Дополнительная образовательная программа Кукольная мастерская
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Воздвиженский детский центр
Воскресенский район Нижегородской области
Принята Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МКОУ ДОД
протокол № 3 Воздвиженский детский центр
Р.Н.Большакова
«___» ______ ___г.
Дополнительная образовательная программа
«Кукольная мастерская»
Нормативный срок освоения: 2 года
Возраст детей: с 7 лет
Автор:
Большакова Римма Николаевна,
1 квалификационная категория.
с. Воздвиженское
Информация о программе.
Дополнительная образовательная программа «Кукольная мастерская».
Тип программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
По уровню усвоения: программа общеразвивающая.
Нормативный срок освоения программы: 2 года.
Возраст обучающихся: с 7 лет (младший и средний школьный возраст).
Пояснительная записка.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате,
не в продукте творчества, важно то,
что они создают, творят, упражняются
в творческом воображении и его воплощении»
(Л.С.Выготский).
Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей и собственного опыта. Дополнительная образовательная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Актуальность программы.
Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.
Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями, осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.
Педагогическая целесообразность.
Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная образовательная программа по изготовлению кукол.
Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.
Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Куклы бережно передавались из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостью и печалью. Кукла - создание талантливых рук и творение души человека. А значит, частица души присутствует в каждой куколке. Потому такие куколки и оберегали ребенка, отгоняли злых духов, помогали ребенку заснуть
Самая обычная, простая в исполнении тряпичная куколка в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа.
Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
мышление, развитие речи;
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя, что помогает ему справиться с данными трудностями;
-самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь: украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком, развлекают, но самое главное, поучают и воспитывают.
Отличительные особенности. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир культуры русского народа.
Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе.
Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.
Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.
Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование художественной культуры детей как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и самовыражение в процессе изготовления куклы.
Задачи программы.
Образовательные:
Формировать практические навыки художественно-творческой деятельности;
Сформировать у детей умения и навыки в освоении различной техники и технологии изготовления куклы;
Раскрыть истоки народного творчества;
Ознакомить детей с историей народной куклы; с разновидностями кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа.
Развивающие:
Способствовать гармоничному, умственному и духовному развитию личности;
Развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление;
Развивать эстетическое восприятие народного искусства через изготовление куклы;
Развивать мелкую моторику пальцев, тесно связанную с развитием мыслительных способностей;
Развивать творческие способности через самовыражение в процессе изготовления куклы;
Развивать интерес к рукоделию.
Воспитательные:
Воспитывать духовную культуру обучающихся через художественное творчество;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
формировать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда.
·
Условия реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программе с 7 лет.
Сроки реализации образовательной программы: 2 года, по 2 часа в неделю, по 72 часа в год.
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано как на одновозрастные группы детей, так и на разновозрастные. Число обучающихся в группе 10-15 человек, но не менее 8. Можно разбиться на микрогруппы.
1 год обучения наполняемость групп не менее 8 человек.
2 год обучения наполняемость не менее 6 человек.
Формы и методы обучения.
Ведущей формой организации обучения является групповая, но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Экспедиция.
Работа в музее.
Конференции.
Игра.
Дискуссия.
Исследовательская деятельность.
Фольклорный праздник.
Конкурс, выставка.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, инструктаж и т.д.),
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, демонстрация фотографий, альбомов, схем, рисунков и презентаций.),
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, графические зарисовки или запись в альбоме необходимой информации по изготовлению куклы,изготовление выкройки, подбор ткани, способы изготовления выбранной куклы по теме; приемы пошива и раскрой ткани; подбор костюма для куклы; пошив изделия; декоративное оформление костюма, головного убора, роспись лица).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения
Формы подведения итогов: выставки школьные и муниципальные, областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ, фольклорные праздники.
Программа построена на следующих принципах:
доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей),
сознательности (заинтересованность),
наглядности (мышление опирается на восприятие),
индивидуальности,
комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),
овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала,
доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая, дидактико-методическая база:
Материально-техническое
Обеспечение
Дидактико-методическое
обеспечение
Ткань, ленты, тесемки, пуговички,бисер, синтепон, вата, марля и др. мелочи.
Ножницы, иголки,
Нитки х/б, шерстяные, и др.
Кабинет
Методическая литература
Мультимедийное сопровождение
Ожидаемые результаты:
у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;
смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;
научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;
усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.
Учебно-тематический план I год обучения
№ п/п
Название раздела, темы.
теория
практика
Всего час
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы
Разновидности кукол.
Детские возрастные куклы
Обрядовые домашние куклы
Зимние куклы
Весенние куклы
Летние куклы
Осенние куклы
Девичьи куклы
Свадебные куклы
Куклы в целительстве
Организация и проведение творческого отчета за год
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
6
4
6
6
6
4
3
4
4
3
4
4
8
6
8
8
8
6
4
6
6
4
Итого:
22
50
72
Содержание программы 1 год обучения
Каждое занятие обязательно включает в себя:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы
Введение. Техника безопасностиИнструменты, виды ткани, ниток и другие материалы
Вводное. Начальная диагностика.
Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой).
Разновидности кукол.
Разновидности кукол.
Детские возрастные куклы
Изготовление куклы «Пеленашка»
Изготовление куклы «Кувадка»
Изготовление куклы «Кормилка»
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик»
Изготовление куклы «Бессонница»
Изготовление куклы «Столбушка»
Изготовление икукол:Помощница на первую кашу, Детская утешница.
Обереговая кукла «Пеленашка»,народные традиции изготовления «Пеленашки».
На примере сказки показать глубину и красоту русской культуры, познакомить детей с прикладным искусством русского народа, и научить делать куклу-закрутку.
Кукла «кормилка» - образ замужней женщины, кормящей матери.
Познакомить детей с игровыми куклами и научить делать куклу "Зайчик на пальчик",
Магическая колыбельная кукла «Бессонница» – обрядовая кукла, которая оберегала сон ребенка. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой».
Познакомить детей с более сложными в изготовлении куклами, а так же с русским народным нарядом на примере шитья одежды для куклы, изготовление берестяной куклы-столбушки.
Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев.Кукла»Столбушка» - подружка и берегиня, закрутка на бересте.
Обрядовые домашние куклы
Изготовление куклы «Помощница»
Изготовление куклы «Параскева-Пятница»
Изготовление куклы «Берегиня дома»
Изготовление куклы «На счастье»
Кукла «Помощница». Существенным отличием является то, как создается ее голова. В основе головы грецкий орех и семь зернышек гречихи.
Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна. День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.
Мешочек счастья. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.
Кукла «На счастье» -символ женского счастья.
В традиционной кукле «На Счастье» главное
· это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой
Зимние куклы
Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот»
Изготовление куклы «Благодать»
Изготовление куклы «Колокольчик»
Изготовление куклы «Ангел»
Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка.
Спиридон поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.
Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.
Куклу "Благодать" делали на святки и дарили со словами : "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью. Колокольчик - кукла добрых вестей.
Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
Обряды Рождества.Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков..
Творческие работы.
Весенние куклы
Изготовление куклы «Домашняя Масленица»
Изготовление куклы «Вербная»
Изготовление куклы «Веснянка»
Изготовление куклы «Пасхальная Голубка»
Изготовление куклы: первоцвет, пастушок, петушок.
Масленица. Обряды и традиции. Сама кукла традиционная узелковая – созданная из лоскутков без иголки с ниткой (так было принято делать обрядовые и обереговые куклы у славян, тела которых не должен был касаться металл – «не колотые, не резаные»). Блины будем шить и потом пришивать.
Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником. Лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение.
Куколку делаем, чтобы порадовать себя и близких и поддержать здоровье в весенние месяцы. Зимой она будет напоминать о солнечных днях. Храним её до следующей весны, до того момента, когда можно будет сделать новую куколку, а эту оставить на память о прошедших месяцах.
Обычаи и традиции Пасхи. Кукла «Пасхальная голубка» из серии Пасхальных кукол изготавливалась на Пасху. Кукла красного цвета («Пасха красная») напоминает голубку – символ Благой вести о Воскресении Христовом.
Летние куклы
Изготовление куклы «Семик и Семичиха»
Изготовление куклы «Жница»
Изготовление куклы «Покосница»
Изготовление куклы:
Кукла-работница, горошинка, суховейка, купавка.
«Семик и Семичиха» -
это имена ритуальных кукол, которые пришли к нам из язычества. Их изготавливали для праздника: седьмая неделя после праздника Пасхи, канун Троицы, называлась семиковой.
Жницу делали перед жатвой. С ней детки, узелок с едой и сноп первого урожая. С началом жатвы обязательно надо смастерить Жницу с колосками нового урожая
Эта кукла – образ женщины во время сенокоса.
Покосница приближает ребёнка к древним традициям, как бы делая его участником взрослой работы. Игровую Покосницу взрослые делали детям во время сенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты.
Творческие работы
Осенние куклы
Изготовление куклы «Рябинка»
Изготовление куклы «Крупеничка»
Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка
Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.
Познакомить детей с народным календарем, народными земледельческими праздниками и обрядами плодородия. Научить делать куклу-зерновушку (крупеничку).
Творческие работы
Девичьи куклы
Изготовление куклы:кукла на выхвалку, сонница,
Аграфена-купальница
Ознакомление с девичьими куклами и их изготовление.
Свадебные куклы
Изготовление куклы «Неразлучники»
Изготовление куклы «Мировое Древо»
Изготовление куклы «Красота»
Изготовление куклы «Хранительница приданного».
Кукла свадебная «Елочка»
Свадебные куклы. Традиции свадебного поезда.
Мировое дерево символизирует единство мира (крона – Небеса, ствол – Мир живых людей, корни – Подземное царство). Это своеобразная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.
«Красота» олицетворяла молодость, красоту, умение, прощание с домом и принадлежность мужу, состояние перехода в женскую долю. Красная грудь - символ зрелости девушки. Куклу перед свадьбой делала невеста, используя свои навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве хозяйки." Красота" выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты.
