РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 БИОЛОГИЯ ЛОШАДЕЙ С ОСНОВАМИ КОНЕВОДСТВА по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оп.01 Биология лошадей с основами коневодства
по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»
г. Курганинск, х. Красное поле, 2016г.
Рассмотрена
Учебно-методическим объединением «Ветеринария» и «Тренер»
ГБПОУ КК « КАТТ»
Протокол № 1от «30» августа 2016 г.
Председатель
_______________ Н.В. Легоцкая
Утверждаю:
Директор ГБПОУ КК «КАТТ»
_________________П.Ф. Середа
«___» ________________ 2016 г.
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «31» августа 2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 36.01.03 «Тренер – наездник лошадей» (приказ Минобрнауки РФ от 28 октября 2009 года № 476 , зарегистрирован в Минюсте России от 17 декабря 2009г № 15707 .г.).
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум»
Разработчик:Легоцкая Н.В., преподаватель,
первой категории
ГБПОУ КК «КАТТ» ___________
(подпись)
Рецензенты:
Минченко Н.М., преподаватель ГБПОУ КК«КАТТ», первая квалификацонная категория
Квалификация по диплому: Зооинженер
___________
(подпись)
Вахлов А.И., начальник конной службы
г. Курганинска
Квалификация по диплому:
Зооинженер
___________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Биология лошадей с основами коневодства»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей».
Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области коневодства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Биология лошадей с основами коневодства относится к общепрофессиональному циклу учебного плана.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоении учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь-
определять возраст, породу, масть лошадей;
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела лошади;
определять анатомические и возрастные особенности животных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать-
типы конституции и экстерьера лошади;
топографическое расположение и строение органов, частей тела животных;
физиологические функции органов и систем органов;
анатомо-физиологические особенности лошадей;
породы лошадей;
рабочие качества лошадей и их использование;
государственные мероприятия по коневодству.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 10
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося согласно тематике 16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Биология лошадей с основами коневодства»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Особенности анатомии и физиологии лошадей. 16 Тема 1.1 Аппарат движения
Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Скелет, деление на отделы. Соединения костей. 2 2. Мышечная система. Тема 1.2. Кожа и её производные Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Строение и функции кожи. Производные кожи. 1 Практические занятия: 1 2,3
1. ПЗ № 1. Изучить строение копыта. Тема 1.3. Система органов дыхания. Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Строение и топография органов дыхания. Физиология дыхания. 1 Практические занятия: 1 2,3
1. ПЗ № 2. Изучить строение и топографию органов дыхания. Тема 1.4. Система органов пищеварения. Содержание учебного материала: 3 1,2
1. Строение и топография ротовой полости, глотки, пищевода, желудка. 2
2. Строение и топография кишечника, поджелудочной железы, печени. Физиология пищеварения. Практические занятия: 1 2,3
1. ПЗ № 3 Изучить строение и топографию органов пищеварения. Тема 1.5. Эндокринный аппарат. Обмен веществ и энергии. Содержание учебного материала: 1 1,2
1. Железы внутренней секреции, строение и функции. Обмен веществ и энергии.
1 Тема 1.6. Мочеполовой аппарат. Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Строение и топография органов выделения и размножения. 2 2. Физиология выделения и размножения. Тема 1.7. Нервная система и органы чувств. Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Строение и физиология нервной системы. 2 2. Строение и топография органов чувств. Тема 1.8. Сердечно - сосудистая система. Содержание учебного материала: 2 1,2
1. Кровеносная система. 2 2. Лимфатическая система, органы гемо- и лимфопоэза. Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела № 1. 8 Тематика внеаудиторной самостоятельной и домашней работы:
СР № 1 Обозначить на контуре лошади все суставы.
СР № 2 Зарисовать 3 типа мышечных волокон. Обозначить на скелете лошади группы мускулов имеющихся на конечностях.
СР № 3 Зарисовать схему строения кожи.
СР № 4 Зарисовать и обозначить строение копыта.
СР № 5 На абрисе лошади обозначить перкуторные границы легких.
СР № 6 Зарисовать строение желудка лошади.СР № 7 Обозначить на рисунке топографию органов пищеварения лошади.
