Доклад по теме Дифференцированное обучение как технология системно-деятельностного подхода на уроках физики



«УОМО УСТЬ-УДИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа
(МКОУ Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа)






Доклад по теме
«Дифференцированное обучение
как технология системно-деятельного подхода
на уроках физики»





Составила: Шипнякова А.В.
учитель информатики, физики







2015

В условиях введения ФГОС в основной школе возрастает роль применения системно-деятельностного подхода, одним из компонентов которого является технология дифференцированного обучения.
Дифференциация обучения  одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.
В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп обучающихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение – процесс обучения, организованный с учетом индивидуально - типологических особенностей учеников.
Дифференциация обучения предусматривает:
а) обеспечение потребностей и возможностей учеников при изучении конкретного предмета
б) реализации принципа соответствия уровня знаний, умений и навыков требованиям высших учебных заведений
в) четкую градацию уровней сложности учебного материала
г) диагностирование уровня знаний и готовности к усвоению новой темы.
Критериями дифференциации являются:
Обучаемость – общие умственные способности и специальные (особенности умственного развития, внимание, память, самостоятельность, темп работы).
Учебные умения – общеучебные умения и навыки, самоконтроль, самоорганизация.
Обученность, которая состоит из программных и внепрограммных знаний, умений и навыков, познавательных интересов.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
Внешняя дифференциация – это разделение обучающихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных обучающихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:
Малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
Педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);
Дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);
Способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);
Одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).
Большие коррективы в структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.
При этом необходимо хорошо понимать, что дифференцированная форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета.
При такой организации необходимо помнить о группах детей школьного возраста.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности: этот способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся.
Для ребят первой и второй групп (малоспособные и педагогически запущенные дети) – это задания, которые выполняются по четко отработанному алгоритму. Например, решение расчетных и качественных задач.
Для детей третьей группы (дети со средним уровнем развития) – к базовому заданию добавляются дополнительные более сложные задания творческого характера. Например, составление схем, опорных конспектов, рецензирование ответов учащихся.
Для четвертой и пятой групп (способные, продвинутые в развитии дети) – составляются задания, которые требую творческого подхода, поиска нескольких путей решения поставленной перед ними проблемы. К таким заданиям можно отнести совершенствование приборов, проведение фронтальной лабораторной работы, решение задач разными способами, составление задач на заданный физический закон.
Дифференциация по объему учебного материала: этот способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3 – 5 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости, как правило, не успевают выполнить к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объёму может сочетаться с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи с недостающими или наоборот лишними данными. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.
Дифференциация работы по степени самостоятельности: при таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это ребята 4 и 5 групп) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способы решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть работы. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (3 группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1 и 2 групп, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, можно организовать, например, проведение фронтального эксперимента, выполнение фронтальных лабораторных работ, решение задач и упражнений.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся: такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространённые виды помощи:
помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
помощь в виде «подсказок» (карточек – консультаций, записей на доске);
На карточках использую различные виды помощи:
образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения (алгоритм решения задачи);
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, физического закона;
наглядные опоры, иллюстрации (опорный конспект, схема);
дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных заданий, инструкции по выполнению эксперимента);
Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания могут сочетаться друг с другом.
Дифференцированный подход используется при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности), или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме, подготовить доклад, используя дополнительные источники информации, провести эксперимент в домашних условиях и объяснить результаты этого эксперимента).
Педагог должен научить ребят общаться друг с другом по тем или иным вопросам предмета, преодолевать трудности и радоваться препятствиям, возникающим при знакомстве с новым материалом, помочь осознать личную значимость физических знаний для каждого человека.
Практическое применение дифференцированного подхода на уроках физики
