Программа поделки из древесины
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лениногорская шк№14 для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа
«Поделки из древесины»
разработана для воспитанников 9-16 лет
срок реализации 3- года.
Составил учитель по труду: Сафин. Д.Г.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………….. 3
Тематическое планирование первого года обучения ………………………………. 5
Учебно- тематическое планирование первого года обучения ……………………… 6
Содержание программы первого года обучения ……………………………………. 9
Тематическое планирование второго года обучения ………………………………..11
Учебно- тематическое планирование второго года обучения ………………………12
Содержание программы второго года обучения ………………………………….….22
Тематическое планирование третьего года обучения ……………………………….23
Учебно- тематическое планирование третьего года обучения ………………………24
Содержание программы третьего года обучения …………………………………….25
Методическое обеспечение программы ………………………………………………32
Литература………………………………………………………………………………..35
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социально-экономических условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Наиболее полно данные задачи реализуются в объединении «Мастер» технического направления. Изготовление поделок из дерева, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия по обработке дерева способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.
Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие и технические способности ребенка. От простейших изделий из дерева до изготовления художественных работ на выставках технического творчества, способствующих формированию навыков овладения технологическим процессом изготовления изделий. Сочетание теории и практики создает благоприятные условия для развития у подростков творческих способностей и склонностей, к созданию оригинальных и красивых вещей, трудового и эстетического воспитания, профессионального самоопределения.
Цель программы:
Создать условия для развития познавательного интереса у воспитанников к занятиям декоративно-прикладного искусства по деревообработке, для совершенствования практических навыков и умений участвовать в общественно-полезном труде, благоустройстве своего быта.
Задачи:
- создание условий для самовыражения и самоадаптации, реализации творческого потенциала растущей личности в технической деятельности,
- овладение правилами техники безопасности в процессе конструирования изделия на всех этапах работы с ручными инструментами и на станочном оборудовании;
- ознакомление воспитанников с приемами и способами обработки древесины;
- ознакомление воспитанников со свойствами бумаги, картона, древесины, тканей;
- формирование навыков по применению способов деревообработке;
- совершенствование навыков по оформлению моделей с учетом особенностей формы и назначения изделия;
- развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления при выполнении практических работ;
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к выполнению работ, уважения к друг другу, дисциплины труда.
Особенности реализации программы
Обучение по курсу строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, объектов природной и социальной среды. При организации творческой или проектной деятельности воспитанников очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Соответственно основной формой обучения является учебно-практическая деятельность воспитанников. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов.
Педагог в соответствии с имеющимися возможностями выбирает тот объект или тему работы для воспитанников, чтобы обеспечить охват совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог учитывает посильность объекта труда для воспитанников соответствующего возраста. Программа призвана закреплять знания, получаемые воспитанниками на занятиях по технологии, развивать умения и навыки технического характера по выполнению трудовых операций, связанных с обработкой древесины.
Цель занятия объединения - удовлетворить интерес воспитанников к столярной работе и развить его до сознания потребности участвовать в оформлении и оборудовании детского дома и приусадебного участка.
Режим работы
Программа разработана для воспитанников 10-16 лет.
Срок реализации - 3 года.
1 год обучения -72 ч., по 2 часа 3 раза в неделю;
2 год обучения -72 ч., по 2 часа 3 раза в неделю;
3 год обучения -72 ч., по 2 часа 3 раза в неделю;
Методическая основа программы
Образовательная программа «Поделки из древесины» разработана на основе. Требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. (Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей МО России 03.06.2003); Типовой программы для внешкольных учреждений «Столяр-конструктор» М. «Просвещение» 1995г.
Условия организации образовательного процесса
Условия:
-организация рабочего места и трудового процесса;
-распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу;
-расчёт необходимых материалов и времени;
-выбор инструментов и приспособлений, рациональных приёмов работы;
-умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.
Местом проведения занятий является столярная мастерская, где имеется необходимый набор инструментов и оборудования для обработки древесины.
Важным моментом при организации учебного процесса является воспитание бережного отношения к природе, использование полуфабрикатов, техника безопасности.
На примерах и приёмах работы педагог показывает элементы технологии, направленные на выявление общих закономерностей изготовления изделий из различных пород и сортов древесины.
Особое внимание уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения технологических операций при изготовлении изделий.
Диагностика
Для диагностики образовательного процесса использую следующие методы:
- наблюдение за развитием воспитанников.
- итоговый зачет: результаты участия в выставках, конкурсах..- опросники;
- наблюдение за поведением воспитанников..Тематическое планирование первого года обучения
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Древесные материалы
4
2
2
3.
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной 6
2
4
4.
Изготовление деталей из древесины
18
2
16
5.
Сборка изделий из древесины
12
2
10
6.
Отделка изделий из древесины и фанеры
10
2
8
7.
Художественная обработка древесины
14
2
12
8.
Творческий простейший проект
6
2
4
Итого:
72
16
56
Учебно - тематическое планирование первого года обучения
дата №
тема
Количество часов
Основное содержание
п\п
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
1.1
-цели и задачи объединения
-обсуждение плана работ 1
1
-
раскрыть содержание и задачи объединения
-дерево в истории
Деревянное зодчество
отечественной архитектуры
1.2
-безопасность труда при
деревообработке
1
1
-
ознакомить с техникой безопасности труда.
