Перспективный план по ознакомлению с историей и культурой родного края в подготовительной к школе группе


Перспективный план
по
ознакомлению с историей и культурой родного края в подготовительной к школе группе
Тема Содержание Образовательные
области
Сентябрь
«Мой город - Нефтеюганск
Рассматривание альбома: « Мой город – Нефтеюганск» - продолжать знакомить детей с историей возникновения города, формировать интерес к малой родине, воспитывать любовь к родному городу.
Знакомство с символами города – познакомить детей с гербом и флагом города, их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам.
Экскурсия на городскую площадь. Подготовка города к дню нефтяника -познакомить детей с центральной площадью города, рассмотреть украшения на улице, посмотреть, как город готовиться к празднику, воспитывать любовь к родному городу, желание поддерживать чистоту и порядок в нём.
Коллективная аппликация: «Наш город» - учить передавать строение и части современной архитектуры нашего города путём сочетания многоугольников разной величины, воспитывать уважение к труду строителей.
Посещение выставки в городской библиотеке « День рождения родного города»- познакомить с людьми, которые строили город, с историей образования города, воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Просмотр презентации о городе – обогащать знания о городе, его достопримечательностях
, его красоте, воспитывать желание поддерживать чистоту в городе.
Чтение стихотворений о городе –познакомить детей с творчеством нефтеюганских поэтов, воспевающих родной город, его северную красоту.
Дид./ игра: «Узнай по описанию» - закреплять представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь-доказательство.
Составление творческого рассказа на тему: «За что я люблю свой город» - развивать стремление рассказывать о городе из личного опыта, строить правильные предложения, воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих в нём.
Беседа «Любимый город»: - формировать интерес детей к родному городу, малой родине, её достопримечательностям, развивать стремление узнать историю своего города; дать представление о труде людей по освоению Севера; значимых событиях города; воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих в нём.
НОД ФЦКМ «Мой город» Программное содержание: расширить и уточнить представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где дети живут. Познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами, его экономическим
значением, трудом людей, социальной сферой ,архитектурными особенностями.
Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своём городе, бережное отношение кприроде.
Пальчиковая гимнастика «Город». ( В нашем городе красивом, есть спорт.залы, магазины, школы, садики, аптеки и библиотеки. Город наш Нефтеюганском зовётся – хорошо нам в нём живётся).Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно- эстетическое
развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Октябрь
«Элементарные
географические
сведения о расположении города, округа»
Рассматривание физической карты ХМАО-Югры - расширять представление детей о местоположении Югры на карте страны, её городах, географическом расположении
г.Нефтеюганска в ханты-мансийском крае; воспитывать любовь к родному краю.
Знакомство с символами ХМАО-Югры – познакомить детей с гербом и флагом округа, их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам.
Создание карты округа – отметить на ней столицу края, г. Нефтеюганск, полезные ископаемые, животный и растительный мир; воспитывать любовь к родному краю.
Беседа «Природные богатства края» - расширять представление детей о природе( различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам ), значении природных богатств ХМАО – Югры в жизни людей; полезных ископаемых, климатических условиях края; воспитывать любовь к родному краю.  
Проект «Наш край – Югра» - развивать познавательный интерес к истории края; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю.
Рассказ воспитателя о народах населяющих территорию Югры – расширять знания детей о своеобразии жизни и быта И коренных народов Севера ( ханты и манси ), о некоторых предметах бытового окружения народов ханты и манси; воспитывать уважительное отношение к ним.
«Река времени» (путешествие в прошлое города и края) – развивать познавательный интерес к исследованию, к истории города и округа, к изменениям в жизни людей.
Продуктивная деятельность – рисование герба и флага города и округа – закрепить знание о символах и их значении.
Презентация «Югра» - расширять представление детей о крае, в котором живём; о достопримечательностях, значимых событиях региона,  воспитывать уважительное отношение и любовь к родному краю.
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно- эстетическое
развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Ноябрь
«Наш край славен трудом».
Беседа «Что мы знаем о труде нефтяников» - продолжать знакомить детей с трудом нефтяников, о пользе их труда, о важности их труда для города, всей страны; воспитывать уважение к профессии нефтяника, гордость за своих земляков.
Аппликация «Буровая вышка» - учить детей передавать в аппликации буровую вышку; развивать творческие способности; воспитывать уважение к труду нефтяников.
Рассматривание альбома «Профессии моих родителей» - развивать интерес к профессиям родителей; воспитывать чувство гордости за их труд.
