ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, СБОРКА И РЕМОНТ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, РЕЖУЩЕГО И ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕГОРЬЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО
Начальник технического отдела ЗАО «Техос» _______________Тюрин С.В
« 03 » сентября 2014 г.
Утверждаю
Директор ГАПОУ МО ЕПЭТ _____________Астрова Л.С.
« 03 » сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01
Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
по профессии 15.01.30 (151903.02) Слесарь
Форма обучения: очная
г. Егорьевск
2014 г
ОДОБРЕНО
цикловой методической комиссией профессионального цикла
Председатель ЦМК
____________________Косырев В.Н.
Протокол № 1
от «3 » сентября 2014 г.
Составители:
Бырдина Т.Г., преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ МО ЕПЭТ
Глебов А.В., мастер производственного обучения ГАПОУ МО ЕПЭТ ;
Никульцев А.Ф., мастер производственного обучения ГАПОУ МО ЕПЭТ ;
Чураев В.А., мастер производственного обучения ГАПОУ МО ЕПЭТ ;
Казинов А.В. 0 мастер производственного обучения ГАПОУ МО ЕПЭТ.
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Арбузкина О.В., заместитель директора по УПР ГАПОУ МО ЕПЭТ
Содержательная экспертиза: Лемешов Е.Ф., зав. Отделением ГАПОУ МО ЕПЭТ
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Тюрин С.В., начальник технического отдела ЗАО «Техос»
Рабочая программа профессионального модуля «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.30 (151903.02) «Слесарь», утверждённого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 817
Требований Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования"
-Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей и учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, утверждённых Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.30(151903.02) Слесарь с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
14
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС)в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии 15.01.30 (151903.02) «Слесарь», утверждённого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 817, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
2. Выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
3. Выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области ремонта и испытания механизмов оборудования, агрегатов и машин, подготовке по профессиям рабочих: Слесарь-инструментальщик, Слесарь аварийно-восстановительных работ, Слесарь механосборочных работ и др. при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
слесарной обработки деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
сборки приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
ремонта приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
уметь:
обеспечивать безопасность работ;
выполнять слесарную обработку деталей с применением универсальной оснастки;
выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
выполнять закалку простых инструментов;
нарезать резьбы метчиками и плашками с проверкой по калибрам;
изготавливать и выполнять доводку термически не обработанных шаблонов, лекал и скоб под закалку;
изготавливать и ремонтировать инструмент и приспособления различной сложности прямолинейного и фигурного очертания (резцы фасонные, фрезы наборные, развертки разжимные, штангенциркули, штампы, кондукторы и шаблоны изготавливать, регулировать, ремонтировать крупные сложные и точные инструменты и приспособления (специальные и делительные головки, пресс-формы, штампы, кондукторы, измерительные приспособления, шаблоны) с большим числом связанных между собой размеров, требующих обработки по 6-7 квалитетам;
изготавливать сложный и точный инструмент и приспособления с применением специальной технической оснастки и шаблонов;
изготавливать и ремонтировать точные и сложные инструменты и приспособления (копиры, вырезные и вытяжные штампы, пуансоны, кондукторы);
выполнять разметку и вычерчивать фигурные детали (изделия);
выполнять доводку инструмента и рихтовку изготовляемых изделий;
выполнять доводку, притирку и изготовление деталей фигурного очертания по 8 -10 квалитетам с получением зеркальной поверхности;
выполнять доводку, притирку и изготовление деталей с фигурными очертаниями по 5 квалитету и параметру шероховатости 0,1R6-0,02
проверять приспособления и штампы в условиях эксплуатации;
знать:
технику безопасности при работе;
назначение, устройство и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений, систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости и обозначение их на чертежах;
принцип работы сверлильных станков;
правила установки припусков для дальнейшей доводки с учетом деформации металла при термической обработке;
элементарные геометрические и тригонометрические зависимости и основы технического черчения;
устройство применяемых металлообрабатывающих станков различных типов;
правила применения доводочных материалов;
припуски для доводки с учетом деформации металла при термической обработке;
состав, назначение и свойства доводочных материалов;
свойства инструментальных и конструкционных сталей различных марок;
влияние температуры детали на точность измерения;
способы термической обработки инструментальных и конструкционных сталей;
способы определения качества закалки и правки обрабатываемых деталей;
приемы разметки и вычерчивания сложных фигур;
деформацию, изменения внутренних напряжений и структуры металлов при термообработке, способы их предотвращения и устранения;
конструктивные особенности сложного специального и универсального инструмента и приспособлений;
все виды расчетов и геометрических построений, необходимых при изготовлении сложного инструмента, деталей и узлов;
способы термообработки точного контрольного инструмента и применяемых материалов
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 550 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 170 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 131 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 39 часов;
учебной и производственной практики – 380 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
ПК 1.2
Выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
ПК 1.3
Выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами,
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (ПМ. 01) «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента»
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная, часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
ОК 1-7
ПК 1.1 – ПК 1.3
Раздел 1. Изучение технологии
слесарной обработки деталей, изготовления, сборки и ремонта приспособлений, режущего и измерительного инструмента
170
131
39
308
-
Производственная практика (по профилю специальности)
72
72
Всего:
550
131
39
308
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.01) «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Изучение технологии слесарной обработки деталей, изготовления, сборки и ремонта приспособлений, режущего и измерительного инструмента
550
МДК.01.01. Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения
131
Введение
Введение в предмет. Задачи предмета. Инструктаж по охране труда.
