Программа Дополнительная образовательная программа объединения осетинская гармоника 
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»                   Правобережного района РСО-Алания
«УТВЕРЖДАЮ»                                                            Рассмотрено на МС  Директор МКОУ ДОД «ЦДОД»                                   Протокол № _____  ____________________                                                  от «10»  сентября  2014 года  А.Б.Гасинова                                                                                                                                            « 15»   сентября 2014 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                 ОБЪЕДИНЕНИЯ ОСЕТИНСКОЙ ГАРМОНИКИ
Для детей 7-17 лет                                                                                                              Срок реализации 3 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования детей                                                                            высшей  квалификационной категории                                                                                  Кокаева  Зарема  Константиновна
г.Беслан                                                                                                                                             2014 
Пояснительная записка
Данная  образовательная программа составлена по принципу составления адаптированной – как разновидность  модернизированной и составляющей программ. 
Составлен с учётом конкретных условий данного образовательного учреждения.
Содержание образовательной программы соответствует требованиям: достижения мировой культуры, российским традициям, культурно-национальных особенностей региона.
Сегодня на повестке дня остро стоит проблема сохранения осетинской национальной музыкальной культуры, музыкального наследия, языка, национального фольклора.
Главная задача педагога дополнительного образования:
 – изучение осетинских народных мелодий, основных составляющих, их музыкально-выразительных средств, их ритмики, мелодии, гармонии;
Также я считаю необходимым:
– возрождать традиции игры на национальном инструменте, широко распространённым в Осетии;
– приобщать молодое поколение к его духовным ценностям, национальным истокам, побуждать интерес и гордость за них.
Непосредственно в процессе своей работы я ставлю главной задачей ознакомление детей с историей осетинского национального искусства. Научить обучающихся  понимать и любить музыку, бережно относиться к культурному наследию своего народа, возрождать подлинно народное искусство песенно-танцевальной музыки. Путём целенаправленного организованного обучения достичь профессионального и  исполнительского мастерства, открыть путь в мир искусства.
Программа рассчитана на 3 года.  Приём в объединение проводится в начале учебного года составлением репертуара на последующие годы обучения. Сформулировываем специфические учебные задачи для всех годов обучения.
Содержание данной образовательной программы соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности, формах и методах обучения):
методов контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности обучающихся):
средствах обучения (необходимого оборудования, инструментов, материалов).
Содержание данной программы направлена на:
создание личности ребёнка
развитие мотивации личности к познанию творчества
обеспечение эмоционального благополучия ребенка
создание условий для социального, культурного и профессионального самоуправления творчеством, самореализации ребенка, её интеграции в систему осетинской национальной культуры.
интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося
взаимодействие  педагога дополнительного образования с семьёй
Данная образовательная программа отвечает следующим требованиям – актуальность, ориентация на решение данных проблем.
Соответствие требованиям и условиям её реализациям
Рациональность – соответствие желаемого, возможного, между целями и реально необходимыми средствами
Целостность – полнота и согласованность
Контролируемость, т.е. способ проверки полученных результатов.
В пояснительной записке определены следующие принципы:
Обоснование необходимости разработки и внедрения  предполагаемой программы в образовательном процессе:
Актуальность
Практичность
Значимость
Связь с существующим по данному направлению виду программ.
Адаптированность, как разновидность модернизированность и составительской программ, составленной с учётом конкретных условий данного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы должны обеспечивать
Обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо ориентироваться на предполагаемый результат образовательного процесса, необходимо ставить реально достижимые, соответствующие возрастным особенностям детей.
Конкретизация целей осуществляется через определение задач.
Задачи обучения должны раскрывать способы и пути достижения целей.
При формировании задач необходимо ориентироваться на основные составляющие образовательного процесса:
Обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Ожидаемый результат первого года обучения предусматривает развитие музыкальных способностей обучающихся (слух, ритм, память) и выявление вокальных данных путём организованного, целенаправленного обучения. Очень важно научить каждого ребёнка игре на инструменте, через музыку открыть путь к искусству. Ознакомить их с элементами музыкальной выразительности, оценки музыки. Знакомство с устройством инструмента, строением его правой и левой клавиатуры, правилами посадки и постановки рук. Развитие навыком и умений   исполнения музыкальных произведений. Достичь качественного звучания, ритмичности, динамики, интонации.
