Технологическая карта урока литературного чтения Творчество А.С.Пушкина


Литературное чтение
Тема: А. С. Пушкин «Няне», «Унылая пора! Очей очарованье!..»
Цель урока: познакомить с творчеством А.С. Пушкина на примере стихотворений «Няне», «Унылая пора! Очей очарованье!..»
Задачи урока:
образовательная: углубить и расширить представление о жизни и творчества А.С. Пушкина;
развивающая: развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, развивать устную связную эмоциональную речь, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
воспитывающая: формировать эстетические(видеть и ценить красоту природы) и нравственные(уважение к старшим, ценность человеческой жизни) представления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; умение работать со словариком учебника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умения ориентироваться в учебной книге.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке, осуществление взаимопроверки, принятие учебной задачи урока.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение улавливать мысль в заданном вопросе и давать ответ в соответствии с содержанием.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление
Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): электронная презентация, учебник Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий (4 класс, часть 1), электронное приложение к учебнику.
Ход урока
Педагогическая деятельность учителя Учебно-познавательная деятельность обучающихся1. Мотивация к учебной деятельности
-Согласны ли вы с высказыванием русского писателя Н.В. Гоголя: «Родник поэзии – красота»? (слайд 1) Аргументируйте свой ответ.
Действительно, красота является источником (родником) поэзии. Именно красота вдохновляет великих поэтов, красота рождает стихи.
Сегодня мы постараемся убедиться в этом, но сначала потренируем наш речевой аппарат. Рассуждают, аргументируют
Слушают
2. Актуализация знаний
Речевая разминка
-Прочитайте текст способом «птичий базар», медленно, с ускорением темпа (хором), выразительно (по одному, 2-3 человека).(слайд 2)Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!
Решение кроссворда
Решите кроссворд и узнаете имя человека, о котором пойдет речь на сегодняшнем уроке (слайд 3).
1.Куда нужно было пойти коту ученому из стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…», чтобы он смог завести песню?
2.Кому принадлежат слова: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил у рыбки корыто! В корыте много ль корысти?..»
3. Кто, сидя на спице, предупреждал царя Дадона об опасности?
4. Вставьте пропущенное слово: «Ветер по морю гуляет и … подгоняет»
5. Доскажи словечко: «Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: конюх, повар …»
6.Кому принадлежат слова: «Ой, вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно за морем, иль худо и какое в свете чудо»?
1.н а пра в о
2.с т а ру ха
3.пе т у шо к
4.к о ра б л и к
5.пл о т ни к
6.с а л т а н-Прочитайте слово, получившееся в выделенных клетках. Кто же автор произведений, которые мы сегодня будем читать?
-Какие произведения этого замечательного автора вам уже знакомы? Читают разными способами
Разгадывают кроссворд, актуализируют свои знания по произведениям А.С. Пушкина.
Отвечают (Пушкин)
Отвечают («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север тучи нагоняя…», «Какая ночь! Мороз трескучий…», «Уж небо осенью дышало…», «Опрятней модного паркета…», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Осень», «Птичка», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…», «Люблю, тебя, Петра творенье!» )3. Работа по теме урока
Сообщение об А.С. Пушкине
Ученик 1
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства рос и воспитывался в литературной среде – отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя Пушкина был известным поэтом (слайд 4 )Огромное влияние на будущего поэта оказывала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. (слайд 5)
Работа над стихотворением «Няне»
Одно из стихотворений, посвященных Арине Родионовне, так и называется - «Няне». Откройте учебник на странице 66. Прослушаем аудиозапись этого стихотворения в исполнении актера Андрея Ярославцева. Внимательно следите за его чтением по учебнику.
-Каким настроением пронизано это стихотворение?
-Как вы думаете, какие чувство владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- Я знаю, что ваша школа с эстетическим уклоном, поэтому вы много рисуете. Представьте, что вы окончили школу и стали известными художниками. Какие краски вы бы использовали, чтобы передать настроение стихотворения «Няне»?
-Какие слова помогают понять отношение автора к няне?
- Что значит слово «дряхлая»? Почему лирический герой обращается к няне «голубка дряхлая моя»?
-Как понимаете смысл словосочетания «горюешь, будто на часах»?
-Уточните значение выделенных слов в словарике.
-Значение каких еще слов вам нужно уточнить?
(слайд 6)Кровля – верхнее ограждение (оболочка) крыши.
Ветхий, обветшалый - старый, близкий к разрушению.
Лачужка – небольшая, плохо построенная и разваливающаяся изба, хижина.
Суровые дни – очень тяжелые, трудные.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
-Прочитайте стихотворение шепотом.
-Какие звуки мы слышим наиболее отчетливо?
-Какой эффект дает этот прием?
-Как называется этот прием?
-С какой интонацией надо читать 1-2 строки?
- С какой интонацией будите читать стихотворение дальше?
-Еще раз прочитайте стихотворение про себя. Затем - выразительно вслух.
