Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Сказка похожая на басню. Русская народная сказка У страха глаза велики
Урок: Литературное чтению, 3 класс.
Тема: Сказка, похожая на басню. Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Автор урока: Ильина Н.И., МОУ гимназия № 15 Советского района г. Волгограда
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения находить информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задачи: 1. Организовать работу с вопросами к тексту, заданную в явном виде.
2. организовать работу в парах.
3. Создать условия для применения разных форм преобразования полученной информации в другую форму (таблицу, схему, инсценировку, рисунок)
4. организовать работу учащихся по взаимооцениванию.
Результат: 1. Найдут ответы на вопросы.
2. Получат опыт работы в группе.
3. Преобразуют полученную информацию.
4. проанализируют и оценят представленные работы.
Данная педагогическая ситуация направлена на формирование читательских умений: умения находить информацию в тексте, заданную в явном виде, преобразование информации в другую форму (таблицу, схему, инсценировку, рисунок)
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
Интерес к содержанию и форме русской народной сказки, похожей на басню;
Интерес к миру чувств и мыслей героев, отражённых в сказке;
Эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев сказки, понимание моральных норм при оценке поступков героев сказки.
Ученики получат возможность для формирования:
Умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями сказки;
Понимание о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные УУД
Ученики научатся:
Понимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
Работать с текстом сказкой;
Самостоятельно работать с выставкой литературы;
Соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Ученики получат возможность научиться:
Самостоятельно выделять и формулировать учебную познавательную цель;
Осуществлять планирование своей деятельности;
Проявлять инициативу;
Осуществлять самоконтроль и контроль усвоения материала;
Контролировать свои действия в коллективной работе.
Познавательные УУД
Ученики научатся:
Отличать тексты по стилям;
Строить устные высказывания в соответствии с учебной задачей;
Уметь выделять главное
Ученики получат возможность научиться:
Производить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД
Ученики научатся:
Выражать свои мысли в устной форме;
Проявлять устойчивый интерес к работе в малых группах и парах;
Принимать участие в инсценировке.
Ученики получат возможность научиться:
Устно выражать своё мнение об услышанном и прочитанном;
Проявлять самостоятельность в групповой работе;
Выбирать способы деятельности в групповой работе и в работе парами.
Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть, В.Ю. Свиридова, система Занкова, издательский дом «Федоров» 2013г. Стр. 59-62
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация опорных знаний
Как называется глава, над которой мы работаем?
Как вы понимаете эти слова?
Что же делать каждому человеку, чтобы не разочаровываться самому и не огорчать окружающих?
Где можно увидеть эти примеры?
Согласна, об этом нам говорит и Новелла Матвеева в эпиграфе к нашей главе:
Живой да будет каждая строка,
Из жизни черпай злато размышлений.
Как вы понимаете эти строки?
Герои каких произведений нам послужили примером?
К каким жанрам литературы они относятся (Учитель помещает на доске карточки с названием жанров)
Дети пользуются учебником или вспоминают: «Всмотритесь в мир своей души»
Свободное высказывание детей.
Мы знаем себя как никто другой, но часто в разных жизненных ситуациях мы ведём себя не так, как хотим того сами или ожидают от нас родители, учителя, друзья.
Надо меняться, учиться на своих ошибках и на примере других.
В реальной действительности и в художественной литературе.
Свободное высказывание.
Примеры окружают не только в реальной жизни очень много можно прочитать в литературных произведениях. Встать на место героя и прожить его жизнь.
Дети называют изученные произведения и авторов
Мифы, стихи, басни, пословицы.
Проверка домашнего задания.
Чему они нас учили?
Верно, послушайте это стихотворение в исполнение. (Звучит песня)
Что такое басня?
Посмотрите на выставку, которая у нас получилась, Мы знакомы только с баснями Эзопа и И.А. Крылова. Басни каких авторов вы видите на нашей выставке книг?
На какие группы можно разделить эти басни?
Краткий пересказ.
В мифе «Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины» говорилось, что все люди одинаковы, они сделаны из одного теста, из одной глины. Только все обладают разными отличительными чертами характера: храбрый, как лев, трусливый, как заяц, легкомысленный, как воробей.
В стихотворении «Девочка и пластилин» говориться о том, что человек сам отвечает за то, каким будет тот, кого он «лепит» Если хочешь видеть хорошее, то хорошее и будет вокруг тебя, а если будешь видеть только плохое – всё станет плохо.
Ещё мы познакомились с жанром басни.
