Мастер класс по изготовлению куклы оберега Волдайский колокольчик


Мастер - класс по теме:
«МЫ ПОКАЗЫВАЕМ КУКОЛ,
А КУКЛЫ ПОКАЗЫВАЮТ НАМ МИР»
Цель:
Познакомить с традиционным бытом наших бабушек и прабабушек, их играми и игрушками.
Рассказать и показать традиционные тряпичные куклы нашего народа, познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы;
Развивать творческие способности;
Воспитывать любовь к истории и традициям наших предков.
Задачи:
Поделиться опытом работы с технологией изготовления тряпичной народной куклы.
Повысить профессиональное мастерство
Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.
Обучение приемам изготовления куклы “Колокольчик” в соответствии с народными традициями.
Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.
Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта.
Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Воспитание аккуратности и точности в работе.
Участники мастер-класса:
Молодые педагоги дополнительного образования и педагоги имеющие значительный стаж работы.
План проведения.
Мы занятие начнём,Его с пользой проведём.Очень важно не лениться,А прилежно нам трудиться
Вступительная часть.
целевая установка.
Раскрытие содержания и его отдельных составных частей.
Основная, демонстрационная часть.
Оборудование для изготовления тряпичной народной куклы «Колокольчик»
Образцы тряпичных народных кукол.
Комментирующая часть.
Из истории о куклах.
Создание тряпичных народных куклы .Инструменты для изготовления тряпичной народной куклы.
Правила выполнения тряпичной народной куклы.
Советы по изготовлению тряпичной куклы.
Практическая часть.
Изготовление тряпичной народной куклы «Колокольчик».
Обсуждение занятия педагогами.
Удовлетворены ли интересы педагогов.
Что интересного узнали.
Как будете использовать в своей работе.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начнём наше занятие с загадки.
Есть ноги, но не ходитЕсть рот, но не говорит,Доставляет детям радость,Но сама радоваться не может.
Что это?
Кукла
Как думаете, чему будет посвящено наше занятие? Правильно кукле.
Сегодня мы познакомимся с историей возникновения тряпичной, народной куклой. С ее изготовлением.
А так же попробуем изготовить тряпичную народную куклу «Колокольчик».
С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была неприемлемым атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них ребенок учился вести хозяйство , обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не  только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.
           Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине ХХ века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.       
 Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы? При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. Таким образом, в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле. ,, Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. 
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.       Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.  Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.            Игрушечные традиции бытовали в каждом уголке России. Любой ребенок имел свою куклу, начиная с кукол-скруток, которые относятся к самым истокам славянской народной культуры.    
             В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.
       Кукол в каждой функциональной группе очень много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".
Впервые народная кукла стала предметом научного и общественного мнения в конце 1870-х годов. Связано это в первую очередь с деятельностью выдающегося представителя российской науки Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895г) основоположника отечественной этнографии детства. Известный московский врач-педиатр, доктор медицины, почетный член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и географии, он принял самое пристрастное участие в организации Антропологической выставки в 1879 году. В панораме «Воспитания русских крестьянских детей» среди колыбелей, каталок, ходалок, игрушек заняла место и народная кукла, преимущественно тряпичная. Мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. Его работы читал и правил Лев Николаевич Толстой при изучении опыта воспитания крестьянских детей.
    Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Описание изготовления тряпичной куклы «Колокольчик»
Обережную куклу добрых вестей Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы — Валдай. 
Сегодня я хочу предложить Вам мастер-класс по созданию куклы - оберега. Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением. Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками. Я буду делать куклу «Колокольчик». Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее. Правда в данном мастер-классе я буду использовать ножницы, так как во-первых: эта кукла только образец и не будет служить оберегом для кого-то; а во-вторых: ткань новая, и разорвать ее в ручную мне не под силу ))) 
Для работы нам понадобятся (рис. 1):
2095553975- добрые мысли и пожелания;- хлопчатобумажная ткань (белая);- разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец);- красная хлопчатобумажная нить;- ножницы;- карандаш;- линейкаДаря куклу Колокольчик мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.
1). Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.

2). К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. синтепон помещаем в центр большого круга. 

3 Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.
lefttop
4). Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.

5). Аналогично и третий лоскут.

6). Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

7). Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше. 

8). При необходимости регулируем, закрепляем на шее.

9). Оформляем руки.

10). Повязываем косынку первым способом.

11). Для второго варианта надеваем на голову повойник.

12). Надеваем косынку и завязываем её под ручками.

13). При желании для подвески привязываем тесьму.

Отличный подарок друзьям и близким!
В заключение, не могу не упомянуть еще об одном нюансе, на котором всегда акцентируют внимание новичков мастера-изготовители со стажем. Самую первую обрядово-обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому, если надумаете поупражняться в древнеславянском ремесле, результат своей первой работы сохраните. На всякий случай. Кто знает, где в этой сказке ложь, а где намек?
Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). Но, на мой взгляд, лучше пользоваться методом группировки по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе. Так гораздо романтичнее. Я бы даже сказала – сказочней.
Если решите попробовать куклу – закрутку смастерить, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намериениеми, и в хорошем настроении, и не только закрутку, но и любую куклу. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания и завязывать узелки надо только красной нитью.
Детали куклы не сшивали, а связывали между собой приматывая друг к другу. В некоторых случаях навивали по «солнышку» т.е. с востока на запад, в других по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали малитвы ( и только в редких специальных случаях хранили полное молчание).
Вот и подошла к концу наша встреча. Каждый из вас держит в руках частичку истории, доброты, традиций наших предков. Сегодня мы заглянули в прошлое, но без него не возможно будущее. Пусть та кукла которую вы держите в своих руках будет кому-то игрушкой, кому-то оберегом в дальнейшей жизни. Мне хочется, чтобы вы как можно больше обращались к традициям наших предков.
Спасибо всем за работу и теплую нашу встречу.