-оборудование рабочего
места
научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины,
2.
Древесные материалы
4
2
2 -охрана лесных богатств
2.1
-основные породы деревьев,
применяемые в деревянных
конструкциях: мебели.
архитектуре, народных промыслах, яхто и
планеростроенииболезни, пороки и особенности
строения дерева
1
1 ознакомить воспитанников со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков
-Заготовка материалов для
выполнения плана работы
объединения.
1 1
Подготовка пиломатериалов для выполнения практических занятий
2.2 -распиливание леса на доски
-окрашивание дерева
1
1
Получение пиломатериалов при распиливании леса. Способы окрашивания древесины.
-Заготовка материалов для
выполнения плана работы
объединения.
1 1
Подготовка пиломатериалов для выполнения практических занятий
3.
Инструменты,
приспособления и станки
для работы с древесиной 6 2
4
3.1 классификация инструмента и ознакомление с ним, основные требования к выбору и подготовке инструмента
1 1 Классификация инструмента и ознакомление с ним, правила техники безопасности при работе с ручным инструментом, подготовка инструмента к работе
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. 1 1 Научить технике и приемам работы с деревообрабатывающим инструментом (пиление)
3.2 Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. 1 1 Научить технике и приемам работы с лобзиком.
-виды станков для работы с древесиной
1 1 Изучить устройство токарного станка по дереву СТД-120
3.3 Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. 1 1 Научить технике и приемам работы с ручной дрелью, коловоротом.
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. 1 1 Научить технике и приемам работы с рубанком.
4 Изготовление деталей из древесины 18 2 16 4.1 Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. 1 1 Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Обработка заготовки перед разметкой. Назначение разметки и инструменты для ее выполнения.
Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали 1 1 дать учащимся основные понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе, инструкционно-технологической карте. Последовательность изготовления деталей.
4.2 Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. 1 1 Способы распиливания пиломатериалов. Инструмент применяемый для продольного и поперечного распиливания. Безопасность труда при пилении.
Технология изготовления детали 1 1 Разметка деталей выбранного изделия по своему чертежу.
4.3 Технология изготовления детали 1 1 Изготовление деталей для своего изделия. Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины.
Технология изготовления детали 1 1 Изготовление деталей для своего изделия
4.4 Технология изготовления детали 1 1 Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Изготовление деталей для своего изделия.
Технология изготовления детали 1 1 Изготовление деталей для своего изделия.
4.5 Технология изготовления детали 1 1 Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Изготовление деталей для своего изделия.
Технология изготовления детали 1 1 Изготовление деталей для своего изделия.
4.6 Технология изготовления детали 1 1 Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Изготовление деталей для своего изделия.
Технология изготовления детали 1 1 Изготовление деталей для своего изделия.
4.7 Изготовление деталей вращения 1 1 Безопасность труда при работе на станке. Повторить устройство станка, рассмотреть кинематическую схему и операции, выполняемые на станке.
Изготовление деталей вращения 1 1 Выбор, разметка и крепление заготовки. Выбор режущего инструмента.
4.8 Изготовление деталей вращения 1 1 Наладка станка перед началом работы.
Изготовление деталей вращения 1 1 Приемы точения различными стамесками.
4.9 Изготовление деталей вращения 1 1 Освоение приемов точения на деревообрабатывающем станке.
Изготовление деталей вращения 1 1 Изготовление изделия цилиндрической формы.
5 Сборка изделий из древесины 12 2 10 5.1 -виды соединений изделий из древесины
1 1 -безопасность труда при сборке изделий из древесины.
Ознакомление с правилами соединения изделия с помощью гвоздей, шурупов, виды соединений.
Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
5.2 -соединение на шипах
-соединение деревянных изделий шурупами
-соединение деревянных изделий винтами
1 1 Подготовка изделия для сборки. Подбор сверла, шурупов, инструмента для выполнения соединения. Технология соединения деталей на шипах.
Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
5.3 Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей, безопасность труда при сборке изделий из древесины.
Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
5.4 Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей, безопасность труда при сборке изделий из древесины.
Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
5.5 Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
-безопасность труда при сборке изделий из древесины.
Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
5.6 Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
-безопасность труда при сборке изделий из древесины.
Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 1 Сборка изделия из заготовленных деталей.
6 Отделка изделий из древесины
10 2 8 6.1 Чистовая обработка поверхности материалов.
1 1 Безопасность труда при отделочных работах. Приемы, инструмент для отделки изделия. Приемы пропитки олифой и нанесение лакокрасочного покрытия.
Отделка изделия из древесины.
1 1 Подготовка поверхности древесины для отделки.
6.2 Виды отделки в зависимости от условий эксплуатации.
1 1 Травление древесины, шлифовка, лакировка. Безопасность труда при отделочных работах.
Отделка изделия из древесины. 1 1 Выбор способа отделки изделия. Отделка изделия
6.3 Отделка изделия из древесины. 1 1 Безопасность труда при отделочных работах. Отделка изделия.
Отделка изделия из древесины. 1 1 Отделка изделия.