СР № 8 Обозначить на абрисе лошади поверхностные лимоузлы. Раздел 2. Основы коневодства 16 Тема 2.1 Экстерьер и конституция лошади Содержание учебного материала: 10 1,2
1. Половой диморфизм. Возрастная изменчивость в экстерьере лошади. 4 2. Масти и отметины лошадей. 3. Определение возраста лошади 4. Породы лошадей, их классификация. Породное районирование. Практические занятия: 6 2,3
1. ПЗ № 4. Изучение типов конституции и экстерьера лошадей, аллюры лошадей. 2. ПЗ № 5. Типы, стати, особенности телосложения, пороки и недостатки экстерьера и дурные привычки лошадей. 3. ПЗ № 6. Изучение масти, отметин, тавра и примет лошадей. 4. ПЗ № 7. Измерение, взвешивание, обработка промеров и вычисление индексов лошадей. 5. ПЗ № 8. Определение возраста лошади по зубам. 6. ПЗ № 9. Определение породы лошадей по экстерьеру. Тема 2.2 Рабочие качества и использование лошадей. Содержание учебного материала: 1 1,2
1. Рабочие качества и использование лошадей.
1 Тема 2.3 Государственные мероприятия в коневодстве. Содержание учебного материала: 5 1,2
1. Конные заводы. Заводские конюшни. Ипподромы. 3 2. Государственные племенные книги. 3. Экспорт лошадей. Организация управления коневодством в России. Практические занятия: 1 2,3
1. ПЗ № 10. Выставки, выводки, конкурсы. Дифференцированный зачет 1 Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела № 1. 8 Тематика внеаудиторной самостоятельной и домашней работы:
СР № 9 Подготовить презентацию по теме: «Масти лошадей».
СР № 10 Законспектировать тему «Дурные привычки лошадей».
СР № 11 Описать способы таврения и зарисовать тавра конных заводов.
СР № 12 Подготовить презентацию «Верховые породы лошадей».
СР № 13 Подготовить презентацию «Верхово-упряжные породы лошадей».
СР № 14 Подготовить презентацию «Рысистые породы лошадей».
СР № 15 Подготовить презентацию «Тяжеловозные породы лошадей».
СР № 16 Зарисовать схемы движения лошади при оценке на выводной площадке. Всего: 48 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Биология лошадей с основами коневодства» требует наличия учебного кабинета: «Биология лошадей».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места для учащихся,
рабочее место преподавателя,
плакатница с комплектом учебно-наглядных пособий,
-плакаты по разделам «Анатомические и физиологические особенности лошадей», «Основы коневодства».
Технические средства обучения:
мультимедиа,
читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Зеленевский Н.В. , «Анатомия и физиология животных» Учебник, М.: Академия, 2009г.
Акаевский А.И., «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных», Учебник, М.: Колос, 2007г.
Красников А.С., «Коневодство», Учебное пособие, М.: Колос, 2007г.
Федотов П.А., «Коневодство», Учебник, М.: Колос, 2009г.
Дорофеев В.Н., Дорофеева Н.В., Наставление по заводскому спортивному тренингу и испытаниям верховых лошадей и правила представления лошади на выводке, ВНИИК,2009г.
Дополнительная литература:
Периодическая печать: журналы «Мустанг», «Коневодство и конный спорт», «Конный мир».
«Хочу стать конником» Н.В. Самоволов, Майкоп: ООО «Казачество», 2014г.
Справочник коневода, М.: Сельхозгиз, 1949г.
Справочник зоотехника, А.П.Калашников, О.К. Смирнов, М.: Агропромиздат, 1986г.
А. Фон Борис - «Снаряжение для лошадей и пони», пер. с нем. – М.: «Аквариум-Принт», 2008г.
Ливанио Т.К., Ливанова М.А. «Все о лошади», М.: «АСТ - ПРЕСС» 2011г.
Красников А.С. Практикум по коневодству, М.: Колос, 1966г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- определять возраст, породу, масть лошадей; Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела лошади; Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
определять анатомические и возрастные особенности животных. Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
-типы конституции и экстерьера лошади, Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- топографическое расположение и строение органов, частей тела животных Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- физиологические функции органов и систем органов, Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
-анатомо-физиологические особенности лошадей, Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа.
- породы лошадей, Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- рабочие качества лошадей и их использование, Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.
- государственные мероприятия по коневодству. Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа.