Открытое занятие педагога-психолога с использованием арт-терапии
План-конспект открытого мероприятия педагога-психолога
МБДОУ «Детский сад «Вишенка с. Красное»
Дубиной Виктории Александровны
с использованием арт - терапевтической техники - мульттерапии для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для развития позитивного отношения к жизни и закрепления положительных чувств и эмоций. Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения. Расширение представления об эмоциях и чувствах, формирование навыков контроля своего эмоционального состояния.Задачи:1.Расширение представлений детей об эмоции радость и способах её выражения;2.Формирование умения различать эмоциональные состояния через просмотр мультфильма;3.Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого, побуждать детей проявлять и выражать положительные чувства по отношению к другим;4.Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;5.Формирование умения свободно и ясно выражать свои мысли, умения устанавливать причинно-следственные связи;6.Знакомство с техникой моделирования эмоций с помощью цветного песка – моделирование «Радость».Оборудование: Проектор, мультфильм «Просто так», краски, «цветной песок», стеклянная ваза (для моделирования «Радость»), лист ватмана со схемой «Радость», мольберт, воздушный шар, сода, уксус, воронка, ложки разных размеров.Количество детей: 6-8 человек
Ход занятия
Педагог - психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Вы все такие нарядные, красивые, а на лицах у вас добрые улыбки. Давайте, мы с вами выразим свои чувства с помощью своего тела.
Упражнение «Выражение настроения» (3 мин)
Детям дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову.
Педагог - психолог просит детей отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.
Затем педагог-психолог предлагает изобразить походкой другие состояния и настроения: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; ребенка, который в чем-то провинился; злого человека; канатоходца в цирке.
(Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я»)
Педагог - психолог: Вот мы с вами и выразили свои чувства. Какое чувство вам больше понравилось? (ответы детей).Педагог – психолог: Сегодня мы с помощью мультипликационного фильма познакомимся с одним из чувств поближе. Это чувство радость. А смотреть мультфильм мы будем не совсем обычным образом. Мы с вами будем как бы путешествовать по мультику, делая остановки. Мультфильм, который мы будем смотреть, называется «Просто так». Рассаживайтесь так, чтобы было удобно, смотрим мультфильм.ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (1 мин)*Мальчик идёт с букетом цветов, кружится, напевает песенку. Навстречу ему грустный ослик. Мальчик посмотрел на ослика и отдал ему букет.СТОП остановка (2 мин)Педагог - психолог: Ребята, какие чувства вы увидели?Дети: Грусть, радость.Педагог - психолог: Кто был грустный?Дети: Ослик.Педагог - психолог: Как вы узнали, что ослик грустный?Дети: Шёл медленно, склонив голову.Педагог - психолог: А когда мальчик подарил ему букет цветов, настроение ослика изменилось? Какое оно стало?Дети: Ослик стал радостный.Педагог - психолог: Значит, радость победила грусть?Дети: Да.Педагог - психолог: За что мальчик, подарил букет ослику?Дети: Ни за что, просто так.Педагог - психолог: Какого цвета был ослик и всё вокруг ослика? Дети: Серое, тёмное.Педагог – психолог: Какого цвета был мальчик и всё вокруг мальчика?Дети: Цветное, разноцветное, яркое.Педагог - психолог: Значит, радость, какая? Дети: Разноцветная.Педагог - психолог: Ребята, а что такое радость? (ответы детей)Педагог - психолог: Оказывается, радость бывает разная. У каждого своя радость. А теперь давайте узнаем, что случилось с осликом дальше.ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (1, 5 мин)*Ослик поёт песенку, навстречу ему идёт щенок. Щенок испугался ослика. Ослик подарил щенку букет.СТОПостановка (2 мин)Педагог - психолог: Ребята, что случилось со щенком, когда он встретил ослика? Дети: Спрятался, потому что испугался.Педагог - психолог: А когда ослик подарил ему букет цветов, что произошло со щенком?Дети: Перестал бояться, ему стало весело, радостно.Педагог - психолог: Значит, радость победила страх?Дети: Да.Педагог - психолог: За что ослик, подарил букет щенку? Дети: Ни за что, просто так.Педагог - психолог: Ребята, вы назвали столько вещей, которые доставляют вам радость. А как вы узнали, что это действительно радость? Как выглядит радость?(ответы детей, заполнение схемы «Радость» с помощью графических символов):- блеск в глазах;- улыбка на лице;- хочется петь;- изменение голоса (смех);- изменение движений (танец).Педагог - психолог: Молодцы, ребята. Теперь мы с вами знаем, как узнать радость. А давайте, мы покажем радость.
Физкультминутка «Изображаем радость» (движения под весёлую музыку) 2 мин.
Педагог - психолог: Вот такая у нас получилась радость, а вам понравилось? А что же было с нашими героями дальше? Давайте посмотрим.ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (1, 5 мин)*Щенок встречает медвежонка. Медвежонок боится, что щенок увидит корзину с орехами и прячет её. Щенок дарит медвежонку букет. Медвежонок идет через мост, корзинка упала вниз. К корзинке подошла белочка. Медвежонок дарит белочке орехи и цветы.СТОПостановка (3 мин)Педагог - психолог: Ребята, почему медвежонок прятал корзинку, когда увидел щенка? Дети: Испугался, что щенок заберёт корзинку, жадничал.Педагог - психолог: Когда щенок подарил ему букет цветов, что произошло с медвежонком? Дети: Удивился, обрадовался.Педагог - психолог: Значит, радость победила жадность?Дети: Да.Педагог - психолог: Медвежонок себе оставил букет?Дети: Нет, подарил его белочке.Педагог - психолог: За что медвежонок, подарил букет белочке? Дети: Ни за что, просто так.Педагог - психолог: А белочке стало радостно?Дети: Да.Педагог - психолог: У мишки осталась радость?Дети: Да.Педагог - психолог: Значит, радостью можно делиться? А ведь радостью поделился не только медвежонок.Дети: Мальчик, ослик, щенок.Педагог - психолог: Если вы поделитесь радостью, то всем вокруг станет радостней и веселей. Ребята, а давайте мы создадим модель «Радость» и поделимся ею. Но создавать мы будем не обычно. А с помощью цветного песка Выбирайте (раздача колбочек с песком). Ведь радость разноцветная. Подойдите к вазе и поочередно высыпьте свой песочек в вазу. У нас будет разноцветная модель, как радость.
«Моделирование «Радость» (2 мин)Педагог - психолог: Давайте, посмотрим, что у нас получилось.
( открывается ваза). Вот какая «Радость» у нас получилась, разноцветная, яркая, необычная.
Проводится рефлексия–Что нового вы узнали о радости?– Что победила радость?– А какое у вас сейчас настроение?Педагог - психолог: Давайте на прощание, измерим нашу радость. Сколько радости каждый из вас получил сегодня. Дети различными ложечками накладывают соду в воздушный шарик.Педагог добавляет «ингредиенты» для опыта и комментирует: блеск глаз (блёстки), улыбка, голос (смех), движение тела (в бутылке налит уксус). Всё складывается в бутылку, на горлышко надевается шарик с улыбкой. Шарик надувается.Педагог - психолог: Как много радости у нас получилось, она воздушная, легкая. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Поделимся радостью? (детям раздаются воздушные шары с улыбкой).
Подарите радость друг другу.