6.4 Отделка изделия из древесины. 1 1 Безопасность труда при отделочных работах. Отделка изделия.
Отделка изделия из древесины. 1 1 Отделка изделия.
6.5 Отделка изделия из древесины. 1 1 Безопасность труда при отделочных работах. Отделка изделия.
Отделка изделия из древесины. 1 1 Отделка изделия.
7. Художественная обработка 14 2 12 7.1 Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала.
1 1 Виды резьбы по дереву, инструмент. Технология выпиливания лобзиком
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Научить технике и приемам работы с лобзиком.
7.2 Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Выжигание по дереву.
1 1 Ознакомление с готовыми изделиями художественных промыслов. Технология и приемы выжигания. Безопасность труда.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Усвоение технологии и приемов выжигания
7.3 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Отделка своего изделия выжиганием
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Отделка своего изделия выжиганием
7.4 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Отделка своего изделия выжиганием
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Разметка изделия для выполнения геометрической резьбы.
7.5 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Правила безопасности при выполнении резьбы. Технология выполнения геометрической резьбы.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выполнение геометрической резьбы.
7.6 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Правила безопасности при выполнении резьбы.
Выполнение геометрической резьбы.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выполнение геометрической резьбы.
7.7 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Правила безопасности при выполнении резьбы.
Выполнение геометрической резьбы.
Выполнение различных видов художественной
обработки древесины. 1 1 Выполнение геометрической резьбы.
8 Творческий простейший
проект 6
2
4
8.1 Понятие учебного творческого проекта.: Требования к готовому изделию. 1 1 Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных материалов.
Этапы проектной деятельности 1 1 поисковый, технологический, аналитический этапы, их содержание.
8.2 Оформление проекта 1 Выбор названия проекта, обоснование, краткая историческая справка
Оформление проекта 1 Подготовка технологической карты
8.3 Оформление проекта. 1 Экономический расчет.
Презентация проекта. 1 Представление своего изделия
Итого:
72
16 56 Прогнозируемый результат первого года обучения
Воспитанники должны знать:
-что такое деревообработка;
-роль деревянных изделий в быту;
-породы деревьев;
-правила ТБ при работе с древесиной;
-приемы работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт;
-разметка, торцевание, усушка, распиловка пиломатериала;
-технология изготовления изделия;
-виды соединений деревянных изделий шурупами, винтами, шипами;
-приемы отделки и пропитки изделия;
-технологию изготовления изделия;
-виды художественной обработки древесины из дерева: резьба, выпиливание, мозаика, обжиг,
гравировка, выжигание
-требования по разработке проекта.
Воспитанники должны уметь:
-соблюдать ТБ при деревообработке;
-определять породы деревьев и пороков, болезни,
-пользоваться деревообрабатывающими инструментами и ремонтировать его;
-распиливать пиломатериал,
-соединять деревянные изделия шурупами, винтами, шипами;
-применять приемы отделки и пропитки изделия;
-применять элементы технологии изготовления изделия;
-применять приемы одного из видов художественной обработки древесины;
-разрабатывать простейшие проекты для участия в выставках
Содержание программы «Поделки из древесины» первого года обучения
1. Вводное занятие (2ч.)
Знакомство с объединением. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке.
2. Древесные материалы (4ч.)
Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели,
архитектуре, народных промыслах, лодки и самолётостроении. Болезни, пороки и
особенности строения дерева Окрашивание дерева. Распиливание леса на доски
Практическая часть: Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения.
3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной (6ч.)
Требования к выбору и подготовке инструмента для работы с древесиной. Классификация
инструмента и ознакомление с ним. Приемы работы с деревообрабатывающим
инструментом, его ремонт. Виды станков для работы с древесиной.
Практическая часть
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.
4. Изготовление деталей из древесины (16ч.)
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.
Практическая часть: Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали.
5.Сборка изделий из древесины (14 ч.)
Виды соединений. Соблюдение безопасности труда при сборке изделий из древесины. Соединение изделий из древесины шурупами, винтами Соединение на шипах. Практическая часть Сборка изделия из заготовленных деталей.
6. Отделка изделий из древесины (10 ч.)
Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент для отделки изделия.
Приемы пропитки олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины,
шлифовка, лакировка. Виды отделки в зависимости от условий эксплуатации
Безопасность труда при отделочных работах.
Практическая часть: Отделка изделия из древесины.
7. Художественная обработка изделия из древесины (14 ч.)
Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала.
Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Выжигание по дереву
Ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов.
Практическая часть: Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
8. Творческий простейший проект (6ч.)
Понятие учебного творческого проекта. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, их содержание. Требования к готовому изделию. Требования к презентации проекта
Практическая часть: Оформление проекта. Участие в выставках внутриучрежденческого, районного уровней.
Тематическое планирование второго года обучения
№ п\п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Древесные материалы
4
2
2
3.
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной
6
2
4
4.
Изготовление деталей из древесины
16
2
14
5.
Сборка изделий из древесины
10
2
8
6.
Отделка изделий из древесины и фанеры
10
2
8
7.
Художественная обработка изделия из древесины
14
2
12
8.
Клеи
4
2
2
9.
