Программа курса по выбору Литература и живопись
ГУ « Боскольская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ « ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ»
5 КЛАСС
Учитель Кадочникова Вера Ивановна
Пояснительная записка
Воспитание подросткового поколения – одна из важнейших задач современной школы. Научно-технический прогресс, несмотря на его плюсы, в какой-то мере способствовал тому, что современные ученики мало читают, не знают искусство, не интересуются им. Чтение заменяет телевизор, компьютер, планшет. Научиться ценить и любить книгу, видеть связь литературы с другими видами искусства, научиться понимать и любить прекрасное необходимо каждому человеку и для духовного обогащения и для успешной работы в будущем. Знание и понимание искусства – неотъемлемая черта культурного человека, гармонично развитой, обладающей творческим потенциалом личности.
Известно, что литература, изобразительное искусство и живопись тесно взаимосвязаны. Библия, исторические сюжеты являются литературной основой многих произведений живописи, графики, скульптуры.
Программа « Литература и живопись» предусматривает знакомство с выдающимися произведениями искусства по тематическому принципу, учитывая возраст детей 5 класса, формирование умений пользоваться литературой, находить нужный материал, отбирать этот материал, пользоваться дополнительной справочной литературой.
Данная программа - попытка создать интегрированный курс, который покажет взаимосвязь видов искусства, будет способствовать эстетическому отношению человека к окружающему миру, природе, труду; пониманию искусства, будет содействовать формированию творческих способностей.
Основная цель курса состоит в том, чтобы дать учащимся представления о литературе как виде искусства и его взаимосвязи с другими видами искусства, сформировать у учащихся потребность активного восприятия жизни и искусства, расширить кругозор, развивать эстетические чувства и эмоции. Содействовать формированию компетентностных качеств личности ученика, необходимых для самоактуализации в обществе.
Выдвинутая цель определяет следующие задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о произведениях выдающихся русских поэтов и писателей;
-познакомить с творчеством художников-иллюстраторов;
-показать и представить ценности русской культуры с помощью компьютерных технологий;
- формировать эстетический вкус;
- развивать зрительную память, пространственное мышление, способность к образному представлению;
-учить познавать прекрасное, мыслить и чувствовать;
- развивать у учащихся способность к творчеству, творческой деятельности, поиску;
- развивать коммуникативные качества, проявляющиеся в умении работать в группе, паре;
- развивать устную грамотную речь, креативные, исследовательские качества, умение работать с информационными источниками.
Структура и содержание курса
Введение (1 час)
Роль искусства в жизни человека. Специфика курса. Основные виды искусства и их взаимосвязь.
Пейзаж. (4 часа)
Виды пейзажа. Пейзаж в литературе и живописи и его роль. Сравнение произведений литературы и живописи. Основные средства изображения. Характер «языка» пейзажной лирики и произведений художников. Композиция в пейзаже.
Портрет (5 часов)
Краткая характеристика возникновения жанра. Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет. Детали портрета и их роль.
Экстерьер и интерьер (5 часов)
Понятия «интерьера» и «экстерьера». Интерьер и экстерьер в литературе и живописи.
Цвет в литературе и живописи. ( 5 часов)
Цвет в искусстве и его роль. Цвет - основа языка живописи. Насыщенность цвета и его образное звучание в произведениях литературы и живописи. ( И.Грабарь, С.Герасимов, К.Моне, и др. А.С. Пушкин, С.А. Есенин, фольклор и др.)
Образы – символы в искусстве (1 час)
Роль символа в искусстве. Простейшие символы солнца и ненастья. ( Пластов, Левитан, Саврасов, и др.; А. Ахматова, С.Есенин, А.Пушкин, Н. Некрасов)
Художники слова и их иллюстраторы (13 часов)
Определение понятия «иллюстрация». Иллюстрации к различным произведениям. Творчество художников. ( Н.Билибин, рисунки А.Пушкина, Врубель, Маковский, В.Назарук, А.Лаптев, Д.Шмаринов, В.Фаворский; произведения А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Крылова )
Распределение материала курса «Литература и живопись» по часам
Тема
Виды деятельности учащихся
часы
1
Введение (1час) Роль искусства в жизни человека.