1
Технологический процесс изготовления деталей, режущего и измерительного инструмента.
ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
12
2
Общие сведения о технологическом процессе слесарной обработки, требования к нему.
Элементы технологического процесса
Технологическая документация
Исходные данные для составления технологического процесса
Порядок разработки технологических процессов слесарной обработки: изучение чертежа, определение размеров заготовки или подбор заготовки.
Выбор базирующих поверхностей
Выбор методов и последовательности обработки
Выбор режущего, измерительного и проверочного инструмента.
Выбор припусков на основные слесарные операции и допусков на промежуточные размер
Поэтапное описание технологического процесса.
Составление технологического процесса изготовления
Контроль изготовления деталей
Практическая работа:
1
«Составление технологической документации»
1
Внеаудиторная самостоятельная работа
4
1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2
Самостоятельное изучение технологических процессов изготовления деталей
Термическая обработка стали
ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
10
2
Процесс термической обработки
Отжиг и его виды
Нормализация и отпуск
Закалка и ее значение при изготовлении инструментов
Химико-термическая обработка
Основное оборудование для термической обработки
Дополнительное оборудование для термической обработки
Оборудование для химико-термической обработки
Правила установки припусков для дальнейшей доводки с учетом деформации металла при термической обработке;
Изменения внутренних напряжений и структуры металлов при термообработке, способы их предотвращения и устранения
Внеаудиторная самостоятельная работа
4
1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме: Термическая обработка стали
2.
Подготовка сообщений о термической обработке материалов, применяемых при изготовлении инструментов
Обработка на металлорежущих станках
ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
28
2
Устройство токарно-винторезного станка
Приспособления для токарной обработки
Инструменты для токарной обработки
Режимы обработки
Организация рабочего места
Обработка цилиндрических и торцевых поверхностей
Обработка конических поверхностей
Обработка резьбовых поверхностей
Заточка резцов
Устройство консольно-фрезерного станка
Приспособления для установки заготовок
Приспособления для установки инструмента
Основные типы фрез
Режимы и элементы резания
Обработка плоских поверхностей
Обработка пазов и уступов
Организация рабочего места и охрана труда
Устройство плоскошлифовального станка
Инструменты для шлифовальных станков
Приспособления для шлифовальных станков
Режимы шлифования
Охрана труда при работе на шлифовальном станке
Устройство поперечно-строгального станка
Инструменты для поперечно-строгального станка
Режимы резания при строгании
Наладка станка на автоматическую поперечную подачу
Организация рабочего места строгальщика
Повторение и обобщение темы «Металлорежущие станки»
Внеаудиторная самостоятельная работа
6
1
Подготовка и демонстрация презентации « Устройство и работа токарно-винторезного станка»
2
Подготовка и демонстрация презентации « Устройство и работа фрезерного станка»
3
Подготовка и демонстрация презентации « Устройство и работа строгального станка»
Контрольная работа:
1
1
«Обработка деталей на металлорежущих станках».
Пригоночные операции слесарной обработки. ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
20
2
Требования предъявляемые к пригоночным операциям.
Распиливание и припасовка.
Порядок распиливания квадратного отверстия.
Порядок распиливания треугольного отверстия.
Проверка качества распиливания и припасовки
Процесс пригонки и припасовки.
Припасовка по шаблону
Шабрение.
Конструкция и материал шаберов.
Приемы шабрения. Заточка шаберов
Шабрение прямолинейных (плоских) поверхностей.
Шабрение криволинейных поверхностей.
Контроль поверхностей
Притирка и доводка
Притиры и притирочные материалы.
Приемы притирки.
Контроль качества притирочных работ
Общие понятия о доводке, притирке и рихтовке.