Творческий простейший проект
6
2
4
Итого:
72
18
54
Учебно-тематическое планирование второго года обучения
Дата № п\п
Тема
Количество часов
Основное содержание
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2 2 - 1.1 Знакомство с объединением. Цели и задачи кружка «мастерок» Обсуждение плана работ. 1 1 раскрыть содержание и задачи объединения
Охрана лесных богатств.
1.2 Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. 1 1 Деревянные конструкции в современном мире. Безопасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства.
2. Древесные материалы 4 2 2 2.1 Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях, мебели,
архитектуре, народных промыслах, лодки и самолётостроении. Пороки древесины
1 1 ознакомить воспитанников со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков
Заготовка
материалов для выполнения плана работы объединения 1 1 Подготовка пиломатериалов для выполнения практических занятий
2.2 Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. 1 1 Технология получения и обработки древесины, получение и применение пиломатериалов. Безотходное производство.
Заготовка
материалов для выполнения плана работы объединения 1 1 Подготовка пиломатериалов для выполнения практических занятий
3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной 6 2 4 3.1 Требования к выбору и подготовке инструмента для работы с древесиной. Классификация инструмента и ознакомление с ним. Приемы работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт. 1 1 Классификация инструмента и ознакомление с ним, правила техники безопасности при работе с ручным инструментом, подготовка инструмента к работе.
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений. 1 1 Научить технике и приемам работы с деревообрабатывающим инструментом.
3.2 Виды станков для работы с древесиной. 1 1 Изучить устройство токарного станка по дереву СТД-120
Виды станков для работы с древесиной. 1 Основные характеристики станка, выбор заготовки и ее закрепление в станке.
3.3 Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений. 1 1 правила техники безопасности при работе с ручным инструментом. Научить технике и приемам работы с деревообрабатывающим инструментом. Изготовление подставки для выпиливания лобзиком.
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений. 1 1 Научить технике и приемам работы с деревообрабатывающим инструментом. Изготовление подставки для выпиливания лобзиком.
4. Изготовление деталей из древесины 16 2 14 4.1 Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск наторцевание и усушку Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание полекальным линиям 1 1 Безопасность труда при изготовлении деталей из древесины. Обработка заготовки перед разметкой. Назначение разметки и инструменты для ее выполнения. Способы распиливания пиломатериалов.
Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали. 1 1 дать воспитанникам основные понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе, инструкционно-технологической карте. Последовательность изготовления деталей.
4.2 Ремонт деревянных конструкций. 1 1 Ремонт оборудования.
Ремонт деревянных конструкций. 1 1 Ремонт оборудования.
4.3 Ремонт деревянных конструкций. 1 1 Ремонт оборудования.
Ремонт деревянных конструкций. 1 1 Ремонт оборудования.
4.4 Изготовление деталей вращения. 1 1 Безопасность труда при работе на станке. Повторить устройство станка, рассмотреть кинематическую схему и операции, выполняемые на станке.
Изготовление деталей вращения. 1 1 Выбор, разметка и крепление заготовки. Выбор режущего инструмента.
4.5 Изготовление деталей вращения. 1 1 Наладка станка перед началом работы.
Изготовление деталей вращения. 1 1 Приемы точения различными стамесками.
4.6 Изготовление деталей вращения. 1 1 Освоение приемов точения на деревообрабатывающем станке.
Изготовление деталей вращения. 1 1 Изготовление изделия цилиндрической и конической формы.
4.7 Изготовление стенда «Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангенциальный срезы, семя, лист, внешний вид, пороки древесины). 1 Подбор материалов для изготовления стенда.
Изготовление стенда «Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангенциальный срезы, семя, лист, внешний вид, пороки древесины). 1 Обработка деталей для стенда.
4.8 Изготовление стенда «Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангенциальный срезы, семя, лист, внешний вид, пороки древесины). 1 Выбор крепления экспонатов. Закрепление.
Изготовление стенда «Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангенциальный срезы, семя, лист, внешний вид, пороки древесины). 1 Оформление стенда.
5 Сборка изделий из древесины 10 2 8 5.1 Соединение изделий из древесины шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями). Соединение на шипах. 1 -безопасность труда при сборке изделий из древесины.
Ознакомление с правилами соединения изделия с помощью гвоздей, шурупов, видами соединений.
Участие в ремонте оборудования. 1 Ремонт столов и стульев.
5.2 Усиление деревянных конструкций металлическими накладками. 1 безопасность труда при изготовлении металлических накладок. Технология изготовления металлических накладок.
Участие в ремонте оборудования. 1 Ремонт шкафа.
5.3 Изготовление полок под цветы 1 Разработка конструкции полочки
Изготовление полок под цветы 1 Выбор материала и разметка
5.4 Изготовление полок под цветы 1 Изготовление деталей полочки.
Изготовление полок под цветы 1 Изготовление деталей полочки.
5.5 Изготовление полок под цветы 1 Сборка изделия из заготовленных деталей. 1 Сборка полочки.
6 Отделка изделий из древесины и фанеры 10 2 8 6.1 Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент для отделки изделия.
1 1 Безопасность труда при отделочных работах. Приемы, инструмент для отделки изделия.
Отделка ремонтируемого оборудования 1 1 6.2 Приемы пропитки олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, шлифовка, лакировка Виды отделки в зависимости от условий эксплуатации.