Рисование «Кем хочу быть, когда вырасту» - развивать художественные навыки; учить изображать профессию в рисунке; воспитывать желание получить информацию о профессии.
Беседа «Предметы труда жителей Югры» (прошлое и настоящее) – учить детей сравнивать старинные и современные орудия труда; развивать интерес к познанию.
Рассказ воспитателя «Основные занятия коренных жителей Югры» – развивать интерес к быту и труду коренных жителей; воспитывать уважение к их труду.
Презентация «Первопроходцы» - развивать интерес к истории края, труженикам-первооткрывателям нефтепромысла; воспитывать гордость за их труд.
Дид./ игра «Кем быть» - расширять представление о профессиях и их пользе для людей; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека», «Больница», «Строители»- развивать умение обогащать сюжет игры, используя накопленные знания о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.
Рассматривание альбома «Нефтяные короли» - обогащать знания детей о профессии нефтяника, их нелёгком труде; воспитывать уважение к ним. коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно- эстетическое
развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Декабрь
«Природа Югры.
Мы – дети природы».
Беседа – «Чем богат наш северный край» - расширять и обогащать знания детей о богатстве родного края (газ, нефть, пушнина, древесина, грибы, ягоды, рыба, орехи ); учить детей быть внимательными и бережными к окружающему их богатству; воспитывать любовь к краю.
Творческая игра «Что увидели в лесу» - обогащать знаниями детей о природе родного края, развивать любознательность; воспитывать любовь к родному краю.
НОД ФЦКМ «Живая и неживая природа Югры. Заповедные места Югры. Красная книга» - Познакомить детей с особенностями природных условий тайги, с заповедными местами Югры. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать интерес к познанию природы родного края.
Формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
НОД Развитие речи. Составление рассказа по предметным картинкам: «Животные тайги» - Развивать у детей внимание, монологическую речь. Связная речь: учить составлять описательные рассказы о животных по предметным картинкам (по плану). Обучение грамоте: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять рассказы товарищей.
НОД ФЦКМ «Жизнь коренных народов Югры» - расширять представления детей о природе Севера, его животном и растительном мире; дать представление о северном олене (это домашнее животное, на оленях люди ездят на нартах, их мех используется для одежды, а мясо для еды; на Севере люди занимаются оленеводством); продолжать знакомить детей с национальными сказками народов Севера; уточнить понимание смысла слов: чум, тайга, тундра, мох.
Создание «Красной книги» региона – Сигнал опасности ! – познакомить детей с «Красной книгой» нашего края; рассказать, зачем она нужна; воспитывать желание оказывать посильную помощь в охране редких животных, птиц, растений нашего края.
«Народный календарь ханты» – познакомить детей с календарём ханты и названиями месяцев.
Чтение познавательной литературы о природе региона – развивать любознательность, желание узнавать новое о жизни животных, растений.
Рассматривание фотографий, иллюстраций «Югра – наш дом» - развивать интерес к природе Югры; воспитывать любовь к родному краю.
Выставка поделок к юбилею округа «Югорский край вчера, сегодня, завтра» - совместных работ детей и родителей.
Аппликация: «Царство диких зверей Югры». Программное содержание: развивать у детей умение мыслить нестандартно при выполнении нового вида аппликации - освоить с ребятами новый прием аппликации, выклеивании силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки»; воспитывать интерес к природе родного края, расширять кругозор.
Лепка: «Кто живёт в родном лесу». Программное содержание: развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук; формировать умение самостоятельно определять способ лепки (цилиндр, конус, овал), передавать несложные движения воспитывать интерес к совместной работе, сотрудничеству.
Рисование: «Животные Югры». Программное содержание: развивать умение соотносить животных по величине; учить детей рисовать фигуры животных в разных позах из овала, завитка и дуги; закреплять технические навыки прорисовки мелких деталей; воспитывать любовь и уважение к животным родного края.
Подвижная игра «У оленя дом большой» - упражнять детей в умении действовать по сигналу, согласно тексту; развивать ловкость движений.
Коллективный коллаж «Югра» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку. Познавательное развитие
Художественно- эстетическое
развитие
Речевое развитие
Социально –
коммуникативное
развитие
Январь
«Декоративно - прикладное искусство».
Рассматривание альбома «Прикладное искусство народов Севера» - познакомить детей с предметами, которые изготавливают коренные жители; дать представление о материале, из которого они изготовлены; воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом; учить беречь предметы рукотворного мира.
