиц и их значение в природе и жизни человека (выступления могут сопровождаться показом слайдов, рисунков и других материалов).
Жюри готовится объявить результаты конкурсов и итог игры
Ведущий загадывает загадки для зрителей.
Скажи ты мне, какой чудак
И днем, и ночью носит фрак. (Пингвин.)
Это старый наш знакомый.Он живет на крыше дома -Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый.Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.) -
Я весь день ловлю жуков,Ем букашек, червяков.Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Весь день рыбак в воде стоял,Мешок рыбешкой набивал.Закончил лов, забрал улов,Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан.)
Серенькая птичка,Птичка-невеличка,Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавль.)
Каждый год я к вам лечу -Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться
Два могучие крыла
У хозяина ... (орла).
Награждение команд
Приложение
Карточка № 1. «Нарисуй обложку»
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ
Карточка № 1. «Пословицы»
Воробей, кулик, синица, журавль, и другие птицы.
Карточка № 2. «Нарисуй обложку»
ГАДКИЙ УТЕНОК
Карточка № 2. «Пословицы»
Воробей, кулик, синица, журавль, и другие птицы.
Карточка № 3. «Нарисуй обложку»
КУРОЧКА РЯБА
Карточка № 3. «Пословицы»
Воробей, кулик, синица, журавль, и другие птицы.
Приложение
КВН. Наши пернатые друзья (для жюри)
Конкурсы
Команды
1. Визитка
2. Разминка
3. Нарисуй обложку
4. Танец
5. Пословицы
6. Капитанов
7. Басня.
8. Сообщения
ИТОГО
15