Отделка ремонтируемого оборудования
1 1 Приемы пропитки олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Способы отделки ремонтируемого оборудования.
Отделка ремонтируемого оборудования 1 1 Выбор вида отделки. Отделка отремонтированного оборудования.
6.3 Отделка ремонтируемого оборудования 1 1 Отделка отремонтированного оборудования.
Отделка изготовленных изделий. 1 1 Выбор вида отделки. Отделка полочки под цветы.
6.4 Отделка изготовленных изделий. 1 1 Отделка полочки под цветы.
Отделка изготовленных изделий. 1 1 Отделка полочки под цветы.
6.5 Отделка изготовленных изделий. 1 1 Отделка полочки под цветы.
Отделка изготовленных изделий. 1 1 Отделка полочки под цветы.
7 Художественная обработка изделия из древесины 14 2 12 7.1 Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала.
Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. 1 1 Виды резьбы по дереву, инструмент. Технология выпиливания лобзиком.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Работа лобзиком
7.2 Виды росписи деревянных изделий и
ознакомление с готовыми изделиями художественных промыслов. 1 1 Народные промыслы, виды росписи изделий.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком.
7.3 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком.
7.4 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком.
7.5 Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины. 1 1 Выпиливание узоров лобзиком. Подготовка поверхности для нанесения рисунка.
7.6 Роспись деревянных изделий 1 1 Роспись деревянных изделий
Роспись деревянных изделий 1 1 Роспись деревянных изделий
7.7 Роспись деревянных изделий 1 1 Роспись деревянных изделий
Роспись деревянных изделий 1 1 Роспись деревянных изделий
8 Клеи 4 2 2 8.1 Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея и прочность клеевого
соединения. 1 1 Виды клеев, их свойства.
Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. 1 1 Подготовка деталей для склеивания.
8.2 Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. 1 1 Технология склеивания.
Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками 1 1 Склеивание заготовленных деталей.
9 Творческий простейший проект 6 2 4 9.1 Требования к разработке и оформлению проекта изготовления изделия Требования к презентации проекта. 1 1 Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных материалов.
Подготовка проекта 1 1 Выбор названия проекта, обоснование, краткая историческая справка
9.2 Этапы проекта 1 1 поисковый, технологический, аналитический этапы, их содержание.
Подготовка проекта 1 1 Подготовка технологической карты
9.3 Подготовка проекта 1 Экономический расчет.
Участие в выставках .1 Представление своего изделия
Итого 72 18 54 Прогнозируемый результат второго года обучения
Воспитанники должны знать:
-что такое деревообработка;
-роль деревянных изделий в быту;
-породы деревьев;
-правила ТБ при работе с древесиной;
-классификация пиломатериалов;
-приемы работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт;
-разметка, торцевание, усушка, распиловка пиломатериала;
-технологию изготовления изделия;
-виды соединений деревянных изделий шурупами, винтами, нагелями, шипами;
-приемы отделки и пропитки изделия;
-технологию изготовления изделия;
-виды художественной обработки изделия из дерева и фанеры: резьба, выпиливание, мозаика,
обжиг, гравировка;
-виды клея для древесины;
-виды красок, лаков для малярных работ;
-технологию склеивания;
-технологию нанесения лака на изделие из дерева;
-требования по разработке проекта.
Воспитанники должны уметь:
-соблюдение ТБ при деревообработке;
-пользование инструментами для обработки изделий из древесины;
-определение породы деревьев и пороков;
-применение видов соединений;
-нанесение красок, лаков на изделие из древесины,
-применение художественного вида обработки изделия из дерева и фанеры;
-применение клея для соединения деталей из древесины,
-применение технологии изготовления изделия из древесины.
Содержание программы «Поделки из древесины» второго года обучения
1. Вводное занятие (2ч.)
Знакомство с объединением. Цели и задачи кружка «мастерок» Обсуждение плана работ. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства.
2. Древесные материалы (4ч.)
Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях, мебели,
архитектуре, народных промыслах, лодки самолётостроении. Пороки древесины
Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины.
Практическая часть: Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения.
3.Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной (6ч.) Требования к выбору и подготовке инструмента для работы с древесиной. Классификация инструмента и ознакомление с ним. Приемы работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт. Виды станков для работы с древесиной.
Практическая часть: Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.
4. Изготовление деталей из древесины (16ч.)
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск наторцевание и усушку Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание полекальным линиям.
Практическая часть: Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление деталей вращения. Изготовление стенда «Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангенциальный срезы, семя, лист, внешний вид, пороки древесины).
5.Сборка изделий из древесины (10ч.)
Соединение изделий из древесины шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями). Соединение на шипах. Усиление деревянных конструкций металлическими накладками.
Практическая часть: Сборка изделия из заготовленных деталей. Участие в ремонте оборудования. Изготовление нервюры с деревянными полками и фанерными стенками.
6. Отделка изделий из древесины и фанеры (10ч.)
Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент для отделки изделия.
Приемы пропитки олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, шлифовка, лакировка Виды отделки в зависимости от условий эксплуатации. Безопасность труда при отделочных работах. Отделка ремонтируемого оборудования
Практическая часть: Отделка ремонтируемого оборудования
7. Художественная обработка изделия из древесины (14ч.)
Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала.
Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Виды росписи деревянных изделий и
ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов.
Практическая часть: Роспись деревянных изделий. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
8. Клеи (4ч.)
Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея и прочность клеевого
соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.
Практическая часть: Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками
9.Творческий простейший проект (6ч.)
Требования к разработке и оформлению проекта изготовления изделия Требования к презентации проекта. Практическая часть: Подготовка проекта. Участие в выставках.
Тематическое планирование третьего года обучения
№
Тема
Количество часов
п\п
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Технология ручной
10
2
8
обработки древесины
3.
Технологический процесс
10
2
8
изготовления и сборки
несложных деталей и
изделий из древесных
материалов
4.
Технологический процесс
18
-
18
изготовления и сборки
изделия по самостоятельно
разработанному образцу
5.
Отделка изделий из
10
-
10
древесины и фанеры
6.
Художественная обработка
16
2
14
изделии из древесины
7.
Творческий простейший
6
-
6
проект
Итого:
72
8
64
Учебно-тематическое планирование третьего года обучения
№
п\п Тема Количество часов
Основное содержание
Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 2 2 - 1.1 цели и задачи объединения 1 1 обсуждение плана работы, раскрыть содержание и задачи объединения
оборудование рабочего места 1 1 безопасность труда при деревообработке , научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины,
2 Технология ручной
обработки древесины 10 2 8 2.1 -способы обработки древесины
-разметка древесины
-пиление древесины 1 1 Технология разметки и пиления.
Инструменты и приспособления
-строгание древесины
-долбление и резание древесины
-сверление древесины 1 1 Технология строгания, долбления и сверления древесины.
Инструменты и приспособления
2.2 разметка древесины 1 1 Инструмент для разметки
разметка древесины 1 1 Научить приемам разметки
2.3 пиление древесины 1 1 Правила Т.Б. при пилении, виды пил
пиление древесины 1 1 Виды пиления, стусло
2.4 строгание древесины 1 1 Правила Т.Б.
Устройство рубанка.
строгание древесины 1 1 Приемы строгания.
2.5 долбление и резание древесины
1 1 Правила Т.Б. Инструменты для долбления, древесины. Выполнение сквозных и глухих отверстий
сверление древесины 1 1 Правила Т.Б. Инструменты для сверления. Устройство дрели и коловорота.
3 Технологический процесс изготовления и сборки несложных деталей и изделий из древесных материалов 10 2 8 3.1 -конструирование
столярного изделия 1 1 -этапы конструирования изделий
технологическая карта
-технологический процесс Понятие «технологическая карта», «технологический процесс»
3.2 -технологический процесс изготовления игрушек 1 1 Правила Т.Б. Технология изготовления «солдатика»
-технологический процесс изготовления игрушек 1 1 Изготовление игрушки на станке
3.3 -технологический процесс изготовления подсвечников 1 1 Правила Т.Б. Технология изготовления подсвечника.
-технологический процесс изготовления подсвечников 1 1 Изготовление деталей подсвечника
3.4 -технологический процесс изготовления цветочных подставок 1 1 Правила Т.Б. Технология изготовления подставки под цветы
технологический процесс изготовления цветочных подставок 1 1 Изготовление деталей подставки
3.5 - технологический процесс изготовления кухонной утвари 1 1 Правила Т.Б. Технология изготовления разделочной доски
- технологический процесс изготовления кухонной утвари 1 1 Изготовление разделочной доски
4 Технологический процесс изготовления и сборки изделия по самостоятельно разработанному образцу 18 - 18 4.1 конструирование изделия 1 - 1 Разработка конструкции изделия по выбору(разделочной доски, подставки под цветы, подсвечника., игрушек )
конструирование изделия 1 1 Разработка конструкции изделия по выбору
4.2 Составление технологической карты 1 - 1 Составление технологической карты выбранного изделия
Составление технологической карты 1 1 Составление технологической карты выбранного изделия
4.3 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
4.4 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
4.5 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
4.6 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
4.7 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
4.8 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
4.9 Изготовление изделия 1 - 1 Изготовление изделия своего изделия
Изготовление изделия 1 1 Изготовление изделия своего изделия
5 Отделка изделий из древесины и фанеры 10 - 10 5.1 -отделка игрушек 1 - 1 Выбор способа отделки
-отделка игрушек 1 1 отделка изготовленной игрушки
5.2 -отделка цветочных подставок 1 - 1 Выбор способа отделки
-отделка цветочных подставок 1 1 отделка изготовленной подставки
5.3 -отделка кухонной утвари 1 - 1 Выбор способа отделки
-отделка кухонной утвари 1 1 отделка изготовленной разделочной доски
5.4 -отделка подсвечников 1 - 1 Выбор способа отделки
-отделка подсвечников 1 1 отделка изготовленного подсвечника
5.5 -отделка собственного изделия 1 - 1 Выбор способа отделки
-отделка собственного изделия
1 1 отделка собственного изделия
6 Художественная обработка
изделий из древесины 16 2 14 6.1 Технология выполнения мозаики. 1 1 Правила безопасности труда при выполнении работ в мастерской.