Хранилась в сундуках, отгоняя своим еловым запахом моль.
Куклы в целительстве
Изготовление куклы «На здоровье»
Изготовление куклы «Кубышка-травница»
Изготовление куклы «Ловушка для снов»
Целительная кукла "На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.
Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.
Ловушку для снов делают обычно весной и располагают над кроватью. Она оберегает наш сон или сон ребёнка, улавливая, притягивая добрые сны и задерживая злые до первых лучей утреннего солнца, в которых они растворяются. Так любые сны теряют негативную окраску.
Организация и проведение творческого отчета за год
Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка праздника.
Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка и проведение праздника.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п/п
Название раздела, темы.
теория
практика
Всего час
1
2
3
4
5
6
Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы
История народной куклы и русский костюм.
Типы и назначения кукол. Народные куклы.
Куклы из природных материалов.
Куклы на радость взрослым и детям.
Организация и проведение творческого отчета за год
1
2
8
2
6
1
1
3
22
4
20
2
2
5
30
6
26
3
Итого:
20
52
72
Содержание программы 2 год обучения.
Занятия включают материал:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы
1.Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы
Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой).
2. История народной куклы и русский костюм. История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Традиционный русский костюм. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.
3.Куклы наших бабушек. Типы и назначения кукол:
Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. - Знакомство с материалом, необходимым для изготовления куклы – лоскутки, нитки, ножницы, иголка, крупа. Рассказ о народном календаре, годовом круге праздников русского народа и проводимых обрядах, рассказ об осенних праздниках, о значение урожая и достатка в народной культуре, рассказ об игровых куклах и о няньках в русской народной культуре.
Показ образцов и ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ:Святочной куклы «Коза» Рождественской куклы «Окно радости»новогодней куклы «Колокольчик»«Птица Радость» «Домовушка на бересте»Изготовление куклы «Зольная кукла» «Новгородская парочка».
Ознакомление с игровыми куклами на разный возраст (младенчество, подростковый возраст). Куклы в жизни женщины. Различия в изготовлении куклы и костюме куклы. Традиции и обряды разных народов России. Культура и быт. Куклы разных народов России.
Изготовление кукол: «Архангельская столбушка зимняя» ,«Сергиево-Посадская столбушка», Барыня», « Вепская игровая» , «Калужская игровая» , изготовление Белозерской куклы, Изготовление куклы «Парочка» ,Изготовление куклы «Куклак», Кукла «Архангельский мужичок»
Кукла «Городецкая барышня», «Каргопольская скалка» и др.
Изготовление кукол Нижегородской области, ознакомление с работами лучших мастеров. Оформление фотоальбомов, презентаций, выставок книг и творческих работ.
«Куклы в целительстве»
Изготовление куклы «На здоровье» .Изготовление куклы «Куян» Изготовление куклы «12 Лихоманок» Изготовление куклы «От колик» Изготовление куклы «Сударушка»
Изготовление куклы «Ловушка для снов». «Куклы в жизни женщины»
Изготовление куклы «Молодуха на выхвалку», Изготовление куклы «Материнство» ,Изготовление куклы «Материнство Дети-руки» , Изготовление куклы «Московка»,Изготовление куклы «Рязанская мадонна с младенцем» ,Изготовление куклы «Мать и дитя», Изготовление куклы «Женская суть»,Изготовление куклы «Пеленашка».
Игра «Бабушкины куклы».
4. Куклы из природных материалов.
Ознакомление с природным материалом: солома, лен, пакля, береста. Изготовление из них кукол.
- Рассказ о бересте (как ее заготовить и обработать для изготовления куклы)
- изготовление берестяной куклы-столбушки.
5. Куклы на радость взрослым и детям.
Взгляд на изготовление куклы в современных условиях.
Малышок-голышок. На примере наряда куклы рассказать
об исконно русских деталях народного костюма. Их значение и необходимость в жизни. Сохранение народной культуры в современной одежде. Показать ребятам настоящий русский наряд и рассказать о нем.
Радужные пупсы. Изготовление кукол из бросового материала.
Игрушки–погремушки.
Куклы- тильды.
Куклы- мартинички.
Куклы в домашнем хозяйстве(кукла- грелка, кукла на чайник) и др.
Авторские куклы, их значение. Ознакомление с авторскими куклами.
Выполнение творческих работ.
Праздник «Моя любимая кукла»
6. Организация и проведение творческого отчета за год
Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка и проведение праздника.
Список литературы.
Берестнева Е. Кукольный сндучок.- М.: Белый город,.2011
Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999.
Жадан А. А. Жемчужины мысли. Минск “Беларусь”, 1991.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. « Русская традиция», 2004г.
Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003
Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культорологический очерк – СПб. Абрис, 1999.
Крымова М. Создай успех и радость. – СПб.: ИД “Весь”, 2000.
Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997
Телегина В. Начальная школа- №22 \ 97
Трунов М. В., Китаев Л. М. Экология младенчества. Первый год. М.: “Ирис- Пресс”, 1993
13PAGE 15
13PAGE 14215
ґ
·
·
·
·
·
·
·15