«Распространённые и нераспространённые предложения». Конспект урока по русскому языку в 5 классе учитель русского языка и литературы Агафонова Марина Сергеевна. Базовый учебник: Русский язык. 5 клас
«Распространённые и нераспространённые предложения».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
учитель русского языка и литературы
Агафонова Марина Сергеевна.
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 г. Часть 2.
Тема урока: «Распространённые и нераспространённые предложения».
Цель: Усвоение учебного материала, гласящего о том, что второстепенные члены распространяют, дополняют и уточняют главные члены предложения, а следовательно их наличие превращает предложение в распространённое.
Задачи: личностные: уважение к личности и ее достоинствам, ориентация в системе моральных норм и ценностей. При приведении примеров предложений, помним о нормах этики и нравственности.
Коммуникативные: адекватно используем речевые средства для решения различных коммуникативных задач, работаем в паре – устанавливаем дружеские, но одновременно и деловые отношения.
Познавательные: проводим наблюдение под руководством учителя, даем определение понятиям. Сопоставляем новые знания с уже имеющимися.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, колонки, аудиоприложение к учебнику, экран. Классная доска, учебник.
Понятия: предложения могут быть распространённые и нераспространённые.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование коммуникативной компетенции; освоение социальных норм и правил поведения. Ведется диалог учителя с классом, в котором принимает участие каждый ученик. Моя задача, как учителя, привить у ребят уважение к мнению своих одноклассников, быть выдержанными и любознательными.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели, ставить для себя новые задачи; умение делать выводы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: освоение понятий распространенного и нераспространённого предложения. Формирование стойкого умения не только различать предложения , но и грамотно обосновывать свое мнение.
Структура и ход урока:
Организационный момент
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, фиксируют отсутствующих
Проверка домашнего задания. Анализ его выполнения. Выборочная проверка тетрадей.
Повторение ранее изученного.
Мы знаем, что предложение - языковая единица, которая служит для чего?
Предложение имеет грамматическую основу. Что это такое? (ученики рассказывают наизусть правило на стр.25)
Как различаются предложения по цели высказывания? (стр. 26-27 правила)
Объяснение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Вспомним, какие мы знаем второстепенные члены предложения и как они подчеркиваются.
Запись на доске:
Веселый праздник состоялся в гимназии этой зимой.Веселый(определение-волнистой линией, праздник –подлежащее –одной чертой, в гимназии-обстоятельство –точка –тире,этой-определение –волнистой чертой, зимой-дополнение –существительное в косвенном падеже-пунктиром).
Основа этого предложения – праздник состоялся. Все остальные члены предложения - второстепенные. Если предложение, помимо основы имеет хотя бы один второстепенный член, оно называется распространённым.
Закрепление темы урока.
Выполним упр. 26 из учебника, стр. 29.Работа в паре. Найдите «третье лишнее».(Жил…..), (Начнутся…..), (Мы много….).
Физ.пауза. Встаем, наклоны в разные стороны, поднимаем руки, опускаем их и так поочередно по 5 раз. Вращательные упражнения головой и кистями рук.(по 5 раз).
Рассмотрим схему на стр .29. И прочитаем правило на стр30. Выделим простым карандашом важные моменты для заучивания наизусть.
Работа на доске и в тетрадях.Упр 28, стр.30.Вечером я люблю читать интересную книгу.
Выборочная проверка тетрадей и оценивание.
Итог.
Какова тема нашего урока?
Какие задания вам легко удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать?
Какие предложения мы называем распространёнными, а какие нераспространёнными?
Рефлексия. Хлопните в ладоши те, у кого все сегодня получалось очень хорошо. Встаньте, кто часто ошибался и что-то не понимал. Обхватите голову двумя руками те, кому было неинтересно. Похлопайте долго те, кому понравился урок.
Дом зад упр. 27 стр. 30(1,3).правила на стр. 29-30 наизусть.