Планирование для кружка по музыке «Веселые нотки»
Календарно-тематическое планирование
кружка
«Веселые нотки»
(на 1 год обучения )
Музыкальный руководитель:
Шуркин А. А.
2013-2014уч. год.
Пояснительная записка
Музыка как художественное явление действительности во все периоды истории являлась неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Непосредственное участие детей в разнообразной музыкально-художественной деятельности способствует воспитанию эстетической, художественной культуры, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формированию ее идеалов, вкусов и потребностей, развитию творческих способностей ребенка, его индивидуальности и дарования.
Ребенок растет и развивается в определенной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформированной системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса. Кружок «Веселые нотки» проводится 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:
Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимую музыкальную деятельность ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в жизни их ребенка занимает музыкальная деятельность.
Из определения музыкального руководителя и воспитателя, кого в группе они считают наиболее способными в музыкальной деятельности.
Из беседы с ребенком, каким видом музыкальной деятельности он хотел бы заниматься (пение, танцы, игра на музыкальном инструменте).
Желание родителей и детей.
Способности детей к музыкальной деятельности.
Состав кружка каждый год меняется, что требует тщательного подбора народного материала и репертуара, систематизации музыкальных занятий в младшей группе. В кружок набирается 10 – 15 более подготовленных человек с накопленными музыкально-слуховыми представлениями. Это дети разновозрастной группы 5 – 7 лет, отличающиеся яркой эмоциональностью, обладающие хорошими музыкальными данными, способностями, своей неповторимой артистичностью.Нельзя оставлять при этом в стороне детей малоактивных, стеснительных с неразвитым или слабым музыкальным слухом. Поэтому, наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.
Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности. У них хорошие навыки, их интересует результат деятельности.
Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности под влиянием взрослого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или хуже, они менее эмоциональны.
Дети, не имеющие четкой реакции на музыкальную деятельность «нравится» - «не нравится». Иногда проявляется интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовал образ. У них часто слабые навыки, боятся выполнять любой вид музыкальной деятельности.
Детям первой и второй группы рекомендуется посещать кружок «Веселые нотки».
Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия в помощь по овладению навыками и умениями.
Основные принципы, заложенные в основу кружка «Веселые нотки»:- Принцип творчества (неиссякаемые возможности для воспитания и развития музыкальных и творческих способностей детей);- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);- Принцип динамичности (от самого простого к сложному);- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками).- Принцип выбора (ребенок, как субъект, вправе самостоятельно выбрать вид музыкальной деятельности). На наш взгляд, последний принцип самый важный в работе кружковой работе. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развивать у ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются в дальнейшем наиболее полно. Планирование работы необходимо вести с учетом подготовленности детей на данном этапе развития как музыкального, так и общего. Тщательно подбирать репертуар, по мере необходимости усложнять и обновлять новыми песнями, хороводами, танцами и т.д.
Цели и задачи кружка:
1.Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения,
2.Овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации,
3. Воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира,
4.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Тематический план занятий
Тема
Количество часов
В том числе
На теор.занятия
На прак.занятия
1.Музыка- душа народа
8
1
7
2.Веселые нотки
6
3
3
3.Музыка и движения
14
1
13
4.Композиторы-классики
16
1
15
5.Играем и поем
8
1
7
6.Волшебные инструменты
18
1
17
7.Итоговые занятия
2
2
Итого:
72 ч.
8
64
Основное содержание
№
Тема
Количество часов
дата
Теор.
Прак.
I
Музыка-душа народа (8 часов)
1
7
1
Правила поведения в кабинете во время занятий. Русские народные песни. Слушание и пение
1
2
Разучивание песни. «Ой, вставала я ранешенько»
1
3
«Как у наших у ворот»
1
4
«Петушок»
1
5
«Сад»
1
6
«Солнышко»
1
7-8
Подготовка к мини-концерту. Мини- концерт по разученным песням.
2
II
Веселые нотки (6 часов)
3
3
1-3
Нотная грамота. Нотный стан. Ноты.
3
4
Пение по нотам
1
5
Игра: Я- нота до , а ты-?
1
6
Иллюстрация по теме «Веселые нотки»
1
Музыка и движение (14 часов)
1-2
Беседа: «Движение-жизнь». Иллюстрация.
1
1
3
Бег и прыжки, ходьба под музыку
1
4
Разучивание песни: «Добрый жук». Песенка танец из кинофильма «Золушка»
1
5-6
Музыкально-ритмическое движение. Добрый жук. Слова Е.Шварца. музыка А.Спадавекша
2
7
Разучивание песни. Мишка с куклой пляшут полечку. Слова и музыка М.Кагурбиной.
1
8-9
Музыкально-ритмическое движение под музыку М.Кагурбиной
2
10-11-12
Танец утят. Французская народная песня
3
13-14
Пляски под музыку М.Кагурбиной, А.Спадавеккла
2
Композиторы-классики (16 часов)
1
15
1
В.Шаинский –автор многих детских песен
1
2-3-4
Разучивание песни. Песенка чебурашки. Музыка В.Шаинского.Слова Э.Успенского
3
5-6-7
Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение. Учить, слушать, повторять услышанное. Подражательное пение. Песенка Львенка и Черепахи. Музыка Г.Гладкова. Слова С.Козлова
3
8-9-10
Голубой вагон. Музыка В.Шаинского. Слова Э.Успенского
3
11-12-13
Улыбка. Музыка В.Шаинского. Слова М.Пляуковского
3
14-15-16
Подготовка к выступлению. Выступление детей по разученным песням
3
Играем и поем
1
7
1
Что такое «пантомимика»? иллюстрация к сказке «Петушок»
1
2-3
Пение сопровождается пантомимикой. Гости. Слова Е.Благиной
2
4-5
Пастушка. Французская народная песня
2
6-7
Подготовка к выступлению
2
8
Показательные выступления детей
1
Волшебные инструменты (18 часов)
1
Музыкальные инструменты. Иллюстрация
1
2-3
Игры на музыкальных инструментах. Волшебные барабаны. В.Усачева
2
3-4
Веселые барабаны. Американская детская песня
2
5-6
Веселый музыкант. Музыка А.Филлипенко. Слова Т.Волгиной
2
7-8
Дудочка. Литовская народная песня
2
9-10
11-12
13-14
Игра на волшебных инструментах
6
15-16
Подготовка к выступлению
2
17
Показательные выступления детей
1
8-19
Итоговые занятия. Повторение
2
Всего : 72 часа
8
64
Привлекая их в работу кружка, заметили, что дети быстро выучивают и запоминают песни, у них быстрее развивается воображение, творческие и актерские способности, координация движений. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение . Так, например, Даша Шурина. в средней группе была очень застенчивой, неприметной девочкой, с огромным трудом выполняла самые неприхотливые, второстепенные роли. Но постепенно, систематически работая с ней индивидуально, стала солисткой кружка. А главное, девочка начала проявлять интерес к самостоятельному выступлению, желание выступать перед аудиторией. .
Использованная литература
1.Хрестоматия по музыке. Т.И.Соколова,2001 г.
2. Дошкольное воспитание. А.В.Антонова, 2005 г.
3. Музыка и движение. С.И. Бекина,1983г.
4. Музыкальный руководитель,№7,2009г.,
5.Русская музыка ХIХ века, биография великих музыкантов. Л.С. Третьякова,1976г.
6.Музыкальный руководитель июль-август 2004 г.
7.Музыкальный руководитель ,2012г
Заголовок 115