Инструмент и материалы, используемые при доводке и притирке.
Безопасность труда при выполнении пригоночных операций
Контрольная работа
1
1
«Пригоночные работы»
Внеаудиторная самостоятельная работа
4
1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме: «Пригоночные работы».
Изготовление, ремонт и заточка режущего инструмента.
ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
17
2
Заточка инструмента для рубки и резки металла.
Заточка сверла. Основные правила заточки сверл.
Профили резьбы, их применение
Винтовая линия и ее элементы. Правая и левая резьба
Системы резьб, таблицы резьб
Способы обработки резьбовых поверхностей (резьбонарезкой, резьбонакаткой).
Инструменты для нарезания внутренней резьбы, их конструкции, виды..
Дефекты при нарезании внутренней резьбы, способы их предупреждения
Метчики для нарезения резьбы в сквозных и глухих отверстиях, подбор диаметров сверл под резьбы по таблицам
Инструменты для нарезания наружной резьбы, их конструкции, материал для изготовления.
Дефекты при нарезании наружной резьбы
Типовые станочные приспособления: назначение, разновидности, устройство.
Универсальная оснастка, разновидности, назначение, приемы пользования.
Режущий инструмент, применяемый для обработки металла: разновидности, назначение, конструктивные элементы, материал изготовления, виды и причины износа.
Заточка резцов токарного станка.
Фрезы, развертки, копиры, штампы, пуансоны.
Правила безопасности при выполнении работ
Практические работы
2
Составление технологического процесса изготовления или ремонта режущего инструмента
2
3
Составление маршрутной карты
Внеаудиторная самостоятельная работа
8
1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме: «Изготовление и ремонт режущего инструмента»
2
Выполнение индивидуальных заданий по составлению технологического процесса изготовления инструмента
Изготовление и ремонт сложного и точного инструмента и приспособлений. ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
22
2
Конструктивные особенности сложного специального и универсального инструмента и приспособлений;
Виды расчетов и геометрических построений, необходимых при изготовлении сложного инструмента, деталей и узлов
Сведения о приспособлениях и технологической оснастке.
Выполнение закалки инструмента и приспособлений.
Нарезание резьбы и проверка по калибрам.
Стандартные универсальные приспособления. Тиски, патроны, плиты.
Изготовление и выполнение доводки шаблонов, лекал и скоб.
Изготовление и ремонт кондукторов..
Ремонт инструмента с прямолинейным и фигурным очертанием.
Ремонт инструмента с применением специальной оснастки.
Конструкция, изготовление и ремонт лекал и калибров
Технология изготовления штампов горячей и холодной штамповки.
Технология изготовления вырезных и вытяжных штампов.
Способы контроля в процессе изготовления и сборки штампов
Испытание штампов на прессе.
Неисправности в работе штампов; виды, порядок их выявления.
Пресс-формы: понятие, назначение, типы, устройство.
Схемы работы пресс-формы, материал изготовления.
Технология изготовления пресс-форм для деталей из резины, из пластмасс.
Проверка качества изготовления пресс-форм
Изготовление, сборка и ремонт приспособлений и оснастки
Безопасные условия труда при выполнении изготовления и ремонта инструмента
Контрольная работа
1
Изготовление и ремонт точного инструмента
1
Внеаудиторная самостоятельная работа
8
1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме: «Изготовление и ремонт точного инструмента»
2
Подготовка рефератов по теме: «Изготовление и ремонт точного инструмента».
3
Самостоятельное изучение новейших приспособлений и устройств для выполнения слесарно-сборочных работ, использовать дополнительные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ в области применения различного инструмента и приспособлений.
Контрольно-измерительный инструмент. ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
13
2
Система допусков и посадок.
Точность измерений
Измерительные и поверочные линейки и кронциркули. КМД.
Штангенинструменты
Микрометрические инструменты.
Индикаторный инструмент
Угломеры.
Угольники, калибры.
Скобы, щупы и шаблоны
Автоматические средства контроля
Средства измерения и контроля волнистости и шероховатости.
Современные способы измерений.
Электронные датчики
Внеаудиторная самостоятельная работа
3
1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме:
2
Самостоятельное изучение новейших приспособлений и устройств для измерительных работ, использовать дополнительные источники информации, в том числе и интернет в области применения различного измерительного инструмента и приспособлений.
Охрана труда, техника безопасности, пожарная безопасность, электробезопасность. ОК.1 – ОК.7, ПК.1.1, ПК.1.2, ПК.1.3.
Содержание
5
2
Охрана труда и ТБ при выполнении слесарных работ.
Пожарная безопасность.