Ожидаемый результат по учебно-тематическому плану второго года обучения ставит перед собой задачи: совершенствование приобретённых исполнительских умений и навыков на первом году обучения. Эмоциональное восприятие музыки, воспитание, стремления к творчеству. Овладение исполнительскими штрихами «акцент». Развитие музыкальности, аккомпониаторских навыков – сопровождение танца. 
 Задачи процесса третьего года обучения: 
– знать основные средства музыкальной выразительности. 
– Оценивать качество своего исполнения. 
– Импровизировать различные музыкальные интонации. 
– Знать специфические особенности звукообразования.
– составлять концертную программу на новый учебный год, используя современные технологические методы: компьютер, флешка, мини-диск.
– совершенствование исполнительской техники и мимики при исполнении.
Задачи процесса обучения 
В воспитании – приобщение детей к музыкальному устройству, привитие им интереса и любви к музыке, воспитания средствами музыкальной культуры, дружбы и взаимопонимания между народами многонациональной Осетии
В обучении – овладение навыками игры на диатонической гармонике. Повышение требований к качеству исполнения. Усложнение репертуара. Играть выразительно песни и мелодии. Важное место   в работе уделять концертной деятельности.
В развитии – внимание уделяется развитию творческих способностей путём  совершенствования процесса исполнения и слушания, обучению обучающихся импровизировать музыкальные произведения.
Организационно-педагогические основы обучения.
Первый год обучения, второй, третий.
Возраст от 7 до 17 лет
Количество детей в группах:
                    1-я группа 1-го года – 15 детей
 2-я группа 1-го года – 12 детей 
 3-я группа 1-го года – 10 детей
Уровень подготовки детей при приёме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием, проверкой музыкальных способностей детей (слух, память, ритм). Определённую роль при приёме детей  играет желание научиться играть на инструменте.
Режим работы: индивидуальные обучения ведется 2 раза в неделю.
Привлечение к работе родителей, совместная творческая работа.
Отличительные особенности программы : 
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа отражает продолжительность обучения и его особенности.
Этапы реализации программы, их обоснование, их взаимосвязь
Формы и методы педагогического воздействия: новизна и наличие инновационного подхода и оригинальность.
Особенности возрастной группы определяет адресность программы, т.е. указывает категорию и возраст детей.
Режим занятий: общее количество часов в год, количество часов и дней в неделю.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки: в общем виде прогнозирует результат обучения
Определяет режим, форму и методы обучения.
Предъявляет формы итогового и промежуточного контроля, т.е. выступление на праздниках, фестиваля., конкурсах, концертах. Здесь должна быть отражена гибкая система контроля, и обязательно критерии оценки освоения материала обучающимися их личного роста и духовного развития.
Содержание  программы в целом должно быть направлено на реализацию задач и достижения цели, определённых в пояснительной записке.
Содержание программы – основной раздел, который включает раскрытие каждой темы в учебно-тематическом плане, указаний форм организации деятельности обучающихся.
Требования к уровню подготовки:
Результат обучения должен отражать изменения, произошедшие с детьми, в процессе освоения программного материала.
Что должен знать, уметь, чему должен быть способен.
Требования к уровню подготовки должны быть соотнесены с целями и задачами программы, с возрастными особенностями обучающимися.
Перечень учебно-методического обеспечения
Данный  раздел программы представляет собой список перечисления средств обучения: нотные записи, тетрадь по цифровому обучению, интернет, запись фонограмм, флешка.
В список должны войти учебно-нагладные пособия, демонстрационные материалы (фото знаменитых гармонистов-исполнителей, клипы и т.д.)
Программа включает в себя материально-технического обеспечения. Этот раздел отражает перечень необходимых инструментов: хроматическое, диатонической гармоники, флешка, компьютер, мини-диск, трещётки, костюмы для выступлений.
