Разработка урока для 10 класса: Развитие парламентаризма в России
Учитель обществознания МБОУ СОШ №38
г. Владикавказа. РСО-Алания.
Хаматов Анатолий Хазметович
Тема: Развитие парламентаризма в России
Урок в 10 классе проводится в рамках темы Политическая система Российской Федерации.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с развитием парламентаризма в России.
2. Объяснить сущность деятельности законодательных органов власти и способов их формирования.
3. Познакомить с механизмом разработки и принятия законов.
4. Продолжить формирование политической и правовой культуры учащихся.
5. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции и интереса к политической жизни страны.
Оборудование:
Конституция РФ, презентация «Развитие парламентаризма в России», интерактивная доска, проектор, компьютер, доска, мел.
План урока
1. Что такое парламентаризм?
2. Развитие парламентаризма в России.
3. Законодательные органы субъектов Российской Федерации.
4. Структура и полномочия палат Федерального Собрания РФ.
5. Полномочия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Ход урока
I. Что такое парламентаризм?
Вступительное слово учителя.
27 апреля этого года исполнятся 105 лет со дня начала работы в России Государственной Думы, первого в её истории представительного и законодательного органа власти, избранного народом. Так началась в России эпоха парламентаризма.
Парламентаризм – это один из принципов демократии, система правления в основе, которой находится орган представительной власти – парламент, который осуществляет законодательную власть и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Если история государства насчитывает около 7 тысяч лет, то история парламентаризма – только семь веков. Начало парламентаризму положило появление парламента в Англии, в ходе борьбы феодалов с королем, в которой феодалы добивались ограничения власти короля и расширения своих прав. В 1215 году король Иоанн Безземельный (брат Ричарда Львиное сердце) и бароны пришли к согласию, основные идеи которого были отражены в Великой хартии вольностей. Теперь король мог издавать законы и вводить налоги только с согласия Высшего совета из феодалов. Однако король не пожелал выполнять требования Великой хартии вольностей и начался новый виток борьбы, завершившийся в 1265 году учреждением парламента (от фр.parle – говорить). В него вошли крупные феодалы (бароны, епископы, аббаты), а также по два рыцаря от графства и по два горожанина от города.
В ХIV веке английский парламент разделился на две палаты: верхнюю – палату лордов и нижнюю – палату общин. В палате лордов заседали крупные феодалы. Должность лорда стала пожизненной и передавалась по наследству. Окончательно функции английского парламента определились в 1689 году утверждением «Билля о правах», теперь король не имел права приостанавливать действия законов без согласия парламента, а парламент получил право вводить новые налоги.
В последующее время парламентаризм распространяется на все страны Европы и Америки. Во Франции парламент называется – Генеральные штаты, в Испании – Кортесы, в Польше – Сейм и т.д.
Наш сегодняшний урок, посвящен развитию парламентаризма в России. Так получилось, что парламент в нашей стране появился лишь в 20 веке, на пять с половиной веков позже, чем в Европе. Как происходило зарождение парламентаризма в России. Внимание на экран.
II. Развитие парламентаризма в России.
1. (слайд 1 – Манифест от 17 октября 1905 года)
Сообщение ученика:
В разгар Первой русской революции, 17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.
2. (слайд 2 – I – Государственная Дума)
Сообщение ученика:
На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.
3. (слайд 3 – II Дума)
Сообщение ученика:
В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.
Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.
4. (слайд 4 – III Дума)
Сообщение ученика:
Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.
5. (слайд 5 – IV Дума)
Сообщение ученика:
15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали «Прогрессивный блок», получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В. Родзянко.
6. Слово учителя.
В годы Советской власти с 1917 по 1993, парламентаризм в нашей стране развивался по другой модели, отличной от западной. Её главное отличие заключается в уходе от принципа разделения властей и предоставление парламенту страны – Верховный Совет СССР, полномочия высшего органа власти в стране. Подобная модель парламента существовала вплоть до 1993, когда была принята новая Конституция Российской Федерации и наша страна вновь вернулась к парламентаризму классического, западного образца.