Физкультминутка
Сообщения об А.С. Пушкине
Ученик 2
В 1811 году Пушкин поступает в Царскосельский Лицей, где Александр Сергеевич начинает писать свои первые стихи и находит товарищей, с которыми будет дружить всю жизнь (слайд 7). Пушкин получил блестящее образование, после Лицея он поступил на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге.
Но в жизни Александра Сергеевича были и не самые светлые моменты – за написание смелых вольнолюбивых стихов (стихов, критикующих политический строй государства, известных людей) его четыре раза отправляли в ссылки (слайд 8). Ссылка – уголовное наказание, при котором осужденного удаляют из места его постоянного жительства и поселяют в определенной местности на окраине страны на срок, указанный в приговоре.
Но даже находясь в немилости у царя, Пушкин не перестает писать и остается верным своим идеалам. За годы ссылок он написал несколько поэм, среди которых «Кавказский пленник», «Братья разбойники», работал над романом в стихах «Евгений Онегин», написал множество стихотворений.
Ученик 3
И, конечно же, в жизни А.С. Пушкина не могло не быть места любви. Он полюбил Наталью Гончарову (слайд 9) и в 1830 году женился на ней. Супруга Александра Сергеевича была первой красавицей Петербурга. Перед женитьбой он уехал в имение Болдино (слайд 10), где был вынужден задержаться. Пушкин очень любил осень, черпал в ней свое вдохновение. За короткий промежуток времени - осень 1830 года, было написано около 30 стихотворений, завершена работа над многими прозаическими произведениями. Этот период в творчестве Александра Сергеевича, называют «болдинской осенью».
Работа над стихотворением «Унылая пора! Очей очарованье…»
Осень 1833 года Пушкин проводит в этом же имении. Он так же вдохновлено создает множество произведений, среди которых стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье…».
-Просмотрите репродукции картин великих русских художников (слайды 11-15 ).
-Какой живописцы изобразили осень?
-Прослушайте стихотворение «Унылая пора!» и определите, какие из картин больше всего подходит к стихотворению.
-Какие чувства передает автор?
-Как вы понимаете выражение «прощальная краса»?
«пышное природы увяданье»?
-Какие устаревшие слова есть в стихотворении?
-Что значит «багрец»? Ответить на этот вопрос вам помогут осенние листья. Найдите среди них листья с багровым оттенком.
-Какой же цвет называют багровым?
-Что такое око?
-Что придают устаревшие слова (багрец, око) поэтическому тексту?
Работа в парах
Шепотом прочитайте друг другу стихотворение, стараясь передать его настроение. Помогите друг другу выбрать правильную интонацию, чтобы передать любовь к осени, восхищение ее красотой
-Выразительно прочитайте стихотворение (выходят к доске вдвоем, один ученик выразительно читает, другой - анализирует его чтение – определяет, насколько выразительным оно было, говорит, какие ценные советы он давал своему товарищу, затем ученики меняются ролями)
Сообщение о жизни А.С. Пушкина
9 февраля 1837 года Пушкин стреляется на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке (слайд 16).
Так трагически оборвалась жизнь величайшего российского поэта и писателя, который оставил после себя огромное литературное наследие (слайд 17). Слушают
Работают по учебнику
Слушают аудиозапись
Рассуждают (любовь, нежность, грусть, печаль)
-в произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота и признательность няне
-темные приглушенные краски, настроение последней, незаконченной строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
-подруга, голубка дряхлая моя
- дряхлая – слабая, немощная от старости; показать свое трепетное отношение к Арине Родионовне.
-очень долго тоскует
Работа со словариком учебника
Светлица – светлая парадная комната в доме;
Вороты – устаревшая форма слова «ворота»;
Всечасно – постоянно.
Называют слова, уточняют их лексическое значение.
Читают стихотворение шепотом
-звуки «ш», «ж», «ч», «д», «с», «п».
-мы словно слышим звук спиц, шорох шагов старой няни. Эти звуки подчеркивают тишину ожидания.
-звукопись – поэтический прием, помогающий усилить выразительность текста с помощью повторения одинаковых звуков
Отвечают (с уважением, нежностью, восхищением)
-грустно, спокойно, в раздумье
Читают стихотворение про себя и выразительно
Слушают сообщение ученика
Слушают сообщение ученика
Смотрят репродукции картин
Рассуждают
Слушают
-чувство восхищения, восторга, грусти от того, что осень уходит.
Объясняют
-прощальная красота – последняя красота, яркость
-слово «увяданье» ассоциируется с чем-то некрасивым, вялым, но соединив со словом «пышное» автор получает другой образ- яркий, красивый, торжественный.
Отвечают (багрец, очи)
Находят багровые листья
Отвечают (темно - красный)
Отвечают (глаз)
-таинственность, сказочность, торжественность
Работают над выразительностью в парах
Выразительно читают стихотворение
Анализируют чтение
Слушают
4. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какие чувства владели вами сегодняшний урок?
-Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.С. Пушкина?
Записываем домашнее задание: выучить 1 стихотворение Пушкина на выбор (слайд 18).
Выполняют рефлексию учебной деятельности
Записывают домашнее задание