Это жанр литературы написанный в прозе или в стихотворной форме. Главные герои- животные, но речь идёт не только о них. Это становиться ясно – когда читаешь поучение, мораль басни. Они нас учат быть добрыми, справедливыми, честными, трудолюбивыми.
Поисковая и аналитическая деятельность.
Басни в стихотворной форме и басни в стихах.
Определение темы урока.
Очень часто мораль басни становиться пословицей или поговоркой, с ними тоже знакомились на уроках.
Я предлагаю собрать пословицы и определить о каких качествах человека мы будем говорить сегодня.
Верно, а вот произведение какого жанра, вам предстоит узнать во время нашей музыкальной паузы.
А о чём же будет наша сказка?
Дети работают в парах и собирают пословицы
Трус и таракана принимает за великана.
Трусливому зайке и пенек волк.
Волков бояться в лес не ходить.
Трус и тени своей боится.
Кто дрожит тот и бежит.
Эти пословицы о смелости и трусости. Значит об этих качествах человека мы и будем говорить
Дети слушают, музицируют «Сказки гуляют по свету» сл. Е. Птичкина, муз. М. Пляцковского.
Мы будем читать сказку.
О смелости и трусости.
Работа по теме урока
Прочитайте название сказки.
С каким из жанров литературы эта сказка похожа?
Предлагаю прочитать эту русскую народную сказку и найти другие сходства с басней.
Первичное восприятие (аудиосказка).
Как считаете, почему?
А что же осталось неизменным?
Есть ли сходство с героями басен?
Прочитайте начало сказки и назовите главных героев? Какое прозвище у бабушки? Почему?
Какое прозвище у внучки? Курочки? Мышки?
Чем они занимались?
А что же с ними произошло? Расскажите своими словами.
А теперь прочитайте отрывки, в которых описывается, что каждый из водоносов увидел: а) бабушка; б) внучка; в) курочка; г) мышка; д) зайчик.
Ну а почему каждый увидел что-то свое?
Действительно ли все так страшно?
Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?
Давайте прочитаем вывод. Мораль этой сказки.
Прочитайте вопрос на стр. 62
Молодцы, очень хорошая работа. Мы нашли в этом произведении признаки басни. Какие?
Давайте теперь найдём признаки сказки.
Действительно, «цепочки героев» или кумулятивное построение характерны для народных сказок. Пользуясь моделями - треугольниками постройте сюжет этой сказки.
Вспомните, герои каких сказок имеют такую же цепочку-от большого к маленькому.
Разгадайте сказку по цепочке.
Выразительное чтение.
С. 62 Инсценировка
Кому поручите роль рассказчика
Это название является тоже пословицей.
С басней. В них моралью часто выступает пословица.
У детей возникает проблема: аудиосказка и текст книги не совпадает
Сказка – это жанр устного народного творчества. Очень древний жанр. Сказки были уже тогда, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из поколения в поколение устно (из уст в уста). Уже позже, когда появилась письменность, сказки стали записывать. Разные люди записывали одну и ту же сказку по-разному. Вот и получилось, что сказка в учебнике и аудиосказка различаются. Но смысл ее остается тот же.
Герои сказки.
Да, животные мышка и курочка.
Дети читают самостоятельно
Бабушка –старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка, мышка-хлопотушка.
Носили воду.
Краткий пересказ.
Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению.
Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.
Нет, а в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.
Не надо бояться того, чего не знаешь.
Дети читают последний абзац.
Раньше появилась сказка. В тексте так и сказано: «С той поры, с того времени и говорят люди добрые»
Есть мораль, герои-животные выполняют роль людей, обладают человеческими качествами.
Повторы. (Находят в тексте.)
Нанизывание героев, выстраивание из них “цепочки”.
Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов. (Находят в тексте.)
Дети строят цепочки: от большого к маленькому.
Репка.
Колобок.
Теремок.
Дети работают в группах. Распределяют роли.
. Она хорошо читает.
Рефлексия.
С каким произведением мы познакомились? К какому жанру это произведение относится? Чему нас научила сказка-басня?
Оценка работы на уроке.
Это сказка очень похожа на басню Надо быть смелым. Нечего боятся – если не знаешь, что там на самом деле. Попробуй разобраться
Взаимооценка с комментариями.
Домашнее задание
Попробуйте сочинит свою сказку с похожим сюжетом. Начать и закончить можно с морали, как в нашем случае. А моралью может выступать пословицы, с которыми мы сегодня познакомились. Поделите их между собой. Договоритесь.
15