Хранение горюче-смазочных материалов
Электробезопасность
Оказание первой медицинской помощи.
Внеаудиторная самостоятельная работа
2
1
Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке
Дифференцированный зачет по курсу МДК.01.01. Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения
1
Итого за курс МДК.01.01. Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения
170
Учебная практика
308
Виды работ
Безопасность работ
6
Слесарная обработка деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента
72
Сборка приспособлений, режущего и измерительного инструмента
6
Ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента
6
Выполнение слесарной обработки и пригонки деталей с применением универсальных приспособлений
24
Проверка сложного уникальное и прецизионное металлорежущее оборудование на точность и соответствие техническим условиям
12
Разработка технологического процесса слесарной обработки
6
Использование слесарного инструмента и приспособления.
24
Выполнение заточки и доводки слесарного инструмента
12
Изготовление, регулировка, ремонт крупных сложных и точных инструментов и приспособлений
12
Изготовление сложного и точного инструмента и приспособлений с применением специальной технической оснастки и шаблонов.
24
Выполнение разметки и вычерчивание фигурных деталей или изделий
12
Выполнение доводки, притирки и изготовления деталей фигурного очертания по 8 -10 квалитетам с получением зеркальной поверхности
6
выполнение доводки, притирки и изготовления деталей с фигурными очертаниями по 5 квалитету и параметру шероховатости.
6
Всего
308
Производственная практика
72
Виды работ
Ознакомление с предприятием. Проведение инструктажей по охране труда на рабочих местах предприятий и организаций
6
Выполнение слесарной обработки деталей с применением универсальной оснастки.
6
Выполнение закалки простых инструментов и деталей сложной формы.
6
Слесарная обработка деталей сложной формы с проверкой по калибрам
6
Выполнение доводочных операций термически не обработанных шаблонов , лекал и скоб под закалку.
6
Изготовление и ремонт инструмента повышенной сложности.
6
Изготовление сложного и точного инструмента и приспособлений с применением специальной технической оснастки и шаблонов.
6
Выполнение слесарной обработки деталей приспособлений, изготовление деталей кондукторов, зажимных приспособлений , съёмников
6
Сборка слесарных контрольно-измерительных приборов и приспособлений.
6
Сборка измерительных приспособлений повышенной сложности.
6
Сборка приспособлений металлообработки ( кондукторов и т.п.) с изготовлением деталей по чертежам
6
Ремонт точного и сложного инструмента и приспособлений (штампов, кондукторов. И т.п. )
6
Всего
72
Итого по ПМ.01 «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента»
550
4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета « Основы слесарных, сборочных и ремонтных работ», «Материаловедения и технических измерений», «Технической графики», «Электротехники», «Основ безопасности жизнедеятельности», лаборатории «Технологического оборудования и технических измерений» и мастерских : «Слесарная», «Ремонтная», «Вспомогательный и сварочный участок».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы слесарных, сборочных и ремонтных работ»:
- комплект учебно-методической документации;
- комплект карточек заданий и тестов для контроля знаний;
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической литературы;
- наглядные пособия;
- телевизор и DVD проигрыватель;
- комплект учебных фильмов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинет «Материаловедения и технических измерений»:
- контрольно-измерительный инструмент;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект карточек заданий и тестов для контроля знаний;
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической литературы;
- наглядные пособия;
- телевизор и DVD проигрыватель;
- комплект учебных фильмов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технической графики»:
- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации, программы и тесты для контроля знаний.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Электротехники»:
- специализированный инструмент;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект карточек заданий и тестов для контроля знаний;
- комплект электротехнического инструмента;
- комплект учебно-методической литературы;
- наглядные пособия;
- телевизор и DVD проигрыватель;
- комплект учебных фильмов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета ««Основы безопасности жизнедеятельности»:
- комплект учебно-методической документации;
- комплект карточек заданий и тестов для контроля знаний;
- комплект учебно-методической литературы;
- наглядные пособия;
- телевизор и DVD проигрыватель;
- комплект учебных фильмов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Технологического оборудования и технических измерений»:
-приспособления и инструмент для слесарных и ремонтных работ;
- наборы заготовок, инструментов, приспособлений;
- контрольно-измерительный инструмент;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование мастерской и рабочих мест «Слесарной» мастерской:
- верстак слесарный по количеству обучающихся;
- наборы слесарных инструментов;
- приспособления;
- заготовки;
- плакаты и наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование мастерской и рабочих мест «Ремонтной» мастерской:
- рабочее место ремонтника по количеству обучающихся;
- наборы ремонтного и слесарного инструментов и приспособлений;
- детали и запасные части к механизмам машин и оборудования;
- участок для ремонта гидропневмоприводов;
- плакаты и наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование мастерской «Вспомогательный сварочный участок»:
- кондукторы и стапеля для металлоконструкций;
- участок механической обработки деталей и заготовок;
- мерительный инструмент;
- технологическая оснастка;
- электромеханический и механизированный инструмент;
- плакаты и наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2012.
