Сложность взаимоотношений Пушкина и Карамзина


Тема исследовательской работы
Сложность взаимоотношений
Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина


Тезисы
Тема представленной работы – «Сложность взаимоотношений Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина».
Цель исследования: определить причины сложности взаимоотношений Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
подробно изучить биографии писателей;
определить сакральность цифр в датах рождения Пушкина и Карамзина, их взаимосвязь;
определить даты встреч писателей;
изучить отношение Пушкина к Карамзину и отношение Карамзина к Пушкину;
найти в биографиях и творческих путях великих людей моменты взаимопонимания.
Объектом исследования являются взаимоотношения Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина.
Предметом исследования являются произведения писателей, выражающие отношения друг к другу и к произведениям.
Приложением к работе таблица.
Содержание
Введение ……………………………………………………………..4 стр.
Сакральность в датах рождения. ………………………………...4 – 5 стр.
Взаимоотношения А.С.Пушкина И Н.М.Карамзина………… 5 - 7 стр.
Разногласия во взаимоотношениях………………………………7 - 8 стр.
Заключение ………………………………………………………….9 стр.
Список использованной литературы ………………………………10 стр.
Введение.

Николай Михайлович Карамзин и Александр Сергеевич Пушкин. Два великих деятеля современности. Как оказалось, их пути пересекались, их мнения расходились. Их творчество восхищало и восхищает ни одно поколение. Заинтересованность к изучению сравнительной характеристики А.С.Пушкина и Н.М.Карамзина возникла после прочтения статьи в женском популярном журнале «Веста», где речь шла об интриге А.С.Пушкина. Она и стала отправной точкой к детальному изучению мест и времени встреч писателей.
Начнем с рождения. Николай Карамзин родился в Симбирской губернии 1 декабря 1766 года, в небогатой дворянской семье образованных и просвещенных родителей. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.
Сакральность в датах рождения.
Еще Гете говорил: "Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир". Девять - число, имеющее много измерений, это представление начала и конца жизненного пути человека. Это образ неба, Бога, космоса, души. Если положить под увеличительное стекло запись числа 3, можно увидеть число 9. Это -  усиленное значение единства прошлого, настоящего и будущего. Число 9, будучи символом таинства и посвящения, как бы его не пытались изучить, проанализировать и систематизировать, никогда не будет разгадано до конца...
В дате - шестерка. Это число содержит в себе все положительные представления, связанные с искусством, красотой и гармонией. Несет потребность любви и по-настоящему глубокой связи с другим человеком, опирающейся на взаимное понимание, принятие и уважение. Шестерка связана с чувством долга и ответственностью по отношению к семье и обществу. Она несет в себе надежду на спокойную и безопасную человеческую жизнь, благодаря пониманию и исполнению обязанностей и приятию себя в качестве существа духовного.
Шестерка символизирует труд и связана с любыми действиями, требующими точности, аккуратности и добросовестности.
Цифра «три» рождает великое множество. Поэтому тройки - это родовой потенциал, творческая креативность, оригинальность. Три - число Триглава (Род Всевышний, Сварог, Лада), Вселенной, которая наполнена тремя состояниями Рода Всебога: создание, сохранение, разрушение. Число начального формирования идеи, явления, события. Девять - число Рода Всевышнего в лике Бога Трояна, означает присутствие принципа Триглава во всех трех мирах. Числа «шесть» и «девять» делятся на «три». Оба числа присутствуют в датах рождения А.С.Пушкина и Н.М.Карамзина. И это не случайно. Ведь цифры символичные, несущие некое таинство, как и сами великие люди.
Взаимоотношения А.С.Пушкина И Н.М.Карамзина.
-1752603619500
Знакомство Пушкина с Н. М. Карамзиным произошло в Царскосельском Лицее 25 марта 1816 года. С этого времени берут свое начало долгие и серьезные беседы молодого поэта с пятидесятилетним историографом. Пушкин очень дорожил дружелюбным вниманием Карамзина, и, несмотря на большую разницу в возрасте, в общественном положении, в убеждениях, историограф и молодой поэт общались довольно близко. Ко времени рождения Пушкина Николай Михайлович был уже известным писателем, автором «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника», трудился над «Историей государства Российского».