Начитанность, умение понимать и ценить искусство как показатель общего развития культуры человека. Специфика курса. Основные виды искусства.
Слушание, участие в беседе. Составление кратких записей (конспект, кластер, схема)
1
Пейзаж (4часа)
2
Пейзаж в искусстве
Беседа, составление кластера
1
3
Пейзаж в литературе
Поиск пейзажа в представленных произведениях, отрывках; анализ
1
4-5
1)Работа над проектом. Сравнительный анализ произведений пейзажной лирики.
2)Защита проектов
Самостоятельная работа учащихся по составлению проектов
2
Портрет (5 часов)
6
«Вглядываясь в человека» - жанр портрета
Просмотр презентации, слушание, беседа, впечатления
1
7-8
Портрет в литературе, его роль
Чтение и анализ произведений и отрывков из произведений классиков литературы.
2
9
Портрет в живописи и графике
«Чтение» картин художников, обмен впечатлениями
1
10
Сравнительный анализ произведений -эссе.
Слушание и анализ эссе учащихся.
1
Экстерьер и интерьер (5 часов)
11
Экстерьер и интерьер в литературе, его роль в художественном произведении.
Виртуальная экскурсия по залам Русского музея и Третьяковской галереи
1
13-14
Произведения живописи к произведениям литературы.
Просмотр презентаций, чтение отрывков из произведений литературы
2
15.
Работа с текстами произведений, анализ их.
Самостоятельная работа в группах по темам. Защита.
1
16
Викторина «Узнай произведение»
Соревнование на знаний произведений искусства.
1
Цвет в литературе, живописи, его роль в создании образа (5 часов)
17-18
Цвет в произведениях прозы и поэзии
Чтение и анализ произведений русский поэтов и писателей
2
19
Самостоятельная работа в группах
Составление коллажа, презентации
1
20
Цвет в живописи
Составление презентации, календаря « В мире прекрасного»
1
21
Сопоставительный анализ
Рассматривание картин (репродукций), подбор отрывков из произведений литературы к ним.
1
Образы – символы в искусстве (1 час)
22
Образы солнца и ненастья в поэзии и живописи
Слушание. Просмотр презентации.
Наблюдения, впечатления.
1
Художники слова и их иллюстраторы
(12 часов )
23
Фольклор и иллюстрации Фаворского. Рисунки А.С. Пушкина и его лирика.
Слушание, анализ, выводы, «чтение» картин. Выразительное чтение отрывков из произведений
1
24
Произведения Пушкина в иллюстрациях художников
Исследовательская работа
1
25
Произведения М.Лермонтов и иллюстрации М.Врубеля
Работа с дополнительными источниками, справочной литературой.
1
26
Рисунки и картины М.Лермонтова
Работа с дополнительными источниками, справочной литературой.
1
27
Гоголь в иллюстрациях Е.Маковского
Рассматривание иллюстраций, сравнение, устные сообщения
1
28
Уральские сказы Павла Бажова и художник В.Назарук
Устные сообщения, презентации работ учащихся
1
29
Басни Крылова и иллюстрации к басням А.Лаптева
Выполнение своих иллюстраций
1
30
Подготовка к устному журналу «Лучшие иллюстраторы русских классиков»
Работа с дополнительной литературой, справочниками.
1
31-32
Праздники. Картины М.В.Кустодиева (Зима. Масленица. Пасхальный день. Вербный торг у Спасских ворот.) и стихи русских поэтов
Просмотр картин, выводы. Конкурс – викторина.
33.
Гармония людей и природы Жизнеутверждающий пафос произведений искусства ( Бунин, Пушкин, Тютчев, Мясоедов)
Рассматривание картин. Эссе.
34.
Итоговое занятие «Ты и мир вокруг тебя»
Анкетирование « Что дало мне изучение курса по выбору»? Впечатления.
Литература
Тийу Вийранд «Молодежи об искусстве»
Н.В.Краснов «Беседы по искусству в средней школе», М., «Искусство», 1969г.
Государственные стандарты образования Республики Казахстан
Комплексная программа воспитания в организациях образования
Справочники и энциклопедии
15