Образовательная программа «Военная история»







Образовательная программа
Дополнительного образования детей
«Военная история»






Возраст учащихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 5 лет






Программу составила учитель истории и обществознания:
Пичугина Лариса Вениаминовна





















г. Новый Уренгой
2015г.





Пояснительная записка
Программа носит военно-патриотическую направленность. История России неразрывно связана с историей русских кадетских корпусов. На протяжении почти 300-летней истории воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли славу и гордость русского народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. Кадетские корпуса не только доказали на практике свою жизнеспособность, но и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей духу патриотизма и преданности Родине.
В связи с появлением в общеобразовательных школах кадетских классов, возникает необходимость введения новых дисциплин, таких как военная история. Главная цель образовательной программы – патриотическое воспитание учащихся. Настоящая программа ставит перед собой следующие цели: - образовательная – актуализировать, систематизировать знания материала по истории российской цивилизации, но в то же время вывести на новую ступеньку знаний путем поставленной на уроке проблемы; - развивающая – развитие дедуктивного логического мышления, умения выстраивать причинно - следственные связи, умения аргументировать, развитие навыков восприятия условного в искусстве; - воспитательная – воспитание интереса к прошлому,  к его самостоятельному исследованию, урок через знание прошлого помогает лучше понять настоящее.
Поставленные цели могут быть реализованы с помощью следующих задач: - основная задача курса «Военная история для кадетского образования в России» - прививание любви и интереса к истории Отечества, и воспитание граждан своей Родины, готовых отдать все свои силы и знания на гражданском или военном поприще во имя будущего России; - рассматривать историю не обособленно, а в органическом единстве и взаимосвязи с другими сторонами общественной жизни, что поможет формированию гражданского облика, и воспитанию творческой, самостоятельной личности; - формировать собственное мнение учащихся, основанного на полученных знаниях, что является одним из приоритетных направлений военно – патриотического воспитания.
Данная программа является адаптированной, составленной на основе следующих методических пособий:
Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. - М.: Вече, 2005.- 416с.
Военная быль: О Доблести, Добре и Красоте. Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов.- М., 2000.- 399с.
Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. - М., 2001. -231с.
Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах./ Под редакцией- Е. Исакова- М., 2003.-509с.
5. Краснов В.Г., Дайнес В. М. «Военная история» - М., 2003 г - 544с.
6. Кацва Л.А. «История России» - М.; 2004 .- 320с.
7. Меньшов В.М. Российские кадеты./ Под редакцией - И.Н. Богданова. - Мурманск, 2003.

Содержание рабочей программы
Программа предусматривает примерное усложнение работы от первого года обучения ко второму и т.д., и состоит из 11 разделов, и предусматривает систематическое и последовательное обучение с закреплением (с учетом возрастных особенностей учащихся);
1 раздел. Типы армий. В данном разделе описываются типы государства, которые определяют исторически тип армий: система комплектования Вооруженных.
2 раздел. Вооружение армий; объясняется, как изменялось вооружение армии. Процесс развития военного дела с древнейших времен.
3 раздел. Сражения и битвы. Тысячелетняя история России неотделима от славного пути её вооруженных сил. В данном разделе дается анализ причин войны, её целей.
4 раздел. История флота в России. В разделе прослеживается, насколько история отечественного флота неотделима от героической истории нашей великой Родины.
5 раздел. История казачества. Казачество, социально-этническая и историческая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель в XIV веке, ставшая впоследствии в России военным сословием. История нашего края неразрывно связана с историей казачества.
6 раздел. Дни воинской славы России. Установленные законом Дней Воинской славы России – это история России в воинской славе, в неиссякаемом духовном источнике патриотизма русского народа – его защитников.
7 раздел. Полководцы и флотоводцы России. Победы в сражении, выигранная военная компания, во многом связаны с именем военачальника. Народ помнит, и будет всегда помнить своих славных сынов, которые заботились о благе России, забывая о себе. Биографии этих людей служат делу воспитания подрастающего поколения.
8 раздел. История кадетского движения. Особенности процесса обучения и образования кадетских заведений XXI века, своеобразие традиций в современных кадетских корпусах России, на традициях русских кадетских корпусов.
9 раздел. Жизнь в обществе. О человеке и гражданине. Всё должно быть подчинено интересам гражданина.
10 раздел. Российская федерация: Конституция. Воинские уставы.
11 раздел. Знаки отличия: Наградные знаки. Российская геральдика.

Программа разделена на отдельные тематические разделы, которые перекликаются между собой: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, не возможно рассказывать о героической битве и защите, не упоминая имён тех людей, которые участвовали в этом сражении.
На занятиях применяются различные формы уроков: это групповая работа; урок-конференция, дискуссия, диспут; урок- аукцион идей, игровое занятие, подготовка ответов на поставленные к тексту вопросы, инсценировка отдельных отрывков, составление и работа с кроссвордами, просмотр видеофильмов и обсуждение их.
Возраст учащихся, задействованных в реализации данной дополнительной образовательной программы – 10 – 17 лет, ученики 5,6, 7, 10, 11 классов.
Сроки реализации 5 лет. Учащиеся 5, 6, 7, 10, классов занятия 2 часа в неделю – всего 72 часа в год, 11 класс занятия 1 час в неделю – всего 34 часа в год.

У кадетского образования большое будущее, поскольку оно выполняет функции духовного наставника и нравственного воспитателя. Именно героические страницы истории России дают широкие возможности в деле патриотического воспитания молодежи, воспитание любви и интереса к отечеству. При успешной реализации данной учебной программы ожидается повышение образовательного и нравственного – патриотического уровня, что особенно актуально в условиях возрождения былых, славных традиций России.
Формы подведения итогов реализации программы могут быть различны:
Это могут быть как индивидуальны вопросы, так и коллективная форма опроса усвоенного материала, построенная в виде соревнований, викторин и ролевых игр. Каждый из этих методов имеет свои положительные стороны. Так при индивидуальном общении имеется возможность более глубоко и тщательно выяснить степень освоенности учебного материала учащимся. Но в тоже время в процессе групповых игр, викторин появляется дополнительный стимул в виде заинтересованности и элементов соревновательности, что позволяет включить в работу и раскрыть потенциал более инертных учеников.
Таким образом, наиболее эффективным методом является комбинирование всех этих форм опроса применительно непосредственно к данной ситуации.


Учебно-тематический план 1год обучения (11класс)


Наименование разделов
Кол-во часов



Всего
Теор.
Практ.

1.
Жизнь в обществе
2
1
1

2.
Дни воинской славы
8
1

6

3.
Сражения и битвы
6

5

4.
Полководцы и флотоводцы
6
1

5

5.
История флота
5

4

6.
Вооружение армии
3
1
2

7.
Российская федерация
3
1
2

8.
История кадетского движения
3
1
2


Всего
34
6
29


Учебно-тематический план 1год обучения (10класс)


Наименование разделов
Кол-во часов



Всего
Теор.
Практ.

1.
Типы армий
4
1
3

2.
Знаки отличия.
10
2
8

3.
Вооружение армии
8
2
6

4.
Сражения и битвы
12
2
10

5.
История флота
10
2
8

6.
Дни воинской славы
10
1
9

7.
Полководцы и флотоводцы
7
1
6

8.
История казачества
5
1
4

9.
Жизнь в обществе
2
1
1

10.
История кадетского движения
4
1
3


Всего
72
14
58




Учебно-тематический план 1год обучения (7класс)


Наименование разделов
Кол-во часов



Всего
Теор.
Практ.

1.
Типы армий
4
1
3

2.
Сражения и битвы
10
2
8

3.
Дни воинской славы России
8
2
6

4.
Вооружение армии
12
3
9

5.
История флота
10
2
8

6.
Полководцы и флотоводцы
10
1
9

7.
Знаки отличия
7
1
6

8.
История кадетского движения
5
1
4

9.
История казачества
6
1
4


Всего
72
14
58


Учебно-тематический план 1год обучения (6класс)


Наименование разделов
Кол-во часов



Всего
Теор.
Практ.

1.
Типы армий
6
1
4

2.
Вооружение армии
12
2
10

3.
Сражения и битвы
15
2
13

4.
Дни воинской славы
12
2
10

5.
Знаки отличия
10
2
8

6.
История флота
5
2
3

7.
Полководцы и флотоводцы
5
2
3

8.
Жизнь в обществе
5
1
4


Всего
72
14
58


Учебно-тематический план 1год обучения (5класс)


Наименование разделов
Кол-во часов



Всего
Теор.
Практ.

1.
Типы армий
6
1
5

2.
Вооружение армии
12
2
10

3.
Сражения и битвы
15
3
12

4.
История флота
12
2
10

5.
Полководцы и флотоводцы
15
3
12

6.
Жизнь в обществе
5
1
4

7.
История кадетского движения
5
1
5


Всего
72
14
58



Список литературы
Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. - М.: Вече, 2000.- 416с.
Военная быль: О Доблести, Добре и Красоте. Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов.- М., 2000.- 399с.
Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России.// ОБЖ.-2-2001.
Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах./ Под редакцией- Е. Исакова,- 2003-М.,-509с.
Кадеты Красноярья: Инструктивно- методические материалы по организации управления кадетской школой-интернатом. Женской гимназией. Красноярск.2000. Выпуск1-83с.
Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 1999 66-67.
Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 2003,74.
Кадетская перекличка. Периодический журнал Объединения Кадетских Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Йорк, США, 2001,70-71.
Лебедь А.И. за державу обидно...- Красноярск, « Честь и Родина», 2004.-544с.
П.Лесков Н.С. Повести. Рассказы.- М, 2002.- 448с.
Миронов В.Н. Кадеты Красноярья: Концептуально- методические материалы по организации кадетского и женского образования.-Красноярск, 2002.- 100с.
Меньшов В.М. Российские кадеты./ Под редакцией - И.Н. Богданова, вступ.ст. Г.В. Атласова. Мурманск, 2000.-336с.

15