Конспект урока на тему Умножение и деление алгебраических дробей, возведение дробей в степень» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
по теме:
«Умножение и деление алгебраических дробей,
возведение дробей в степень»
Брем Татьяна Николаевна
Учитель математики
8 класс
IV квартал, 2015год
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог Брем Татьяна Николаевна
Город, район с. Гальбштадт, Немецкий национальный район
Образовательное учреждение МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
Предмет (или должность) учитель математики
Класс 8
Тема урока «Умножение и деление алгебраических дробей, возведение дробей в степень»
Характеристика класса: в классе 27 учащихся, их них на «5» - 2 учащихся, на «4» - 12 учащихся, качество обученности по математике 51%. Класс занимается по учебнику Алгебра 8 класс под редакцией Ю.М. Макарычева, Н.Г. Миндюк, и др. изд. «Просвещение». Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Power Point», карточки для самостоятельной и индивидуальной работы.
Цели урока:
Образовательные:
совершенствовать навыки действий с алгебраическими дробями; углублять знания по теме через решение более сложных заданий на сокращение дробей и выполнение действий с алгебраическими дробями; проверить знания и умения учащихся по данной теме на базовом уровне.
Развивающие: развивать логическое мышление; математическую речь, внимание, умения систематизировать и применять полученные знания, умение анализировать свою работу и работу одноклассников.
Воспитательные:
поддерживать интерес к предмету, воспитывать навыки учебного труда, формировать потребности к приобретению знаний, воспитывать чувство сопереживания успехом и неудачам своих товарищей.
Формы работы учащихся - фронтальная беседа, устный счет, индивидуальная работа, разноуровневая самостоятельная работа.
Для оптимизации времени урока весь материал представлен в виде презентации «Power Point» (Приложение 1)
Задания для устного счета и проверка осуществляется помощью презентации для интерактивной доски Smart Notebook.
1.Организационный момент.
Постановка цели учителе, мотивация к учебной деятельности. Приветствие, проверка готовности учащихся к деятельности. Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим последний урок по теме «Умножение и деление алгебраических дробей и возведение дробей в степень», цель нашего урока совершенствовать навыки действий с алгебраическими дробями; рассмотреть более сложные задания на сокращение дробей и выполнить действия с алгебраическими дробями.
Данный этап совмещен с эталоном целеполагания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Учащиеся слушают учителя, формулируют цели, которые они ставят перед собой, придя на урок.
Учащиеся проводят самооценку с помощью лестницы успехов и записывают цели, которые ставят перед собой.
Урок начинается со стихотворения:
«Умножение есть мучение, деление – столь же противно, тройное правило наводит досаду, а дроби сводят с ума»
Просит ребят сформулировать цели, которые они ставят перед собой, придя на урок. Предлагается открыть тетради и записать дату, классную работу и тему урока «Умножение и деление дробей, возведение дробей в степень
«Я думаю, что мы сегодня на уроке плодотворно поработаем с дробями, закрепим ранее полученные знания и с хорошим настроением закончим урок».
Учитель предлагает учащимся самостоятельно оценить уровень свих знаний по данной теме, с помощью лестницы успехов и записать цели урока
«У вас на партах лежат листочки с изображением смайликов и лестница, я предлагаю вам выбрать смайлика соответствующего вашему настроению на начало урока и поставить его на первую ступень».
Ожидаемые цели учащихся:
- научиться выполнять различные действия с дробями;
- применить полученные знания при решении примеров;
- закрепить полученные навыки при выполнении умножения и деления дробей.
2. Выявление знаний, умений и навыков по теме, проверка уровня сформированности у учащихся предметных компетенций.
На данном этапе происходит выявление за короткий промежуток времени уровня знаний большинства учащихся по теме. Кроме того, выявляются и фиксируются типичные ошибки в усвоении материала.
Далее следует решение заданий, закрепляющих правила умножения и деления алгебраических дробей, возведения в степень алгебраической дроби, разложения многочлена на множители, сокращение дробей.
В ходе проверки выполнения домашнего задания происходит актуализация опорных знаний учащихся. Устная работа позволяет определить затруднения учащихся и мобильно их откорректировать. Для высокомотивированных учащихся предлагается работа по карточкам с более сложными заданиями.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Обучающиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы.
Ученики устно решают примеры, и проговаривают ответы, используя математические термины.
Учащиеся вместе с учителем подробно разбирают примеры с алгебраическими дробями. Объяснение учениками решения заданий у доски.
