Программа «Бисероплетение»
О.Н.Паршина учитель технологии
КГУ «Карабулакская средняя школа с дошкольным мини-центром акимата Ескельдинского района»
Алматинская область, Ескельдинский район, п. Карабулак
Особенности обучения и воспитания одаренных детей на уроках технологии.
Республика Казахстан строит демократическое, правовое государство с рыночной экономикой. В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева казахстанцам определены стратегические приоритеты развития страны до 2030года. Как сказано в нём, ведущим фактором экономического и социального прорыва в грядущий век являются «сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания».
По данным исследований примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одарённым детям.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо выделить наиболее способных детей и создать условия для их развития. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать – постепенно научив молодого человека приобретать знания самостоятельно, пользоваться ими для непрерывного самоусовершенствования. Так достигается качественное и эффективное образование, развитие интеллектуального потенциала ребенка.
Развитие творчества детей – одна из главных задач дополнительного образования, поэтому особое место отводится развитию художественной, практической, социальной одаренности у детей. При работе с одаренными: учитель должен создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету;закладывать основы мастерства, отрабатывать с ребенком технику исполнения. На современном этапе наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Работа с одаренными детьми, должна осуществляться в три этапа.I этап – анамнестический – на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.По результатам олимпиадных, различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителем.II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка. III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогу, задача которого - сформировать и углубить способности ученика.
Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение.
Успешный учитель для одаренных – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. В рамках индивидуальных программ обучения одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным разделам декоративно прикладного искусства. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:
– учитывать интересы одаренного ребенка
– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности. С бисером на уроках технологии я работаю на протяжении последних пяти лет. Ученикам очень нравится это увлекательное занятие. Работы детей мы показываем на творческих выставках в школе, в районе, в области. Чтобы в дальнейшем развивать это направление, для одаренных детей я предлагаю свою авторскую программу по «Бисероплетению»
Авторская программа «Бисероплетение»
Бисероплетение – забытое искусство, в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса, низание, один из очень интересных видов народного творчества. Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка.
Элективный курс «Бисероплетение» разработан для учеников 7-8-х классов и рассчитан на 34 часа. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.
Количество учащихся при изучении данного курса не должно превышать 7-10 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают навыки низания, учатся выполнять украшения, изготавливают сложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Данный элективный курс позволяет учащимся оценить привлекательность для себя такого вида художественного ручного труда как бисероплетение, которое переживает сегодня новый виток развития.
Основные формы и методы обучения:
эвристическая беседа;
метод проблемного изложения материала;
иллюстративный;
практическая работа;
индивидуальная форма художественного творчества;
коллективный анализ творческих работ.
Актуальность программы – приобщение учащихся к народному искусству. Работа по бисероплетению доступна всем, она может быть неплохим дополнительным заработком. Из бисера можно изготовить недорогие, но красивые украшения в подарок родным и знакомым, а также украшения быта.
Цель программы – познакомить с историей возникновения бисероплетения, научить приемам работы с бисером, рубкой, стеклярусом, приобщить учащихся к творчеству и предпринимательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
ознакомить учащихся с основами знаний в области бисероплетения;
вырабатывать у учащихся интерес выполнять украшения своими руками.
Воспитательные:
воспитание любви к прекрасному в искусстве;
воспитание уважения к народным традициям;
воспитание аккуратности, трудолюбия.
Развивающие:
развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
нравственное, интеллектуальное развитие личности;
развитие внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
историю возникновения бисероплетения;
виды материалов, используемые в бисероплетение;
инструменты для работы;
роль цвета в бисероплетение;
условные обозначения на схемах;
терминологию бисерных украшений;
правила безопасности труда при работе;
основные правила бисероплетения.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;
начинать и заканчивать плетение;
пользоваться схемами и переводить их;
оформлять готовое изделие(соединять его с фурнитурой);
умело подбирать украшения к одежде.
Формы и методы обучения.
Для формирования художественного вкуса, развития творческого воображения на занятиях применяются различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные: беседы, просмотр и обсуждение лучших работ учащихся,
Репродуктивные: составление схем плетения, практические работы с бисером;
Проблемные: самостоятельные работы по составлению схем для плетения изделий из бисера.
Основная форма – практические занятия. Приоритетными являются наглядные и практические формы, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Неотъемлемой частью эффективного учебного процесса является мотивация учащихся, с помощью которой до них доводится практическая ценность этапа обучения. Мотивация осуществляется в форме разработки дизайн – проекта, подготовки к выставкам и конкурсу, позволяющая концентрировать усилия учащихся в конкретном направлении, соответствующим основным задачам программы.
Обучение проводится в направлении:
1.Формирование практических навыков.
Необходимо отметить межпредметные связи. На занятиях прослеживается связь с такими предметами, как математика, история, рисование. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Психолого-педагогическая характеристика программы
Программа соответствует возрастным особенностям учащихся 10–15 лет. Программа учитывает следующие факторы: определён объём воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; предусматривается планирование усвоения знаний в готовом виде со слов учителя и в процессе самостоятельного поиска; запланировано осуществление проблемно-эвристического обучения педагогом и учащимися; учитывается контроль, анализ и оценка деятельности учащихся, осуществляемых учителем; самоконтроль и самоанализ учебной деятельности учащихся.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся получают теоретические знания: исторические сведения по украшению национальных изделий бисером; изучают всевозможные виды плетения;
Практические умения: самостоятельно разрабатывать новые схемы плетения, правильно пользоваться инструментами и оборудованием, грамотно выполнять изделия, подбирать цветовую гамму, ориентироваться на качество изделий.
Содержание программы
Тема 1. Бисероплетение – забытое искусство (2ч.)
Теоретические сведения.
Краткие сведения из истории бисерного рукоделия. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе с бисером. Начало работы. Закрепление нити. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
Практическая работа.
Виды соединений. Цепочка «змейка», «крест»
Тема 2. Техника плетения украшений. (8ч).
Теоретические сведения.
Плетение украшений одной иглой. Правила и приемы работы. Подбор и сочетание цветовой гаммы. ТБ при работе.
Практическая работа.
Колье «Кораллы», « Причуды весны», « Нежность»
Тема 3. Изготовление украшений из крупных бусин (8ч.).
Теоретические сведения.
Сочетание бисера. Применение изделий в быту. Украшения-талисманы.
Практическая работа.
«Шкатулки», «Салфетницы», «Сувениры»
Тема 4. Техника плетения цветов (8ч.).
Теоретические сведения.
Техника плетения листочков для цветов. Последовательность работы. Правила сборки. Составление композиций. ТБ при работе.
Практическая работа.
Цветы: «фиалки», «орхидеи» , «розы»
Тема 5. Изготовление деревьев на проволоке (8ч.).
Теоретические сведения.
Материалы и инструменты для работы. Техника изготовления деревьев на проволоке. « Сакура» приемы изготовления. ТБ с режущими инструментами.
Практическая работа.
Деревья: «сакура», «глициния», «сосна»
Закончить мне хочется такими словами:
А ребёнок одарённый. В мир красивый и влюблённый.
Хочет он о нём всё знать, Чтобы в жизни устоять.
Любит он учить, учиться, К знаниям всегда стремится,
На практике их добывает. И потом их применяет.
Перечень рекомендуемой литературы
Список литературы для учителя:
Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.
Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма-Пресс,Нева,Валери, 1999.
Список литературы для ученика:
Клер Крочли. Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. – М.: Арт-Родник, 2005.
Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. – М.: Ниола 21 век, 2006.
Донателла Чиотти. Королевские украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2007.
Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2004.