Данная часть моей работы знакомит с вариантами заданий, составленных с использованием дифференцированного подхода в самостоятельной работе на уроках физики в 8 классе.
При разработке заданий я ориентировалась на рабочую программу, составленную по учебнику А. В. Перышкина Физика 8 класс.
Дифференциация заданий по уровню трудности
Для учащихся первой и второй групп:
Какое количество теплоты потребуется для полного испарения 3 кг воды, взятой при температуре кипения?
Определить какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 100 г эфира, взятого при температуре кипения?
Сколько теплоты выделится при конденсации 3 кг аммиака, взятого при температуре кипения?
Для учащихся третьей группы :
На испарение аммиака, взятого при температуре кипения, израсходовано 3.5(105 Дж тепла. Определить массу испарившегося аммиака.
Сколько выделится тепла при конденсации 300 г эфира, находящегося при температуре 35 0С, и дальнейшем его охлаждении до 15 0С?
Для учащихся четвертой и пятой групп:
Составить схему по теме «Изменение агрегатных состояний». Примерная схема представлена на рисунке 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1
Дифференциация заданий по объему учебного материала
Для учащихся первой и второй групп:
Имеется заряженный электроскоп и металлический стержень. Что можно сделать, чтобы по стержню протек ток?
Искра проскакивает между шариками разрядника электрофорной машины. Можно ли утверждать, что между шариками разрядника течет ток?
Имеет ли значение для теплового действия тока его направление?
Могут ли быть жидкости проводниками? Диэлектриками? Приведите примеры.
Почему магнитный компас дает неправильные показания, если вблизи находится провод с электрическим током?
Плитка включена в осветительную сеть. Какое количество электричества протекает через нее за 10 минут, если сила тока в проводящем шнуре равна 5 А?
Для учащихся третьей группы:
По спирали электролампы проходит 540 Кал электричества за каждые 5 мин. Чему равна сила тока в лампе? (1,8 А)
Ток в электрическом паяльнике 500мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин.? (60 Кл)
Вычислите силу тока в проводнике, через который в течение 1 мин проходит 90 Кал электричества.(1,5 А)
При электросварке сила тока достигает 200 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение электрода за 1 мин?(12103 Кл)
Для учащихся четвертой и пятой групп:
Почему в дистиллированной воде и серной кислоте, взятых отдельно, ток не проходит ,а в водном растворе серной кислоты проходит?
Во включенном в цепь приборе сила тока равна 8 мкА. Какое количество электричества проходит через этот прибор в течение 12 мин? (5,8 10-3 Кл)
При выполнении лабораторных практикумов происходит дифференциация работы по степени самостоятельности. Одна группа выполняет работу самостоятельно, пользуясь текстом задания и специальным оборудованием, вторая пользуется теми же средствами и могут воспользоваться помощью учителя. Для третьей группы установлена специальная программа на компьютере, в ней все подробно расписано, очень легко выполняются измерения, результаты заносятся в итоговую таблицу.
Благодаря успешному осуществлению дифференцированного подхода на уроках физики возникает возможность повышения уровня мотивации школьников, относящихся к группам разного уровня, сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, а у учителя появляется возможность помочь слабому, уделить внимание сильному, что невозможно при традиционной форме организации урока.
Образование – важнейший компонент жизни человека и именно поэтому необходимо формировать умственные способности и умения самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи, а не ждать помощи от окружающих. Повышать мотивацию к самообразованию и самосовершенствованию.
Не вызывает сомнений и тот факт, что в процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым ребенком и процесс усвоения знаний не одинаков у детей разных групп. При организации учебного процесса необходимо учитывать основные характеристики ученика, отличающие его от всех остальных.
Современному учителю обязательно нужно использовать прогрессивные образовательные технологии. Необходимо, чтобы ученики больше делали сами, так как простая форма приема информации не может быть определена как знание. Владение его делает человека эрудированным, но не знающим. Человек, наделенный интеллектом, должен уметь применять полученные знания на практике.
Список литературы
Баранова С.П. Педагогика – М.; Просвещение, 1976.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., Воронеж. Изд-во НПО “МОДЕК”, 1998.
Педагогическая энциклопедия. Под ред. В. В. Давыдова – М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия» . 1993. Т. I. 276 с.
Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения. // Педагогика, 1995, N 6.
Антропова М.В. и др. Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого - гигиеническая оценка. // Педагогика, 1992
Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Педагогика – М.: Издательский центр "Академия", 2002.
Дядиченко Е. А. Уровневая дифференциация в личностно-ориентированном образовании (На материале обучения физике в вечерней школе). Авторефер. канд. дис. М. 2006.
Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л., Хруль О.С. Образовательная интеграция учащихся с особенностями психофизического развития и компетентность учителя // Открытая школа. 2013. № 4.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.: Педагогика, 1990.
Внедрение инновационных педагогических технологий в систему образования. Технология дифференцированного обучения. / Под. ред. Нагорновой Г.В. Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009. № 6.
Коровин В.А., Орлов В.А. Программа «Физика. Астрономия.7-11 кл.». М.: Дрофа, 2010.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Деятельность классного руководителя в организации и проведенШђ Заголовок 1Шђ Заголовок 2 Заголовок 615