Учитель проверяет домашнее задание, используя ответы, записанные на доске.
Прежде чем перейти к решению более сложных заданий, учитель предлагает сначала повторить ранее изученный материал при выполнении устного счета:
1) Разложить на множители:
А) 3х-9
Б) m2-4d2
B) x2-14x+49
Г) х2+6х+9
2) Сократить дробь:
А)
Б)
В)
3) Выполните действия:
Ответ:
2) №153(б) Сборника задач
Ответ:
3) №154(а), 156 (б) Сборника задач
Ответы учащихся:
=3(х-3);
=(m-2d)(m+2d);
=(x-7)2;
=(х+3)2.
3
Решение сложных заданий
3. Физическая минутка
Используется упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ребята закрывают глаза и расслабляются.
Учитель: «Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить». Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряжение
И становится понятно – расслабление приятно!
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Проверка знаний, умений учащихся; применение изученных правил, при выполнении логических задач.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Анализ полученных ответов и решений.
Двое учащиеся выходят к доске и выполняют задание.
“Мечтать - легко и приятно, но думать трудно. Умственный труд едва ли не самый тяжёлый труд для человека” К. Д. Ушинский
А теперь, чтобы настроиться на работу, предлагаю вам решить следующие логические задачи:
1)
Замените знак вопроса.
Исключите лишнюю пару чисел: (5;-1), (-2;7), (-4;-2), (2;4), (3;5)
Ответы учащихся:
(-4;-2)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Для проверки уровня освоения нового материала учащимся предлагается разноуровневая самостоятельная работа. Данная форма работы позволяет не только определить уровни усвоения знаний, но и позволит развивать умение работать самостоятельно. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности заданий, что мотивирует на освоение более сложного материала, формирование потребности к изучению нового материала. Оценка и самооценка осуществляется с помощью таблицы (приложение 2). Такой вид подведения итогов позволяет развивать у обучающихся умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Выбор обучающимися карточки с заданиями (3 уровня) и решение заданий данного уровня.
Чтобы проверить ваши умения и навыки по данной теме проведем разноуровневую самостоятельную работу.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Работа на оценку «3». Упростите выражение:
Работа на оценку «4». Упростите выражение:
Работа на оценку «5». Упростите выражение:
Работа по карточкам.
Карточка №1.
Выполните действия:
Карточка №2.
Выполните действия:
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Определение домашнего задания, развитие творческих способностей учащихся. Домашнее задание дается на базовом и углубленном уровне. Задания базового уровня для всех, углубленного – по желанию. Второй тип заданий способствует развитию творческих способностей учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Домашнее задание записывается в дневник.
Домашнее задание состоит из двух частей: обязательной и «творческой» (задание *). Вторую часть советую попробовать сделать всем, попытайтесь решить ее, или наметить способы решения, для обсуждения на следующем уроке.
Выполнить действия:
1. Базовый уровень
2. * Углубленный уровень
Задание дается на карточках: ученик должен выполнить все задания в домашней работе.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке углубления знаний является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ребята рисуют на лестнице «успеха» фигурку человека.
Учащиеся комментируют достигли ли они целей, и что нужно сделать дополнительно, чтобы свои знания углубить.
1.В начале урока на своих карточках вы выбрали ступень лестницы, на которой находятся ваши знания по данной теме в начале урока. Я предлагаю вам вновь оценить уровень ваших знаний по теме «Умножение и деление алгебраических дробей» после всего, что вы сегодня смогли сделать
2. Каждый из вас в начале урока ставил перед собой цель – посмотрите, все ли вам удалось? Прокомментируйте ваши достижения.
Выслушиваются мнения ребят.
Список используемой литературы:
Учебник Алгебра 8 класс под редакцией Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.М.: Просвещение, 2010г.
Дидактические материалы. В.И.Жохов., Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. М.: Просвещение, 2012г.
Уроки алгебра в 8 классе: книга для учителя. В.И. Жохов, Г.Д. Карташова. М.: Просвещение, 2010г.
Приложение 1
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 2
Лист самооценки за работу на уроке Ф.И_________________________
Задания
Баллы
Мои баллы
Устный счет
Задание 1 (все верные ответы)
1б
Задание 2 (все ответы верные)
1б
Задание 3 (2 верных ответа)
1б
Логическое задание
Задание 1
1б
Задание 2
1б
Итог (количество баллов – ваша оценка)
Самостоятельная работа
На «3»
3
На «4»
4
На «5»
5
Дополнительное задание
Оценки за урок
/
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Цели урока:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native