СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ.

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
(ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

Цели:

Обучающие:








Развивающие:





Воспитывающие:

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.
2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?
3. Показать произведение в единстве формы и содержания.
4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи произведения.
1. Совершенствовать навыки связной монологической речи.
2. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.
3. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно.
1. Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).
2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.
3. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать.

Эпиграф к уроку:

Назад, скорей назад, счастливые года! Ты лучезарна, жизнь, и радостней
Ведя я не выполнил заветов ваших тайных. Так много
Ведь жизнь была потом лишь цепью В. Набоков «Пир»
Дней случайных,
Прожитых без борьбы, забытых без труда
Иль нет, ошибся я, далеки года!
В. Набоков «Детство»
Беседа по прочитанному:
Как соотносится в рассказе автор и рассказчик? (одно лицо)
Кто главный герой рассказа? (Женя)
Беседы по картине В. Серова «Портрет Микки Мамонтова».
Посмотрите на картину внимательно. Что вы можете сказать о малыше?
Похож ли он на героя рассказа «Цифры» и чем похож? (жажда познания, глаза горят пытливым огнем, он хочет узнавать новое, еле-еле сидит на стуле, готовый сорваться с места и побежать в большой, незнакомый, но такой интересный мир).

- Вернемся к герою рассказа «Цифры». Что значат для него цифры? Цифры: записать ассоциации в тетради.
- Дома вы должны были подумать над композицией рассказа и обнаружить особенности композиционного построения.
Композиция
Заключение
1 гл. «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как ..»

Развязка
1 гл. «Дядечка, прости меня, я больше не буду»

Завязка
Нач. 2 гл. «Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой»

Кульминация
2 гл. «Царский день. Великий грех».
3 гл. «Вот тебе и цифры!»
4 гл. «Но ты все кричал и кричал»
5 гл. «И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе»

Развязка
7 гл. «Дядечка! – сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще »

Какой элемент к. отсутствует?
Итак, рассказ начинается с заключения.
Чему мы становимся свидетелями?
(рассказы оправдываются, пытается что-то объяснить уже большому ребенку; то что мучает автора, не дает ему покоя).
Д/З. Каким чувством проникнута пословица
Фраза 1 гл. (гордая ирония над собой)
Перейдем к завязке (читаю нач. 2 гл.).
А какой была та мечта? (захватила всю твою душу, тебе хотелось всего сразу, всего нового)
Начало конфликта
1) Почему знакомство было отложено?
- А чем оправдывается дядя, прочтите («не полагается баловать детей»).
- Почему же, спустя годы, дядя оценивает свой поступок как «великий грех»?
Поднимите руку те, кому знакома ситуация, когда в жизни, или, наоборот, радостные минуты, взрослые отмахивались от вас?
- Посмотрим, насколько разумны были принципы воспитания дяди? (неразумны, ведь конфликт углубляется).
2) Какой поступок мальчика выводит дядю из себя и почему Женя так ведет себя?

Д/З. Давайте посмотрим, как дядя оценивает свое поведение? На доске – таблица с ключевыми словами
ДЯДЯ
Ненависть к тебе
В бешенстве
МАЛЬЧИК

3) Но ты все кричал и кричал (4 гл.)
- Мы говорили, что Иван Бунин – мастер в описании чувств человека. Прочтите в главе 4, что же происходит с Женей?
(начало)
- Сочувствуют ли взрослые? А почему не утешили? (прочтите конец 4 главы)
- Согласны ли вы со словами Льва Толстого: «Горькие испытания доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях» («Детство») Но не только в отношениях друг с другом, а и в отношении с детьми.
4) «И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе» (5 гл.)
Д/З. - Каково начало? Чем необычно? (Мальчик забыл, а дядя не дает забыть).
- Какую фразу вы выделили как главную? («Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!»
- Почему? (пустое занятие, показывает беспомощность ребенка и разбивает мнение дяди о себе, как о воспитателе).
Развязка: что произошло с мальчиком? (был сломлен)
- А был ли он виноват? Чувствует ли он это? (Да. Понимает, но все равно извиняется).
И вот мне хочется в размер простых стихов
То время заключить. Когда мне было восемь,
Да, только восемь лет. Мы ничего не просим,
Не знаем в эти дни, но многое душой
Мы можем угадать. В. Набоков «Детство»
- Чему научился Женя, извинившись, хотя был ни в чем не виноват?
- Посмотрите, а какая глава выпала из композиции? (6 гл.)
Давайте посмотрим почему?
Читаем со слов: «Чем неосуществима мечта»
Весь рассказ – в одной главе, в ней все события дня. Сжато, как в маленьком зеркальце.
- Эта глава раскрывает пространство рассказа. Что и кого подразумевает автор под словом «жизнь» для Жени?
ПРОСТРАНСТВО
Жизнь: Маша, бабушка, дядя


Вечер: «Бешенный крик
боли»




Ч У В С Т В А





Утро: «Счастье» Счастье!»
- Откуда он, этот «крик боли»? (равнодушие взрослых)
- Да, в этот вечер дядя научил мальчика писать цифры. Давайте вернемся к проблемному вопросу: для кого и для сего был написан этот рассказ? (Для дяди, для нас. Эпиграф. Мы должны уметь оглянуться в прожитые годы и постараться исправить свои ошибки. Но главное – не делать их, не допускать равнодушия по отношению к близким нам людям и товарищам, уважать чувства других людей, их желания. Давайте выполним «тайные заветы» жизни. «Ты лучезарна, жизнь, и радостей так много» («Пир» В. Набоков). Не отбирайте у себя радость познания, реализуйте ее каждый день – в школе и дома – и вы сумеете «расцветить» жизнь.
Д/З. Почему рассказ разит на главы? (ступени к пониманию себя через осмысление ошибок прошлого)
Д/З. 1. Легко ли быть ребенком? (ответ-рассуждение)
2. Что необходимо делать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания? (устно, но можно и письменно).
3. Пишите ли вы стихи? Напишите стихотворение о детстве.
4. Оформите стенд-газету «Легко ли быть ребенком», написав сочинения на аналогичную тему.









13PAGE 15


13PAGE 14115



События всего дня



Times New Roman15