Разработка открытого урока по познанию мира: Наши пернатые друзья — птицы
Тема урока: «Наши пернатые друзья-птицы»
Цель: Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
Закрепить знания детей о птицах;
Развивать любознательность, фантазию, находчивость;
Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к птицам.
Тип урока: урок- пресс-конференция
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации птиц, макет кормушки, кластер.
Методы: рассказ, проблемно-поисковый, словесные, наглядные.Ход урока:
Орг. момент. Настрой на работу.
-Дети вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Начался уже урок?
-Хотите учиться?
-Значит можно всем садиться!!!
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории.
Хлопают все присутствующие
Только девочки
Только мальчики
Только взрослые
Только те, кто опаздывает на уроки
Только те, кто хорошо учится
Только те, у кого прекрасное настроение
Учитель: У всех прекрасное настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, гостям и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе!
Повторение:
Сейчас немножко повторим пройденный материал.
Я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в животных.
1 пара- паук и муха (насекомые)
2 пара-акула и рыба зебра (рыбы)
3 пара-клест и орел (птицы)
4 пара-волк и лиса (звери)
5 пара-змея и черепаха (пресмыкающиеся)
Кем вы стали? Найдите в классе пару, возьмитесь за руки, выйдете к доске. Охарактеризуйте свою пару, дайте общее название.
Учитель: Сегодня у нас урок пресс-конференция, а на какую тему вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла,
Прилит-плохи дела,
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
Сегодня мы поговорим о наших «пернатых» друзьях. А почему «пернатые»? В чем главное отличие от других животных? (перья)
Птиц на земле около 9000 видов. (слайд 1)(затем 2 слайд)На протяжении многих столетий человек наблюдает за птицами, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. О птицах очень много сложено легенд и песен. Есть птицы, которые стали символами, их обожествляли и им поклонялись.
На нашу конференцию приглашены орнитолог, ученый зоолог, профессор. Они интересуются жизнью и местом обитания птиц.
Сегодня мы поговорим о птицах и о том, что помогает им приспособиться к среде обитания.
- Какие у вас возникают ассоциации со словом птица? (воздух, небо, полет, крылья, перья, гнезда, яйца, клюв, птенцы, пение)Коллективная работа по составлению кластера. (ответы детей)
Общие признаки у птиц
Полёт пение клюв
365760031115002971800311150016002003111500
217170023495
птицы
00
птицы
3657600768350012573007683500крылья гнёзда
297180082550036576008255001600200825500
перья яйца птенцы
Учитель: По составленному кластеру видно, что объединяет всех птиц. Что вы уже знаете об этой группе животных?
Птицы бывают дикие-…….(домашние)
Перелетные-….(зимующие)
А более подробней о птицах нам сейчас расскажет орнитолог. Ребята, а вы знаете кто такой орнитолог? (человек, который занимается изучением птиц)
Орнитолог: Птицы-это удивительные существа. (слайд 3)Все тело у них покрыто перьями, дышат они легкими и выводят детенышей, откладывая яйца. У них есть клюв, но нет зубов. По величине птицы бывают разные. Есть птицы очень большие и крошечные. Самая большая птица-африканский страус. Высота страуса 2 метра 74 см(показ веревки). Самая маленькая, как бабочка или стрекоза- это колибри. Птица-муха-вес 1,6г, длина 5,7 см. Гигантский колибри- длина 21 см, вес 20г. (фасоль). Есть птицы которые летают выше облаков (орел), а есть такие, которые не могут летать(пингвины). Одни птицы живут в лесу, другие-в степи, третьи-на берегу моря, а есть такие за которыми ухаживает человек. Одни птицы вьют гнезда на верхушке дерева, другие в дупле, под крышей дома, в корнях деревьев.
Игра «Чье гнездо?» Какое из них лишнее? (осиное)
На дереве-воронаПод крышей-ласточкаВ траве-соловей, дрозд, тетерев, глухарь
В дупле-дятел, сова, галка, синица
На столбе-аистА по типу питания, на какие группы делятся все птицы? (хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные)(слайд 4)
Игра «Чем питаются птицы?»
Снегирь - зернышки, ягоды
Цапля-лягушка
Дятел - насекомые
Ласточка-комар
Клест - шишки
Кукушка-гусеница
Воробей - зернышки, ягоды
Сова-мышь
Орел-заяц
Ученый зоолог: «Каждая птица своим клювом сыта» -утверждает народная мудрость. Строение клюва птиц зависит от способа питания. Клюв бывает: хищный, водный, зерноядный и насекомоядный.
Клюв бывает не только у птиц, но еще и у животных.(ехидна и утконос)
(слайд 5)Утконос живет в Австралии. Вместо морды клюв похожий на утиный. Утконос-зверек водяной. Ловит раков, червей, улиток и водяных насекомых. Добычу за щеки прячет, а вылезет на берег-клювом ее кормит и ест.
