Интегрированный урок литературного чтения и познания мира на тему: Русская народная сказка Снегурочка

Русская народная сказка «Снегурочка»

Тип урока: интегрированный урок литературного чтения и познания мира.
Цели и задачи урока:
Средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
Учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
Совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: флипчарт, мультфильм «Срегурочка».
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока
Организационный момент
Психологическая гимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какие забавы зимой?
- Покажите, что вы замерзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

Подготовка к усвоению нового материала
Мы совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги. И цели которых мы должны достигнуть, в видите на доске.
Цели урока.
1-я страница
(Прочитать, отгадать)
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки) - Данил Б.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд) – Ангелина Г.
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман) – Данара А.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) – Рома О.
- Что мы отгадывали? (Загадки).
- Что общего в этих загадках? (Загадки о воде)
- В каких состояниях бывает вода в природе?
Состояния воды
Жидкое, Газообразное, Твёрдое.
- Назовите воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней)
- В газообразном. (Туман, пар, облака)
- В жидком. ( Вода, роса)
Итак, загадки мы отгадали, скажите пожалуйста, относятся ли загадки к разделу УНТ? (Да)
2-я страница (Прочитать)
1. Много снега – много хлеба.
2. Лето собирает – зима поедает.
-К какому жанру относятся эти предложения? (Пословицы).
-Можно сказать, что в них выражена народная мудрость?
-Кто может сказать, что такое пословица?
(Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом.)
3-я страница (Чтение поговорок)
1. Зима кончается, весна начинается.
2. Чему быть, тому не миновать.
-Что мы прочитали?
(Поговорки – краткое образное устойчивое выражение)
- Как можно объяснить 2-ую поговорку?
Т.О Мы с вами вспомнили жанры, которые относятся к УНТ.
-Как по-другому можно назвать устное народное творчество? (Фольклор).
-Какие жанры в фольклоре вы еще знаете? (сказки, загадки, пословицы, былины)

Ознакомление с новым материалом
Знакомство с темой урока.
Мы сегодня будем работать со сказкой.
-Скажите пожалуйста, какие особенности сказки вы знаете? (В сказке есть зачин и концовка.) Какими бывают сказки? (Волшебные, бытовые, про зверей).
Название сказки с которой будем работать, мы должны с вами отгадать.
-Кого мы лепили в начале урока? (Снеговика)
-Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово. (Снегурочка)
Н О С Е Г У К Р А Ч

2.Словарная работа
Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте.
Сафьяновые миновала смотрят
Атласная нездоровится насмотреться Лелеять

Чтение по слогам.
Чтение про себя.
Прочитать с восклицанием.

3. Работа над лексическим значением слов.
-Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам не понятны?

4. Индивидуальная работа со словарем.

Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.
Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.

5.Фронтальная работа.
Лелеять – нежить, заботиться.
Миновало – прошло.
Эти слова нам встретятся в тексте.


Знакомство с новым произведением
Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы скажете, чем оно вам понравилось, чем затронуло.
Первичное чтение учителем (1 и 2 части)
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство вызвало произведение?
- Кто автор сказки? (Народ)

Первичная проверка понимания новых знаний
Читаем начало сказки (первый абзац).
-Что узнали о бабе и деде? Были ли они счастливы? Почему?
(Жили они и состарились. А детей у них не было. И очень о том они горевали.)
Давайте посмотрим фрагмент 1 мультфильма.
-Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) Докажите, что лепили её с любовью. (слова уменьшительно-ласкательные) Фрагмент 2
-А когда счастье поселилось в их доме?
Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? (характеристика Снегурочки: что ни день – все умнее и милее становится.) Фрагмент 3
Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных, ласковых, смышлённых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.
Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что нужно, чтобы родители вас понимали?
1. Работа с заданиями.
Дифференцированная (частично поисковая) работа.
1 группа – в первой части найдите, где говорится о забавах детей.
(Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.)
- О каком свойстве воды идет речь? О твердом снеге.
2 группа – эпизод как лепили Снегурочку.
(Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!)
3 группа – эпизод как ожила Снегурочка.
(И вдруг усмехнулась Снегурочка, бровью повела, ручку подняла, шагнула разок-другой и пошла себе тихонько по снегу к избе.)
4 группа – во второй части найти как дед и баба заботятся о Снегурочке.
(Дед и баба на нее не нарадуются. Сапожки ей купили сафьяновые, ленту в косу – атласную.)
5 группа – эпизод какие изменений произошли в природе.
(День и ночь - сутки прочь. Вот и миновала зима, пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли из под снега ручьи. Закапало с крыш.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет.)
Как меняется погода при смене времен года? Что происходит весной? Как вы думаете, почему грустила Снегурочка?

Физминутка (выполняется под музыку)
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили
Снег, снег, белый снег,
Вышла кукла лучше всех.

VII. Ознакомление с новым материалом.
–Вы хотите узнать окончание сказки?
У нас в классе ребята подготовили опережающее задание, они мне помогут. Чтение заключительной части (Читают ученики).
- Какое настроение вызывает у вас конец сказки?
- Оно меняется при чтении? (Да. От веселого к грустному) Фрагмент 4

IX. Закрепление новых знаний
-Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка. (Растаяла).
- Почему?
Прочитайте, что же с ней произошло?
Из чего была сделана Снегурочка?
-А, во что превратилась Снегурочка? (Сначала в пар, потом в облачко)
При каких условиях вода превращается в облако? (При воздействии с высокой температурой)
-Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на Земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)
Домашнее задание: (Придумай продолжение сказки или свой вариант сказки «Снегурочка».)
XI. Итог урока.
-Понравилась ли вам сказка?
-Можно ли сказку считать волшебной? Почему?
-Чему научились? Что вспомнили?
Рефлексия
-Спасибо, Молодцы, мне было очень приятно с вами работать. Сегодня мы с вами на уроке занимались не только литературным чтением, но и познанием мира и я считаю, что вы очень хорошо усвоили тему «Вода. Свойства воды»










1 группа – в первой части найдите, где говорится о забавах детей.
(Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.)
- О каком свойстве воды идет речь? О твердом снеге.
2 группа – эпизод как лепили Снегурочку.
(Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!)
3 группа – эпизод как ожила Снегурочка.
(И вдруг усмехнулась Снегурочка, бровью повела, ручку подняла, шагнула разок-другой и пошла себе тихонько по снегу к избе.)
4 группа – во второй части найти как дед и баба заботятся о Снегурочке.
(Дед и баба на нее не нарадуются. Сапожки ей купили сафьяновые, ленту в косу – атласную.)
5 группа – эпизод какие изменений произошли в природе.
(День и ночь - сутки прочь. Вот и миновала зима, пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли из под снега ручьи. Закапало с крыш.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет.)

15