Проект по декоративно-прикладному искусству Русская народная традиционная кукла Горошинка
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Коммунарская средняя общеобразовательная школа»
307043, Курская область, Медвенский район, с.ВысокоеТел. 8(47146)4-84-24 эл.адрес ko48424@yandex.ruТряпичная кукла
«Горошинка»
Домашева Анна, 8 класс
Руководитель: Переверзева
Любовь Александровна
2016
Введение
Тряпичная кукла как вид декоративно-прикладного искусства очень тесно связана с человеком, с его образом, с его бытом и верованиями. Так как кукла это часть культуры она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Изучение национальной тряпичной куклы является одной из важных и интересных проблем современного декоративно прикладного искусства. Кукла является оберегом на достаток в семье.
По прошествии времени для наполнения Крупенички стали использовать не только гречиху, но и другие зерновые культуры – горох, пшено, пшеницу. Поэтому и кукла стала иметь и другие названия, как, например, Зерновушка, Горошинка. Крупеничка делалась с любовью и заботой и считалась главной куклой семьи. Для ее изготовления можно использовать баночку, мешочек. Фартук можно украсить вышивкой, также в качестве украшения возможно использование тесьмы.
Творческое название: «Горошинка».
Учебные предметы:
Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.
Литература, для правильной формулировки фраз.
Русский язык, для грамотного написания текста.
История, для написания исторической справки.
Математика, для подсчета расчета себестоимости изделия.
Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.
Ожидаемый результат: тряпичная кукла.
Проблема: недостаток информации о значении народных традиций.
Идея: объединение поколений через совместную деятельность.
Цели проекта:
развить творческий потенциал личности;
научиться планировать деятельность - время, ресурсы;
уметь выбирать лучшее решение;
оценивать результат своей деятельности;
учиться выступать перед аудиторией;
Задачи проекта:
изучить историю появления тряпичных кукол;
заинтересовать других рукоделием;
найти общее интересное дело;
сплотить семью;
сделать оберег в дом;
сделать выводы, подвести итоги исследования.
Объект исследования: занятие рукоделием.
Предмет: изготовление тряпичной куклы.
Гипотеза: если найти общее интересное дело, например, изготовление кукол из материи, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия им сплотить семью, классный коллектив.
История ремесла.
Традиционная народная кукла, почти не изменялась с тех давних пор, когда ее придумали наши предки. Куклами принято было не только играть, они помогали человеку в жизни – собирать урожай, участвовали в свадебных обрядах, облегчали недуги, служили добрыми подарками при встрече гостей. Самой популярной была тряпичная кукла. Тряпичных кукол изготавливали и взрослые, и дети начиная с 5 лет, без иголок и ножниц. Куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Прохудившаяся ткань легко рвалась, что было не маловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.
Куклы наряжали, но никогда не изображали лицо, так как кукла без лица была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Отсутствие лица было знаком того, что кукла вещь не одушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе, где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.
Виды кукол па назначению: обереговые, обрядовые, игровые.
Виды кукол по способу изготовления:
Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то, какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:
- Столбушка;
- Крестушка или крестец;
- Кукла на палочке;
- Узловая кукла;
- Пеленашка;
- Закрутка;
- Набивная кукла мешок.
Особенности изготовления тряпичной куклы.
Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность. Но сейчас мы будем их использовать, соблюдая технику безопасности. Приложение1.
Костюм куклы.
Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.
Материалы
Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат.
В качестве материала, который набивается внутрь куклы, использовали – крупу. Я сегодня использую горох, поэтому кукла называется «Горошинка».
Для отделки и украшения куклы понадобятся – атласные ленты, бисер, мелкие бусины и прочая фурнитура.
Прикладное значение.
Изначально Крупеничка наполнялась семенами гречихи, которая была на Руси ценной культурой. С наступлением времени посева из мешочка куколки доставалось несколько горстей гречихи, которые использовались для посева вместе с остальным зерном. Крестьяне верили, что таким образом урожай будет лучше. После уборки урожая Крупеничку вновь наполняли зерном и хранили до следующего года в красном углу избы.
Вывод
Прошло много времени, менялись традиции и представления людей, современные дети играют в игрушки фабричного производства. Но мастера и народные художники изучают и передают традиции древних мастериц, берегут эти традиции и передают своим ученикам.
Работа над куклой, это тот же магический ритуал, который требует много сил, энергии и знаний народных традиций.
Литература
Цыгвинцева О.А. Масстерская народной куклы. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013 г.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-мотодическое пособие.- СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- «Паритет», 2012г.
Кукольные секреты/ под ред. Е.В. Койло. Муниципальное учереждение культуры «Лянторский центр прикладного творчества и ремесел». – Лянтор: 2013г.
Берестенова Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. ООО «Печатная слобода» - Москва 2013 г.
Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. ООО Издательский дом «Цветной мир» г. Волгоград 2009 г.
Приложение 1.
Мастер-класс
Изготовление обрядовой тряпичной куклы «Горошинка».
472630595059500В основе куклы маленький мешочек с горохом, тело куклы сформировано путем перетягивания мешочка по линии горловины. После формирования основы, кукла украшается в соответствии с особенностями традиционного народного костюма.
Прямоугольный кусок тканой материи размером 12х20 сшиваем по длинному краю швом назад иголка. Нижний край по кругу прошивают швом вперед иголка, стягивают и закрепляют. Выворачиваем полученный мешочек на лицевую сторону.
471170023304500
Мешочек заполняем горохом. Верхнюю часть мешочка стягиваем и закрепляем. Можно в верхней части изготовить кулиску со шнурком, чтобы была возможность замены крупы.
Получившуюся основу куклы обвязываем лентой в соотношении 1:2. Ленту перегибаем пополам и. наложив на основу куклы, делаем два витка и накидываем простой узел. Затем затягиваем за концы и накидываем вторую петлю, затем крепим узел.
4923790-127000
Основа и составные элементы куклы готовы, теперь можно ее наряжать и украшать. На лоб куклы пришиваем ободок из бисера - это будет повойник.
Для изготовления рук необходимо сшить две ленты, зашить их снизу и наполнить горохом, затем зашить сверху.
Для изготовления сарафана нам понадобится атласная алая лента, ткань сшиваем в форме прямоугольника, от ширины кусочка будет зависеть то, насколько сарафан получится пышным. По нижнему краю прямоугольник декорируем атласной ленточкой белого цвета. Полученную деталь присобираем и крепим на горловине куклы с помощью крепежной нити.
Руки крепим по линии горловины оставшимися концами нитки.
Следующим элементом одежды куклы изготавливаем передник, это небольшой прямоугольник ткани. Передник украшаем разноцветными ленточками и крепим также по линии горловины.
Голову куклы необходимо украсить платком, для этого выкраиваем треугольник. Платок крепим на голове так, чтобы был виден повойник и завязываем вокруг горловины, маскируя и закрепляя все слои крепежей.
В результате получилась кукла «Горошинка» в традиционном одеянии русской женщины. Лицо куклы по традиции не обозначаем.