(слайд6)В Австралии живет и другой зверек с клювом-ехидна. Только клюв у ехидны не утиный, а длинный и тонкий. На спине иглы, как у нашего ежа. Ехидны живут не в воде, а на суше-в лесах и кустарниках. Едят ехидны муравьев. Разроет ехидна своими ногтями муравейник, сунет в него длинный клейкий язык-насекомые его облепят, и ехидна втянет их вместе с языком в свой узкий клюв.
Сейчас я вам расскажу одну легенду про орлов.
Как воины Александра Македонского дошли до долины алмазов.
Заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросать вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к мясу, а прирученные орлы, летели вниз, хватали мясо и клали к ногам царя.
Игра «Чей клюв?»(слайд 7)
Учитель: Ребята, а вы сказки любите? Сейчас я вам предлагаю посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните названия сказок и мультфильмов.
1.Галчонок- «Простоквашино» (Э.Успенский)
2. «Гуси-лебеди»
3. «Гадкий утенок» (Андерсен)
4. «Попугай Кеша»
5. «Пингвины Мадагаскара»
6. «Винни-пух и все все все»
7. «Дюймовочка»
«Физьминутка»(слайд8)
Учитель называет разных птиц. Если он называет, что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чипсы и чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-плюшки
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
Учитель: К нам на урок пришли загадочные животные. (зоошутка)(слайд9-22)
Учитель: Какую пользу приносят птицы? Без птиц никогда не было бы хорошего урожая. Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. (слайд23)
(Учитель показывает 3 предмета - зеленый лук, синяя ткань, жестяная банка.) для чего я принесла эти предметы? Они отпугивают птиц, которые поедают плоды.
Учитель: А знаете ли вы?
А знаете ли вы, какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы? тем самым, чтобы найти там пищу, насекомых, личинок. (Скворец)
А знаете ли вы, какая самая «летающая птица»? Это черный стриж. Она может находится в воздухе 2-4 года не приземляясь. Спит, ест, пьет на лету.
А знаете ли вы, какую птицу называют самой старой? Сибирский белый журавль 82 года.
А знаете ли вы, какая птица самая быстрая? Ее так и называют птица-бегун, скорость 72 км/ч. Это африканский страус.
А знаете ли вы, что лебедь кликун летает выше всех? Они были замечены на высоте 8230 метров.
А знаете ли вы, что семья ласточек за лето уничтожает 1млн.насекомых вредителей.
А знаете ли вы, когда отмечают «Международный день птиц»?
Учитель:
«Международный День птиц» - экологический праздник, который отмечают ежегодно, 1 апреля. Впервые его праздновали в Париже 108 лет назад. В народном понятии это событие было связано с началом весны. (слайд 24-32) Одна из традиций этого дня, развешивать скворечники и другие домики для птиц. У нас с вами есть еще время подготовиться к встрече птиц. А это значит, что на уроках труда мы будем делать скворечники и кормушки для наших пернатых друзей.
Ассоциация сохранения биоразнообразия Казахстана в этот день проводит мероприятия, которые привлекают людей к защите птиц. Сохранив пернатых, человечество спасет и сосуществующих с птицами другие виды животных и растений. Только на Казахстан приходится 30 глобально угрожаемых видов птиц. Они находятся на охраняемой территории. В сеть охраняемых территорий входит 9 заповедников.(слайд24) (Устюртский, Барса-Кельмес, Наурзумский, Коргальжинский, Маркакольский, Алакольский, Каратауский, Алматинский, Аксу-Жабаглинский)
Чтобы узнать о птицах, которые находятся в каждом из заповедников мы отгадаем загадки.
1.Устюрский
Это розовая птица-
Водяная танцовщица
Всех птенцов своих тайком
Кормит птичьим молоком. (фламинго)
2. Барса-КельмесЭто кто стоит в болоте
На одной ноге в дремоте?
У кого на клюве капля?
Ну, конечно, это …(цапля)
3. НаурзумскийЭта птица любит море,
Жить привыкла на просторе,
В море синее нырнет-
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай-ка!
Знают все, что это…(чайка)
4. КоргальжинскийСтоит птица-рыболов
В клюве-весь его улов.
Клюв отвислый, как карман
Эта птица…(пеликан)
5. МаркакольскийПтица сверху налетает
И цыплят внизу хватает (ястреб)
6.Алакольский
Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает (филин)
Когда светло, прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю (филин)
Днем сидит он как слепой,
А лишь вечер-за разбой(филин)
7.Каратауский
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …(воробей) (каменный воробей)
8. АлматинскийЭто старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
9. Аксу-ЖабаглинскийНа скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина-…(орла)
Итог урока:
Учитель: Хотела бы закончить наш урок словами Паустовского: «Рыбе – вода, птице – воздух, а человеку нужна РОДИНА. Охранять природу - значит охранять природу.»А за вашу работу вам полагается приз: млекопитающим-молочные конфеты, насекомым-«Ромашка», рыбам-«Царство нептуна», а птицам-конфеты с орешками.