Технология выполнения мозаики.
Технология выполнения росписи изделий из древесины 1 1 Народные промыслы России. Виды росписи изделий из древесины
6.2 -мозаика из дерева 1 1 Подбор рисунка для мозаики, материала
-мозаика из дерева 1 1 Нанесение рисунка. Изготовление деталей мозаики
6.3 -мозаика из дерева 1 1 Изготовление деталей мозаики
-мозаика из дерева 1 1 Изготовление деталей мозаики
6.4 -мозаика из дерева 1 1 Выбор способа крепления деталей мозаики
-мозаика из дерева 1 1 Сборка мозаики
6.5 - роспись деревянных изделий 1 1 Выбор рисунка, нанесение рисунка на изделие
- роспись деревянных изделий 1 1 роспись изготовленного изделия
6.6 - роспись деревянных изделий 1 1 роспись изготовленного изделия
- роспись деревянных изделий 1 1 роспись изготовленного изделия
6.7 -роспись деревянных изделий 1 1 роспись изготовленного изделия
- роспись деревянных изделий 1 1 роспись изготовленного изделия
6.8 Подготовка к выставке 1 1 Окончательная обработка изделия (покрытие лаком)
Подготовка к выставке 1 1 Окончательная обработка изделия
7 Творческий проект 6 - 6 7.1 Подготовка проекта к презентации 1 1 Выбор названия проекта, обоснование, краткая историческая справка
Подготовка проекта к презентации 1 1 Подготовка технологической карты
7.2 Подготовка проекта к презентации 1 1 Экономический расчет.
Подготовка проекта к презентации 1 1 Экономический расчет.
7.3 Презентация проекта 1 1 Представление проекта
Презентация проекта 1 1 Представление проекта
Итого 72 8 64 Содержание программы «Поделки из древесины» третьего года обучения
1. Вводное занятие (2ч)
цели и задачи объединения, обсуждение плана работы, безопасность труда при деревообработке,
оборудование рабочего места
2. Технология ручной обработки древесины (10ч)
Способы обработки древесины, разметка древесины, пиление древесины, строгание древесины, долбление и резание древесины, сверление древесины
Практическая часть: разметка древесины, пиление древесины, строгание древесины, долбление и резание древесины, сверление древесины.
3. Технологический процесс изготовления и сборки несложных деталей и изделий из древесных материалов (10ч)
Конструирование столярного изделия, этапы конструирования изделий, технологическая карта, технологический процесс.
Практическая часть: технологический процесс изготовления игрушек, технологический процесс изготовления подсвечников, технологический процесс изготовления цветочных подставок, технологический процесс изготовления кухонной утвари.
4. Технологический процесс изготовления и сборки изделия по самостоятельно разработанному образцу (18ч)
Практическая часть: конструирование изделия, составление технологической карты, изготовление изделия.
5. Отделка изделий из древесины и фанеры (10ч)
Практическая часть: отделка игрушек, отделка цветочных подставок, отделка кухонной утвари, отделка подсвечников, отделка собственного изделия.
6. Художественная обработка изделий из древесины (16ч)
Правила безопасности труда при выполнении работ в мастерской. Технология выполнения мозаики, обжига, гравировки, росписи изделий из древесины.
Практическая часть: мозаика из дерева, обжиг и гравировка, роспись деревянных изделий, подготовка к выставке.
7. Творческий проект (6ч)
Практическая часть: Подготовка проекта к презентации. Презентация проекта.
Методическое обеспечение программы
В процессе современного педагогического исследования широко используются так называемые методологические принципы, которые позволяют избежать грубых методологических ошибок.
Принцип единства исторического и логического. Суть этого принципа заключается в том, что при постановке педагогической проблемы и в процессе её решения педагог должен соотносить и учитывать то, что по данной проблеме уже сделано в истории педагогики, педагогической теории и передовой педагогической практике. Параллельно педагог на логическом уровне осуществляет анализ теоретического и эмпирического материала с тем, чтобы усовершенствовать, развить старую теоретическую концепцию, усовершенствовать известную педагогическую технологию либо создать принципиально новую педагогическую теорию и (или) технологию обучения или воспитания
Системный подход позволяет проанализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. Системность - дна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. В рамках системного подхода следует иметь в виду, что система характеризуется следующими особенностями:
1. Целостностью. Свойства целого принципиально не сводимы к механической сумме свойств его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции.
2. Структурностью. Функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры
3. Иерархичностью. Каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема.
4. Взаимозависимостью системы и среды Система функционирует и развивается только в тесном взаимодействии со средой
5. Множественностью описаний. В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания
Особенностью педагогических систем является то, что они, как правило, представляют собой открытые системы. Другая особенность педагогических систем заключается в том, что они чрезвычайно динамичны. Их динамичность, вариативность позволяют поддерживать эффективность на должном уровне
Принцип личностного подхода - это один из методологических и педагогических принципов, который ориентирует педагога в любых ситуациях на реальную личность, на типологию, реальный уровень интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств. Личностный подход требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей, природных возможностей социальных условий, в которых происходит реальное становление и развитие личности.