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2012. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2013 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Черпаков Б.И., Вереина Л.И., «Технологическое оборудование машиностроительного производства» – М.: Академия, 2010 г..
Дополнительные источники:
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005г.
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
Профессиональные информационные системы CAD и CAM и др.
Учебные компьютерные программы и ИНТЕРНЕТ. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Профессиональный модуль ПМ.01 «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента» изучается параллельно с изучением междисциплинарного курса (МДК.01) «Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения» и общепрофессиональных дисциплин: «Основы слесарных, и сборочных работ», «Техническая графика», «Основы электротехники», «Основы материаловедения» «Технических измерения», «Основ безопасности жизнедеятельности».
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков при изучении профессионального модуля.
Учебную практику учащиеся проходят в учебно-производственных мастерских рассредоточено, один раз в неделю параллельно с изучением междисциплинарного курса «Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения» и общепрофессиональных дисциплин. Производственная практика проводится концентрировано по итогам изучения модуля. Производственную практику учащиеся проходят на производстве, на рабочих местах по профилю рабочей профессии, полученной во время учебной практики, и по плану, составленному в соответствии с учебной программой . Руководство осуществляет руководитель практики от учебного заведения, а так же руководитель практики от производства.
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности «Слесарь».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения» и профессии «Слесарь».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разрядов по профессии «Слесарь»
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в три года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу «Технология изготовления и ремонта машин и оборудования различного назначения».
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
- правильность организации рабочего места слесаря
- правильность выполнения разборки и сборки приспособлений режущего и измерительного инструмента
- правильность выполнения основных слесарных операций;
- правильность нарезания резьбы метчиками и плашками;
- правильность выполнения пригоночных операций: притирка, шабрение;
Экспертная оценка выполнения практического задания.
Экспертная оценка знаний основных приемов при выполнении слесарных операций. Тестирование по назначению и области применения слесарного инструмента.
ПК 1.2. Выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
- правильность выполнения элементарных расчетов по определению допусков, посадок при ремонте режущего и измерительного инструмента
- правильность выбора методов по ремонту приспособлений, режущего и измерительного инструмента
- - правильность выполнения заточки режущего инструмента
- правильность выполнения контрольно-измерительных операций
- правильность устранения дефектов, обнаруженные при ремонте
Оценка самостоятельной работы
Экспертная оценка выполнения практического задания.
Экспертная оценка и отзывы о работе в составе звена или бригады.
Тестирование по умению использования контрольно-измерительных приборов и инструмента.
ПК 1.3 Выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
- умение выполнения демонтажа механизмов и узлов металлорежущих станков
- правильность выбора методов по ремонту металлорежущих станков
- качество выполнения пригоночных операция при ремонте металлорежущих станков
- правильность выбора способов восстановления деталей
- качество выполненных работ по ремонту приспособлений, режущего и измерительного инструмента
Экспертная оценка выполнения практического задания по ремонту приспособлений, режущего и измерительного инструмента
Оценка знаний контрольных параметров при использовании различного измерительного инструмента
Тестирование по выполнению основных операций по ремонту измерительного инструмента
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Осознание и понимание основных функций будущей профессии слесаря через:
- повышение качества обучения по ПМ;
- повышение качества выполнения самостоятельной работы;
- участие в конкурсах «лучший по профессии»;
- проявление устойчивого интереса к профессии и творческого подхода к изучению ПМ
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Тестирование
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Обоснование выбора методов и способов решения профессиональных задач;
Самооценка эффективности и качества выполнения производственного задания.
Тестирование
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Организация самостоятельных занятий и умений при изучении профессионального модуля;
Самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
Повышение ответственности за выполненную работу;
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Тестирование
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Организация эффективного поиска информации в справочной и учебной литературе;
Использование различных источников, включая электронные ресурсы, ИНТЕРНЕТ
Подготовка и защита самостоятельных работ, рефератов, докладов с использованием электрон- ных источников
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и соответствующего результата;
Экспертное наблюдение в процессе изучения профессионального модуля.
Тестирование
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами,
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
Самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций;
Соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);
Ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний
Тестирование,
Своевременность постановки на воинский учёт;
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT142115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 815