Педагогический опыт работы с учащимися творческого объединения Светлица рукодельниц

Педагогический опыт работы с учащимися творческого объединения «Светлица рукодельниц».
Чеснокова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества»
Дубёнского муниципального района
Республики Мордовия.
Технология опыта.
Занятия в творческом объединении «Светлица рукодельниц» веду по дополнительным общеобразовательным программам «Изонить» и «Лоскутная мозаика» рассчитанных на два года обучения. Цель программы творческого объединения - создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания изделий, используя различные материалы и техники.
Содержание программы представлено различными видами художественного ручного труда (работа с текстильным материалом, лоскутами ткани, нитями, лентами, пластичными материалами, природным материалом, бросовым материалом) и направлено на овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами, изготовлению поделок, игрушек, цветочных композиций, панно, различных полезных предметов. По каждому виду труда программы содержат примерный перечень практических и теоретических работ включают в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для учащихся первого года обучения задание заполнения геометрических фигур в технике изонить на плоскости - это угол, окружность, дуга; то для учащихся второго года обучения предполагает новые, объёмные варианты выполнение этих же фигур на пластике, дисках и т.д. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающихся и степени усвоения ими учебного материала. Таким образом, по этой программе могут заниматься обучающиеся разного возраста и из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
На теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, схеме, по собственному замыслу обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. При изготовлении какого-либо изделия дети учатся устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно.
Весь период занятий разделен на несколько этапов: подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно – прикладного искусства (изонить, ганутель, лоскутное шитьё, айрис фолдинг), выясняются склонности, способности и предрасположенность ребёнка к конкретному виду деятельности. Затем подбираются такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше, чем у него пройдёт пик активности и пропадёт интерес заниматься этим делом. На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и изготовлению изделия. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель, помощник и консультант. На третьем этапе идет анализ изготовленных изделий, анализ проведенной работы, разбор ошибок и подготовка изделий к выставкам. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого развития ребёнка (выбор изделия, методов изготовления изделия, дизайн и т.д.).
Структура занятий в творческом объединении разработана с учётом возрастной психологии учащихся и их интересов.
Для активизации учащихся к самостоятельному «творчеству», реализации своих скрытых возможностей, на занятиях, в зависимости от цели и содержания учебного материала, используются нетрадиционные (нестандартные) формы организации занятий. Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. В своей работе я применяю:
- занятие – соревнование, конкурсы, турниры, викторины и т.д.;
- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исследование, творческое задание и т.д.;
В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики:
- каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;
- любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;
- построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Использование наглядных пособий, технических средств (Интернет-источников, презентаций, обучающие DVD диски) способствуют лучшему усвоению материала.


Результативность творческого объединения.
Объединение «Светлица рукодельниц» предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития. Занятия в объединении дают простор для творческого развития, о чём свидетельствуют устойчивые положительные результаты образовательной деятельности по показателям (за последние три года) - полнота выполнения программы – 100%, сохранность контингента в среднем в 90 %, продуктивность участия кружковцев в творческих конкурсах и выставках. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки детей. Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий двумя и более видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию, а успехи в декоративно – прикладном творчестве, даже незначительные, рождают у учащихся уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей.
Практика показала, что на каждом этапе занятия ДПТ необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности детей, достигать более высоких результатов в обучении и развитии их творческих способностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Результаты учащихся объединения «Светлица рукодельниц» в конкурсах, выставках, акциях (2013-2016 г)
Муниципальный уровень:
Конкурс антинаркотических проектов «Все краски творчества против наркотиков» (2 место)
Конкурс творческих проектов «Фантазия» (два 1места, 2, два 3 места)
Конкурс моделей одежды из природных материалов «Флора-дизайн» (1,3 место)
Конкурс детского творчества «Золотая игла» (два 1 места, два 2 места)
Конкурс Новогодней игрушки (1, 2, 3 места)
Конкурс «Пасха красная» (1 место, два 2 места)
Конкурс рисунка «Спорт в моей жизни», посвященный зимней олимпиаде ( 3 место) и др.
Республиканский уровень:
Конкурс Новогодней игрушки «Новогодний серпантин» (2,3 место)
Конкурс антинаркотических проектов «Все краски творчества против наркотиков» (1 место)
Межрегиональный конкурс декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница» (2 место)
Республиканский конкурс прикладного творчества «Фантастика» номинация: кукла (3 место)
Российский уровень:
V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» (1 место)
Всероссийский интернт-конкурс для детей «Триумф детства» (диплом 1,3 степени)
Всероссийский творческий конкурс « Солнечный лучик», творческого сайта «Палитра радости» (1,2 место)
Всероссийский центр творчества «Мои таланты»(1 место)
Международный уровень:
Международный творческий конкурс «Дружба талантов» (3 место)

Трудности и проблемы опыта.
Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ ручного художественного труда и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, аккуратностью, запасом терпения позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка, поэтому педагогу необходимо не просто заинтересовать воспитанника, но и увлечь его, быть ему всегда интересным.
Определенные трудности испытываю из-за того, что объединение посещают разновозрастные воспитанники с разными способностями и подготовленностью. Только постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.



15