Авторский сценарий урока по русскому языку (3 курс, 2 часа) на тему: Сложносочиненное предложение (ССП). Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Лебедь В.А., преподаватель русского языка и литературы Адыгейского педагогического колледжа им. Х.Андрухаева,
г. Майкоп.

Авторский сценарий урока по русскому языку (3 курс, 2 часа) на тему: Сложносочиненное предложение (ССП). Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цель урока:
Повторить сведения о простом и сложном предложениях, полученных на I и II курсах;
Проследить роль интонации и сочинительных союзов для связи частей сложносочиненного предложения и для выражения смысловых отношений между ними;
Отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Оборудование: таблица 1 «Предложение»; таблица 2 «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»; учебник А.Земского, С.Крючкова, М.Светлаева «Русский язык» (В двух частях. Часть вторая. «Синтаксис»); мультимедийный проектор и экран.

Ход урока:

I. Лексико-орфографическая работа. Записываются слова, правописание которых не регулируется правилами, подбираются синонимы и антонимы, устно составляются предложения.
Галерея, дилетант, драма, драматургия, имитация, импонировать.
II. Повторение изученного о предложении (в форме фронтального опроса). Работа с таблицей 1. (см. Приложение 1)
III. Объяснение нового материала.

Основные группы ССП.
1) С соединительными союзами (и, да, ни, тоже, также).
Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский. заметил злобную улыбку на лице своего противника.
Перечисляются явления или действия, которые происходят одновременно или одно за другим.
Схема: [ ], и [ ].

2) С противительными союзами (а, но, да, же, зато, однако, только).
Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.
Одно явление противопоставляется другому.
Схема: [ ], зато [ ].

3) С разделительными союзами (или, либо; то,то; не то, не то).
То солнце тусклое блестит,
То туча черная висит.
Указывает на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких.
Схема: То [ ], то [ ].


Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1) Калинин с досадой отворачивался, а Хорь заливался смехом
Между частями ССП ставится запятая.
Схема: [ ], а [ ].

2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на 2 прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне.
Если °части ССП значительно распространены, то между ними ставится точка с запятой.
Схема: [ ]; но [ ].

3) Она взглянула на меня – и ее темные веки закрылись снова.
Прислушаешься – и как будто нет ничего.
Тире ставится в тех случаях, когда вторая часть обозначает неожиданный вывод или быструю смену событий.
Схема: [ ] – и [ ].


Запятая не ставится в ССП:
Если части ССП имеют общий второстепенный член. (В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль).
Между двумя назывными предложениями. (Прогулка в лесу и катанье на лодке).
Между двумя безличными предложениями. (Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки).
Между двумя вопросительными предложениями. (Который теперь час и сколько осталось до отхода поезда?).
IV. Закрепление
Работа с книгой (§§ 91,92).
Тренировочные упражнения.
a) Заменить ССП простым предложением с однородными членами; простым предложением с деепричастными оборотами:
1. Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. 2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3. Ребята пришли в спортзал, и началась тренировка. 4. Актив группы сумел наладить работы с отстающими, и успеваемость значительно повысилась.
b) Из данных предложений образовать сложные, использовать союзы а, но, и, однако. Подчеркните главные члены.
1. Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго. 2. Недавно прошел дождь. Дорога уже сухая. 3. Молния блестела почти беспрерывно. От раскатов грома дрожали стекла.4. Все небо заволокло тучами. Пошел мелкий дождь.
с) К данным предложениям присоединить простое, образуя таким образом сложное предложение, указать вид присоединенного предложения.
1. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству, сестренку 2. На вечерних улицах вспыхнули бесчисленные ракеты 3. серое небо висит над городом. 4. город опустел. 5. Ярко светятся окна нового театра...
3) Работа с текстом, текст проецируется на экран (см. Приложение 2).
4) Самостоятельная работа. Тест (см. Приложение 3).
V. Домашнее задание. §§ 86-92, упр. 127, 5 примеров ССП из художествен-ной литературы.