Летом 1816 года Пушкин зачастил к Карамзиным. Его влекло к ним как магнитом. Он прибегал после занятий в Лицее. Николай Михайлович и Екатерина Андреевна встречали его радушно, дети уже ждали его: ведь с его приходом начинались возня, веселые игры, шалости. Пушкин искренне полюбил и самого Карамзина, и все его семейство. Домашние беседы и прогулки с историком по Царскому Селу дали Пушкину не меньше, нежели учеба в лицее.
Молодой Пушкин не оставляет без внимания жену Николая Михайловича –
Екатерину Андреевну. Почти на двадцать лет она старше Пушкина. Но несмотря на это Александр испытывает чувство влюбленности, оставившее след на всю жизнь.
Начавшись в Царском Селе, знакомство Пушкина с Карамзиным продолжалось в Петербурге. Пушкин часто и запросто приходил к Карамзиным, назначал у них свидание Жуковскому:
Скажи, не будешь ли сегодня
С Карамзиным, с Карамзиной? –
На всякий случай – ожидаю,
Тронися просьбою моей…
И вновь он увидел ее жену Карамзина. Пушкин влюбился и со свойственной ему непосредственностью написал ей письмо с объяснением в любви. Екатерина Андреевна показала письмо мужу, и они оба смеялись, а потом вместе отчитывали незадачливого влюбленного.
Карамзин имел шумный успех. Писал стихи, повести. Начал создавать «Историю…» Пушкин с большим интересом относился к историческим занятиям Карамзина.
Он внимательно слушал, когда Николай Михайлович по просьбе друзей читал отрывки из своей «Истории…». «Это была история его родины, воссозданная талантливым пером писателя. Пушкин впитывал все – старинные названия предметов, имена, подробности быта того далекого времени. Он давно мечтал написать поэму-сказку. И может быть, здесь, в «кавалерском домике», слушая размеренное чтение Николая Михайловича, впервые подумал о «Руслане и Людмиле». Он начал эту поэму здесь, в Лицее, а имя Черномора – злого волшебника – взял из «Ильи-богатыря» Карамзина. Оценивая труд Карамзина, Пушкин в статье «История русского народа» отметил: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном знании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным». Он посвятил Карамзину поэму «Борис Годунов» и подарил ему книгу с автографом: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоволением посвящаю. А.С. Пушкин».
Николай Михайлович знакомится с поэзией А.С. Пушкина в начале 1815 года. Карамзин рассказывал в письме Вяземскому, что у них бывают воспитанники Лицея Пушкин и Ломоносов и «смешат своим добрым простосердечием. Пушкин остроумен».
Разногласия во взаимоотношениях.
Казалось бы, два гениальных человека нашли общий язык, их многое связывает, но, знакомясь подробнее с биографией Пушкина и Карамзина, недоумеваешь: что стало причиной разногласий?
Нахожу исторические факты.
А.М.Карамзин об А.С.ПушкинеА.С.Пушкин о Н.М. Карамзине
Еще совсем недавно он радовался Пушкину, но с некоторых пор – он сам это чувствовал – в его отношении к юноше появился холодок. «Талант действительно прекрасный, жаль, что нет устройства и мира в душе, а в голове – ни малейшего благоразумия».
Пушкин раздражал его. Все в нем было через край: ум, талант, веселость, безрассудство. И при этом вольномыслие. Пушкин не понимал, как мог выдающийся писатель оставить литературу и «постричься в историки»… Он не утерпел и сочинил на Карамзина эпиграмму:
«Послушайте: я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород и Царство Золотое,
А может быть, про Грозного царя…»
- И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам «Илью-богатыря».
Они часто спорили.
-Не требую ни конституции, ни представителей, но по чувствам останусь республиканцем и верным подданным царя русского.
-Никто, даже злейшие враги мои,.. не говорили подобного. Вы мой клеветник хуже Голенищева - Кутузова.
- Итак, вы рабство предпочитаете свободе?