Принцип деятельностного подхода в педагогике представляет собой стратегию, согласно которой педагог должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с обучающимися. На основе ее осуществляется их обучение, воспитание и развитие. В зависимости от вида деятельности с учётом её целей, содержания, формы организации, методов, средств, условий меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг
Для отслеживания результатов усвоения ЗУН обучающихся используется технология мониторинга обучения и развития ребёнка по образовательной программе дополнительного образования (Клёнова Н.В., «Как оценивать результаты обучения воспитанников по дополнительным образовательным программам»/ Народное образование.2006.№6).
Мониторинг результатов обучения воспитанников по программе «Поделки из древесины» способствует определению уровня теоретической и практической подготовки в течение учебного года.
Виды мониторинга следующие:
-вводный (начало учебного года: сентябрь-октябрь)
-промежуточный (конец 1-го полугодия учебного года: декабрь)
-итоговый (конец учебного года: май)
Методы диагностирования выбираем такие, которые обеспечивают определение степени выраженности оцениваемого качества:
-контрольный опрос (устный и письменный);
-анализ контрольного задания;
-тестирование;
-собеседование (индивидуальное, групповое);
-наблюдение;
-анализ проектно-исследовательской работы;
-анкетирование;
-метод незаконченного предложения;
-соревнования по сборке деталей автомоделей и запуску;
-итоговые выставки автомоделей.
Результат каждого ребёнка фиксируется в соответствующей форме: «Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе
«Поделки из древесины». В ней с помощью баллов (от 1 до 1 (^соответствующих степени выраженности оцениваемого качества, отражается динамика результатов каждого ребенка. Индивидуальная карточка позволяет вести поэтапный контроль над обучением воспитанников и отслеживать динамику образовательных результатов каждого ребёнка и сравнить не столько с другими детьми, сколько с ним самим. Суммарный итог, который определяется путём подсчёта тестового балла, даёт возможность определить степень соответствия измеряемых качеств ребёнка заданным требованиям (ожидаемым результатам) и если необходимо внести соответствующие коррективы в его последующее обучение
Роль «Портфолио» играет специальная графа «Предметные достижения воспитанников», где фиксируются наиболее значимые достижения ребёнка в течение реализации образовательной программ «Поделки из древесины»:
-на уровне объединения;
-
-на уровне Республики.
-на уровне НСО, всероссийском уровне.
Формирование у детей способности к саморазвитию - педагогическая задача
«Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им образовательной программы «Поделки из древесины» направлен на оценивание личностных свойств, формируемых в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками
Виды проводимого мониторинга аналогичны видам отслеживания результатов обучения.
Но в качестве критериев использую признаки, отражающие умение ребенка адекватно оценивать собственные возможности и самостоятельно регулировать своё поведение.
Из методов диагностики личностных изменений используются такие как:
-наблюдение;
-анкетирование;
-диагностические беседы;
-метод рефлексии;
-метод незаконченного предложения
Отслеживаемые показатели (личностные качества) объединены в три группы:
1-я группа показателей - организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности данной направленности (терпение, воля, самоконтроль);
2-я группа показателей - ориентационные качества, непосредственно побуждающие ребёнка к активности (самооценка, интерес к занятиям);
3-я группа показателей - блок поведенческих качеств, отражающих тип общения со сверстниками и определяющих статус ребёнка в группе, то есть качества обусловленные педагогом, чем природным фактором (отношение ребёнка к конфликтам и тип сотрудничества)
Работа по данной методике позволяет выявить динамику личностного развития ребёнка в течение 3-х лет, которая также отражается в индивидуальной карточке
Заполняются карточки два раза в год - в начале и в конце учебного года. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребёнка, планировать темп индивидуального развития, акцентировать внимание на проблемах, выявленных с помощью индивидуальной карточки.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература для педагога.
1.Дополнительное образование в кружках детско-юношеского центра.- Волгоград,
1996 .
2.Программы общеобразовательных учреждений: Технология, трудовое обучение. –
М., “Просвещение” 2000.
3.Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога:
Методическое пособие.- Волгоград, 1998.
4.Никишина И.В. Диагностические основы управления: Методические
рекомендации. – Волгоград, 1998.
5.Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Программа общеобразовательных учреждений. – М.,1996.
6. Каунов А. М. теория и методика обучения технологии и предпринимательству.-
Волгоград, «Перемена», 2006
7. Василенко В.А. Обработка древесины на токарно-винторезном станке. Волгоград: Учитель 2005
8. Бешенков А.К. Технические и проектные задания для учащихся. Москва: Дрофа 2004.
9.,,Методика трудового обучения с практикумом’’, Москва, Просвещение’’1987 г.
под редакцией Тхоржевского Д.А.
10.,,Справочник по трудовому обучению’’, Москва, Просвещение’’1983 г.
Цейтлин Н.Е
11,,Учите детей мастерить’’, Москва, Просвещение” 1984 г.
Гульянц Э.К.
12.,,Выпиливание лобзиком. Забавные поделки”, Москва, Мой мир” 2005 г.
Хайди Грунд-Тарпе.
Литература для детей.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.
Шепелев А.М. Столярные работы.
Тхоржетский Д.А. Обработка древесины.
Дополнительная литература.
Тхоржетский Д.А. Занятия по техническому труду.