Беседа «Орнаменты ханты и манси» - познакомить детей с национальными узорами коренных народов края; воспитывать уважение к традициям и обычаям жителей Севера.
Рассказ воспитателя «Национальная одежда» - обогатить знания детей о летней и зимней одежде коренных жителей края; рассмотреть узоры и материалы из которых они изготовлены.
Настольная игра «Волшебные клеточки»- развивать умение детей составлять национальный узор по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
Рисование узоров Ханты и Манси - расширять знания детей о хантыйских орнаментах на одежде; воспитывать интерес к народному творчеству.
Презентация «Умельцы Севера» - воспитывать уважение к народным традициям и промыслам ханты и манси.
Составление рукотворного альбома «Северные узоры» - развивать творчество детей, интерес к народным узорам ханты и манси; воспитывать желание составлять альбом своими руками.
Рассматривание альбома «Куклы и игрушки Агана» - развивать интерес к народно-прикладному искусству коренных жителей. Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Художественно- эстетическое
развитие
Речевое развитие
Февраль «Жители Югры, их занятия и традиции».
Экскурсия в краеведческий музей «Жизнь и быт коренных жителей Севера» (рассматривание экспонатов) - познакомить детей с предметами народного быта коренных жителей Югры.
Беседа «Предметы труда народов Ханты и Манси» - (сравнение старинных и современных орудий труда) – обогатить знания детей об орудиях труда коренных жителей Югры, учить находить сходство и отличие старинных и современных орудий труда.
Экскурсия в библиотеку – познакомить детей с художественной, краеведческой и познавательной литературой о родном крае. Воспитывать бережное отношение к книге.
Создание коллективного коллажа «Поселение хантов» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку.
Выставка краеведческого и познавательного материала о родном крае – развивать познавательный интерес детей.
Чтение художественной литературы - формировать устойчивый интерес к творчеству коренных жителей ХМАО – Югры.
Создание макета «Поселение хантов» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать взаимовыручку, развивать интерес к совместному творчеству.
Сюжетно – ролевая игра «Мы археологи» - раскрыть смысл деятельности археологов, закрепить и обогатить знания детей об орудиях труда и о некоторых предметах бытового окружения народов ханты и манси. Воспитывать интерес к образу жизни коренных народов Югры.
Рассказ воспитателя об основных занятиях и обрядовых праздниках народов ханты и манси – обогатить знания детей о традициях коренных жителей Югры, воспитывать интерес к жизни и быту народов ханты и манси.
Рассматривание альбома «Куклы и игрушки Агана» - развивать интерес к народно-прикладному искусству коренных жителей.
Мастер – класс для родителей «Куклы Агана» - познакомить родителей с техникой изготовления национальной игрушки народа ханты, привлечь родителей совместно с детьми к изготовлению таких игрушек, воспитывать у детей интерес к предметам быта народа ханты.
Март «Знакомство с культурным наследием края».
Экскурсия в художественную галерею «Югория» - познакомить детей с произведениями живописи художников родного края, воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом мастеров.
Создание альбома «Родной край глазами детей» (рисунки детей) – развивать творчество детей, воспитывать любовь к родному краю.
Чтение произведений Югорских писателей - формировать устойчивый интерес к творчеству писателей Югры.
Выставка детских работ «На северных просторах» (поделки из природного материала) - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать любовь к родному краю.
Прослушивание музыкальных произведений народов ханты и манси -
Создание мини музея прикладного искусства народов ханты и манси (предметы из бересты, украшения, различные предметы одежды и т.д.) –
Май
«Мой прадед тоже воевал» 1.Беседа "Этот День Победы"
Цель: развивать у детей интерес к истории России, к защитникам Отечества. Дать знания детям о том, как героически защищали свою Родину наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
2.Экскурсия к памятнику Воину освободителю
Цель: познакомить с памятником защитникам Отечества находящимся в городе, возложение цветов
3.Нод «Армия – защитница Отечества»
Цель: развивать у детей интерес к истории Российской армии. Расширять представления детей историческими сведениями (как армия защищала страну от врагов в прошлом). Воспитывать у детей уважение к воинам Российской армии
4. Создание семейных презентаций «Мой прадед тоже воевал»
Цель: формировать представление детей о подвигах родных в годы ВОВ.
7.Выставка детских работ «Этих дней не смолкнет слава»
Цель:
8.Рисунки детей «Праздничный салют»