(слайд 6 – схема Федерального собрания). Сегодня законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Кроме федерального органа законодательной власти в систему органов законодательной власти входят парламенты субъектов федерации.
III. Законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Ребята, сегодня у нас в гостях депутат Законодательного собрания Республики Северная Осетия-Алания __________________________. Он расскажет нам о структуре, задачах и деятельности парламента нашей республики.
Ребята, поблагодарим депутата ____________________ о деятельности парламента нашей республики.
IV. Структура и полномочия палат Федерального Собрания РФ.
В следующей части урока мы проведем практическую работу с текстом Конституции Российской Федерации и познакомимся с полномочиями палат Федерального Собрания и способа их формирования.
(слайд 7 – Совет Федераций)
Сообщение ученика:
В статье 95 Конституции РФ записано: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» В состав Совета Федерации входили губернаторы. Получалось, что на местах губернатор был представителем исполнительной власти, а приезжая в Москву - занимал кресло законодателя. В 2000 году были внесены поправки в Закон о порядке формирования Совета Федерации, теперь губернаторы не входят в его состав, одного представителя от субъекта Федерации избирает законодательный орган субъекта, а другого назначает руководитель исполнительной власти. Возглавляет Совет Федерации третьего созыва Председатель Палаты Миронов Сергей Михайлович. Подтверждение полномочий Председателя произошло в марте 2007 года. Срок полномочий Миронова Сергея Михайловича истекает в марте 2012 года. В Совете Федерации работают 16 комитетов и 10 комиссий.
Задание 1. Откройте Конституцию РФ на странице 27, прочитайте статью 102.
Выпишите в тетрадь не менее пяти вопросов относящихся к ведению Совета Федерации.
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Вопрос: Назовите, вопросы относящиеся к ведению Совета Федерации?
9. (слайд 8 – Государственная Дума)
Сообщение ученика:
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. До выборов 2 декабря 2007 года их избирали по одномандатным округам и партийным спискам. Выборы в Госдуму пятого созыва прошли только по партийным спискам. В настоящее время возглавляет нижнюю палату Председатель - Грызлов Борис Вячеславович. Первый заместитель – Морозов Олег Викторович, а также 9 просто заместителей. В Государственной Думе работают 33 комитета и 1 комиссия.
Задание 2. Откройте Конституцию РФ на странице 27, прочитайте статью 103.
Выпишите не менее пяти вопросов относящихся к ведению Государственной думы.
Статья 103.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Вопрос: Назовите, какие вопросы относятся к ведению Государственной Думы?
V. Полномочия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Задание 4. Откройте Конституции РФ на странице 26, прочитайте статьи 97 и 98.
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Ответьте на вопросы, написанные на доске:
Вопросы для обсуждения:
1. Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?
2. Какие права есть у депутатов Государственной Думы?
3. Какие ограничения существуют для депутатов в их деятельности?
Заключение.
Ребята, сегодня вы познакомились с историей развития российского парламентаризма и деятельностью законодательных органов нашей страны. Несмотря на относительно малый срок развития парламентаризма в нашей стране, сделано, уже не мало. Сегодня, Россия является одной из ведущих стран мира, все сферы жизни, которой построены по принципам демократии. Принципы народовластия, прав и свобод человека, разделения властей, свободы и равенства, верховенства права и гражданского общества не только записаны в Конституции Российской Федерации, но и стали частью нашей повседневной жизни.
Вы, будущее нашей страны. Вам придется продвигать дело российского парламентаризма дальше в будущее. Может быть, в качестве депутатов Государственной Думы или местных законодательных органов власти, или же просто участием в повседневной политической жизни страны. Насколько качественной будет эта деятельность, зависит от уровня вашей политичес-кой культуры, основы которой вы постигаете сегодня в школе. И, сегодняшний урок, надеюсь, был вам полезен и повысил в какой-то мере вашу культуру и интерес к политической жизни страны.
Домашнее задание:
Написать эссе на тему: «Предлагаю Государственной Думе принять закон»
Ваши вопросы учителю.
Урок окончен.
15