Урок литературного чтения «Русская народная сказка Сивка- бурка»
Сивка-бурка
Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
- Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
I. Вопросы на общее понимание текста:
а) О ком идет речь в отрывке? (Об Иванушке)
б) Как вы догадались? ( Так как отрывок начинается с образа Иванушки)
в) А о ком ещё? (О Сивке-Бурке)
II. Толкование неизвестных слов:
а) обнаружение неизвестных слов: чистое поле; раздолье; лукошко; гаркнул; «стань передо мной, как лист перед травой»; Сивка-бурка, вещий каурка; « как вкопанный».б) словотолкование:
чистое поле – поле, в котором нет построек и деревьев (демонстрация картинки)
раздолье – простор, широкое пространство (замена слова синонимом)
лукошко – ручная корзина из лыка или прутьев (демонстрация картинки)
гаркнул – закричал (замена слова синонимом)
Сивка-бурка, вещий каурка – это волшебный конь очень сложной масти (породы), который даёт советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его вид и одежду (этимологический словарь)
в) сравнения:
«стань передо мной, как лист перед травой» - мгновенно, чуть ли не «по стойке смирно»
« как вкопанный» - неподвижно, замерев на месте
IV. Тематическая группировка:
Выпишите слова на тему «Какие явления наблюдал Иванушка, когда произносил «волшебные слова»?» (Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет, встаёт перед ним как вкопанный). Обратите внимание, что именно этими словами автор показывает, как Сивка-бурка спешит на помощь своему хозяину.
V. Обратите внимание, что автор употребил именно слово «гаркнул» богатырским покриком, а не крикнул богатырским покриком, как вы думаете почему? (так как крикнуть можно и от беспомощности, а богатыри сильные, смелые, такой же и Иван)
VI. Подведение итогов урока:
– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова : «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)Понравился ли вам отрывок? (Да)
Что нового вы узнали? («лукошко», «раздолье» и т.д.)
С какими устойчивыми выражениями познакомились? ( «чистое поле»; «стань передо мной, как лист перед травой; « как вкопанный»; «бежит, земля дрожит»; «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
VII. Домашнее задание:
Составьте 4-5 предложений с использованием новых слов и фразеологизмов.