«Вчера маленький Пушкин (Лев Сергеевич) читал нам наизусть цыганскую поэмку брата и нечто из Онегина; живо, остроумно, но не совсем зрело. От Пушкина к Байрону: его Дон-Жуан выпал у меня из рук. Что за мерзость! И даже сколько глупостей!» В его Истории изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Пушкин уважал Николая Михайловича как известного историка и неплохого писателя, но разошелся с ним в политических взглядах.
Возможно, причиной разногласий стало ухаживание молодого поэта за Екатериной Андреевной. Когда он приходил к Карамзиным, ему было необыкновенно приятно видеть Екатерину Андреевну, следить, как она неторопливо, плавными движениями разливала чай детям, как улыбалась ему. Пушкин перестал ходить в казармы к гусарам, забыл о других увлечениях. Читал Карамзиной свои стихи. В это время Карамзин сидел поодаль и слегка кивал. А когда прочитал любовное письмо, адресованное жене, от Пушкина, язвительно произнес: «Милостивый государь! Недостойно порядочному человеку замужней даме отсылать подобное послание. Тем более в ваши годы!» Вот тогда-то невидимая трещина пролегла между ним и Николаем Михайловичем.
 
Может быть, Николай Михайлович привык к тому, что все окружающие отзывались о нем почти с благоговением. Пушкин же смело высказывал свои мысли в адрес историка. Бывали моменты, что «сухое лицо Карамзина с глубокими складками у губ покрылось красными пятнами».
Заключение.
-25146020002500Несмотря на упреки в адрес Н.М. Карамзина, А.С. Пушкин понимал, что создание «Истории государства Российского» сравнимо с подвигом. Создавая «Историю Пугачева», работая над «Историей Петра I», Пушкин осознавал себя преемником Карамзина, чьей «священной для россиян памяти» посвящен и «Борис Годунов». Пушкин писал: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России». Когда в Симбирске сооружался памятник Н.М. Карамзину, Пушкин внес 25 рублей на его устройство».
Да и сам Н.М. Карамзин принял самое деятельное участие в смягчении участи Пушкина, которому в 1820 г. угрожали Соловки или Сибирь. В апреле 1820 года историк писал поэту и министру И. И. Дмитриеву в Москву: «А над здешним поэтом Пушкиным если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменами либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей, и проч. и проч. Это узнала полиция. Опасаются следствий. Хотя я уже давно, истощив все способы образумить эту беспутную голову, предал несчастного Року и Немезиде; однако ж, из жалости к таланту, замолвил слово, взяв с него обещание уняться. Не знаю, что будет».17 мая 1820 г. Карамзин пишет Вяземскому: «Пушкин, быв несколько дней совсем не в пиитическом страхе от своих стихов на свободу и некоторых эпиграмм, дал мне слово уняться и благополучно поехал в Крым месяцев на пять. Если Пушкин и теперь не исправится, то будет чертом еще до отбытия своего в ад». В 1826 году Карамзин обращается к новому императору Николаю Павловичу с последней просьбой — вернуть Пушкина. Карамзин обладал такой умственной властью и авторитетом, что отказать ему было нельзя.
Пушкин и Карамзин. Они часто встречались, бывали на балах, проводимых царем. И как истинные патриоты своего государства, принимали активное участие в декабристском восстании.
Несмотря на сложности взаимоотношений Пушкина и Карамзина, убеждаешься, что история подарила не только России, но и всему миру два великих имени, историк Н.М. Карамзин навсегда останется для нас учителем и духовным отцом поэта А.С. Пушкина.
Список использованной литературы:
1. Рожанковская, И.И. Судьба одного семейства. Карамзины, Вяземские / И.И. Рожанковская.- Санкт- Петербург: Издательство «Пушкинского фонда», 2008.
2. Эйдельман, Н. Сказать всё…: [А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин] / Н. Эйдельман // Прометей: Историко-биографический альманах серии (Жизнь замечательных людей )/ составитель В.Лавров.-Т.14.- Москва: Молодая гвардия.
3. Академия наук СССР, институт русской литературы. Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 годах, Москва, 1960.
4. Интернет-ресурсы. Википедия. Сакральность цифр 3,6,9.