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план для каждого года обучения. Оформлен в виде таблицы. Распределение часов  на теоретические и практические отражает соотношение разных видов деятельности в процессе изучения отдельных тем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Всего 
Теория 
Практика
1
Упражнения для правой и левой руки
30
10
20
2
Симд – музыка народная
20
2
18
3
Плавный танец
20
2
18
4
«Хъуыбады» - музыка народная
19
2
17
5
Беседа о музыке
2
1
1
6
Народная мелодия обр. И.Мистуловой
15
1
14
7
Свадебный круговой
15
1
14
8
Застольная 
15
1
14
9
«Тахуды» музыка народная
2
1
1
10
Круговой танец
15
1
14
11
Песня пастуха
15
1
14
12
«Цъай-дон» муз. Цоппоева
30
2
28
13
Девичий танец
30
2
28
14
Хонга кафт
30
2
28
15
Разбор музыкальных произведений
30
2
28
16
Итого:
288
31
257
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Всего 
Теория 
Практика
1
Юго-осетинский сим добр. Газданова
28
1
27
2
Знакомство с творчеством Б.Газданова
2
1
1
3
Народная мелодия, обр.И.Мистуловой
30
1
29
4
Круговой танец
30
1
29
5
Лирическая Лекова
15
1
14
6
Девичий круговой
15
1
14
7
Хонга из спек. «Сатта и Батти»
30
1
29
8
«Тахуды» музыка народная
30
1
29
9
Лезгинка
15
1
14
10
Кабардинская мелодия
15
1
14
11
Круговой танец
30
1
29
12
Хонга кафт
11
1
10
13
Молодежный танец
11
1
10
14
«Песня»
8
1
7
15
Итого:
270
14
253
Критерии работы 3 года обучения, также состояние и выбор концертной программы для работы с ансамблем, осуществлять и использовать новые современные технологии: компьютерный минидиск, флешка, запись фонограмм.
Требования – соответствовать стилю и качеству работы, профессионально, системно, грамотно, необходимые критериям.	
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Всего 
Теория 
Практика
1
«Турецкий симд» обр. Б.Газданова
58
1
47
2
Попурри на темы народных мелодий.
58
1
47
3
Хонга кафт
58
1
47
4
«Зилга»
58
1
47
5
Концертная пьеса Ф.Алборова
58
1
47
6
Круговой Гурджибекова
58
1
47
7
Круговой танец музыка народная
58
1
47
8
«Симд» муз.Ревазовой
58
1
47
9
Танец джигитов
41
1
47
10
6
1
5
11
Итого:
511
10
501
Просветительно - досуговая работа:
Празднование мероприятий, посвященных дню рождения К.Л.Хетагурова
Празднование 70-летитя со дня Великой  Победы. 
Всемирный день ребенка: Акции «Дети-детям»
Традиционный конкурс-праздник гармонистов.
Праздник «Золотая осень»
Посещение музея литературы и искусства
Знакомство с творчеством  ведущих гармонистов
Посещение концерта ведущих музыкантов республики
Новогодние праздники
Участие в досуговых и просветительских мероприятий ЦДОД
Праздник осетинской музыка «Пой фандыр»
Выезд в святую рощу Хетага. Знакомство с обычаями, традициями.
Этапы педагогического контроля
№
Ожидаемые результаты
Формы подведения итогов
Сроки 
1.
Играть выразительно песни и мелодии; играть ритмично, грамотно программу, предусмотренную по плану
зачет
1 полугодие,  декабрь
2.
Выучить программу концерта
Праздничный концерт «Пой фандыр»
Март 
3.
Знать программу для II полугодия
Отчетные занятия
Май 
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Ревазова Сима Пьесы. Этюды. Ансамбли и песни для осетинской гармоники – Владикавказ, 2000.
2. Шаталов Борис. Музыка народов Кавказа для национальной хроматической гармоники и аккордеона – Владикавказ, 1992.
3. Цоппоев В. Танцевальные мелодии Северной Осетии.  Составленное и переложенное – М.Музыка 1983
4. Кокаева З. Тетрадь для нот. Учебное пособие 1978-1980.
Просмотр видеокассет и прослушивание аудиокассет с записями музыки народов  Кавказа.
15